Проблемы регионального туризма в Ленинградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Широта выполняемых функций туризма позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на макро- и мезоуровнях хозяйствования.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты развития регионального туризма в России 4
1.1. Основные участники регионального туристического рынка 4
1.2. Анализ современного развития регионального туризма в РФ 5
1.3. Анализ рынка туризма в Ленинградской области 11
Глава 2. Развитие туризма в Ленинградской области 19
2.1. Характеристика проблем развития туризма в Ленинградской области 19
2.2. Основные направления решения проблем 21
Заключение 37
Список использованной литературы: 39

Работа содержит 1 файл

проблемы регионального туризма в лен области.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

Учреждения рекреации  сосредоточены в Выборгском, Приозерском, Всеволожском, Гатчинском и Лужском  районах. Названные районы имеют  удобную транспортную связь с Санкт-Петербургом и развитую внутрирайонную сеть автомобильных дорог.

Основная зона кратковременного неорганизованного отдыха жителей  Санкт-Петербурга - лесопарковый пояс города, проходящий по территории Всеволожского, Выборгского, Гатчинского, Приозерского и Ломоносовского районов. Другие районы в рекреационном отношении освоены недостаточно из-за отдаленности от Санкт-Петербурга. На территории региона развиваются экскурсионно-познавательный, экологический, водный, круизный, спортивно - оздоровительный виды туризма.

Международный туризм пока носит транзитный и приграничный характер. Для приема иностранных туристов, в основном из Финляндии, действует отель "Дружба" в г.Выборге, соответствующий международным стандартом.

Будущее рекреационного комплекса области обусловлено  значительным природным потенциалом  для развития туризма, санаторного лечения, отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие туризма в Ленинградской области

 

    1. Характеристика проблем развития туризма в Ленинградской области

 

Успешному развитию въездного туризма на территории Ленинградской области мешают следующие проблемы:

1.  "Антиреклама" России как объекта туристской привлекательности в зарубежных средствах массовой информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая инфраструктура, недостатки в обслуживании и т. п.).

2.  Дeйcтвyющий пopядoк выдaчи poccийcкиx виз гpaждaнaм инocтpaнныx rocyдapcтв, бeзoпacныx в мигpaциoннoм oтнoшeнии, нe вceгдa cпocoбcтвyющий pocтy въeзднoгo тypизмa. Так как стоимость виз в Россию для иностранцев очень высоки. Например, за визу из Греции в Россию необходимо заплатить 100$, а из США 120$. Для стран Европы цены на визы в Россию значительно ниже. Например, для Германии виза составляет 60 евро. Срок оформления визы примерно 2 недели. Выше перечисленные факторы практически "ставят крест" на развитие молодежного и студенческого туризма.

3.  Отсутствие государственной программы поддержки туризма и государственного финансирования, строительства и реконструкции объектов для въездного туризма.

4.  Несовершенство нормативно-правовой базы.

5.  Недостаточно развито производство сувенирной продукции.

6.  Отсутствие в области специализированного туристского транспорта; областные турфирмы пользуются городским транспортом, оставляя деньги в Санкт-Петербурге.

7.  Дороги области недостаточно оборудованы дорожной инфраструктурой (стоянками, туалетами, дорожными указателями, заправочными станциями).

8.  Практически полное отсутствие объектов развлечений как отдельных, так и при коллективных средствах размещения.

9.  Объекты питания имеют малое количество посадочных мест, меньше стандартной туристской группы, и не имеют парковок.

Практические рекомендации для развития туристско-рекреационной  отрасли Ленинградской области  приведены в 3 главе настоящей  работы.

Среди необходимых мер  для развития туризма в регионе  участники совещания отметили необходимость совершенствования инфраструктуры – дорог, мест питания и санитарных стоянок. Кроме того, они подчеркнули, что в регионе пока возникают сложности в организации маршрутов – приезд групп не всегда совпадает с часами работы музеев. Также среди препятствий к развитию отрасли представители туристических компаний отметили ценовую политику гостиниц региона и недостаточный уровень распространения информации о событиях в области. Из перспективных направлений развития отрасли на совещании отмечали проект «Серебряное кольцо», призванный объединить монастыри и старинные крепости, расположенные в Ленинградской области и других регионах Северо-Запада. Вице-губернатор Александр Кузнецов предложил составить календарный график событий на ближайший год и распространять его через сеть туристическо-информационных центров. Кроме того, он подчеркнул, что есть и пути решения перечисленных на совещании сложностей. Так, например, организацией питания туристов могут заниматься предприятия малого и среднего бизнеса. На совещании было принято решение проводить встречи представителей туристического рынка, контролирующих организаций и администраций районов ежеквартально. Напомним, что в 2009 году Ленинградскую область посетили 1,85 млн. туристов, при этом 20% из них – иностранцы. Таким образом, число туристов превышает число жителей региона. Лидерами являются Выборгский, Волховский и Призерский районы, принявшие в прошлом году 300, 200 и 100 тысяч туристов соответственно. [50]

2.2. Основные направления решения проблем

 

Правительством Ленинградской области в целях развития внутреннего и въездного туризма в 2004 году была разработана региональная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации 
Ленинградской области на 2010 – 2015 годы" (Постановление Правительства от 6 апреля 2009 года № 153.) [30]

Программой предусмотрено  решение проблемы взаимодействия в  едином туристском пространстве Северо-Западного региона России и Ленинградской области.

Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, стабилизировать процесс рыночных отношений, а также упорядочить влияние государства на развитие туристской отрасли.

Программа содержит наиболее актуальные предложения и мероприятия по созданию правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего формирования туристской индустрии в Ленинградской области.

На основе данной Программы работает Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму.

В рамках региональной целевой программы  существует система программных мероприятий, которые посвящены развитию въездного туризма на территории Ленинградской области. Мероприятия в сфере совершенствования институциональной структуры туризма включают в себя следующие:

1.  Создание системы информационно-туристских центров на территории области.

"Информационно-туристский центр"  расположен в Санкт-Петербурге, и  его деятельность направлена  на обслуживание интересов рекреантов  из Санкт-Петербурга и других  регионов России, а также ближнего  и дальнего зарубежья.

По подобию Ленинградского областного "Информационно-туристского центра" предлагается создать несколько информационно-туристских центров. Данные центры предполагается разместить в основных рекреационных зонах Ленинградской области: Выборгском, Лужском, Приозерском, Тихвинском и Волховском районах. В дальнейшем целесообразно открыть центры и в других районах Ленинградской области, а также в некоторых городах и поселках области. [30]

Предполагаемой формой создаваемых  центров является государственное  унитарное предприятие.

В рамках реализации программы предполагается разработать положение о туристско-информационных центрах, создать соответствующее предприятие и обеспечить начало его функционирования.

Основными задачами системы информационно-туристских центров должны стать:

  • сбор информации о возможных местах проживания туристов и рекреантов, в том числе и в индивидуальном секторе;
  • сбор информации и классификация мест проживания и отдыха туристов;
  • информирование туристов о достопримечательностях, условиях проезда, возможностях проживания и рекреации в различных частях Ленинградской области;
  • разработка планов развития определенных территорий и содействие их реализации;
  • размещение наружной рекламы достопримечательностей Ленинградской области;
  • разработка и продвижение турпродуктов, пакетов программ местных кампаний на российском и международном уровнях;
  • содействие созданию на территории области единой региональной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и рекреационных зон, а также аналогичной системы по охране и рациональному использованию памятников истории и культуры;
  • ведение статистического учета автоматизированного кадастра туристских территорий Ленинградской области (предоставляющего собой составную часть земельного кадастра) и паспорта туристско-рекреационных округов и территорий;
  • ежегодное проведение социологических и маркетинговых исследований в сфере туризма, результаты которых могут быть доведены до туристских фирм, работающих на территории Ленинградской области.

Создание системы информационно-туристских центров позволит скоординировать  работу по продвижению регионального  туристского продукта на внутренний и международный туристские рынки в отдельных районах области.

2. Обеспечение функционирования  координационного совета по туризму  при Правительстве Ленинградской  области.

Для развития туристско-рекреационной  сферы в Ленинградской области  требуется значительное повышение  уровня межведомственного (межотраслевого) кооперирования и координации, и прежде всего на уровне Правительства Ленинградской области.

Мероприятия по совершенствованию  нормативно-правовой базы туристской отрасли.

В целях совершенствования  системы статистического учета  и анализа в сфере туризма  в 2007 году был заключен договор с "Петербургкомстатом" и ЛОГУ "Информационно-туристским центром" на сбор туристской статистики по Ленинградской области. [21]

Мероприятия по совершенствованию  информационной базы в туристской отрасли.

В качестве усовершенствования информационной базы планируется создание единой для Санкт-Петербурга и Ленинградской области системы сбора и обработки статистической информации, которая позволила бы точнее учитывать изменения в туристских потоках и измерять влияние на них различных управленческих воздействий.

В целях налаживания  соответствующей системы учета  планируется реализовать два  мероприятия: пополнение и обновление кадастра туристско-рекреационных  ресурсов Ленинградской области, а  также совершенствовать соответствующую  систему учета использования ресурсов. Совершенствование системы позволит полнее учитывать доходы, получаемые от туристской деятельности на территории Ленинградской области, а также более эффективно воздействовать на предприятия, предоставляющие туристско-рекреационные услуги. Особенно важна эта задача в плане хозяйственного использования земель, которые могли бы иметь достаточно высокую отдачу с точки зрения туризма. Актуальным является выделение в Ленинградской области зон, особо ценных с точки зрения туризма. К числу подобных зон следует отнести Карельский перешеек, Лужский, Гатчинский и Волховский районы. Требуется выделить подобные туристские зоны и в других районах области. Хозяйственное использование земель в рамках туристских зон должно происходить с согласия структурного подразделения Правительства Ленинградской области, курирующего сферу туризма, или аналогичных подразделений в муниципальных образованиях. [21]

Предполагается увязать  кадастровую оценку и оценку использования  ресурсов с размерами земельного налога. Необходимо усилить роль государства в контроле целевого использования земель, выделенных для рекреационных целей и под объекты инфраструктуры туризма, так как эти земли зачастую используются не по назначению. В частности, ревизия уже сделанных землеотводов может существенно увеличить доход бюджета за счет налога на землю. Требуется законодательное определение целевого использования земель для туристских и рекреационных нужд.

В целях эффективного использования кадастра с точки  зрения налогообложения, планируется подготовить соответствующую базу и создать необходимые нормативно-правовые документы.

Мероприятия по содействию продвижения туристских услуг Ленинградской  области на российском и международном  рынках.

В целях продвижения  туристских услуг и установления межрегиональных и международных связей в сфере туризма необходимы следующие мероприятия:

1.  Подготовка и проведение международного водного фестиваля "Вуокса".

2.  Ежегодное участие в международных туристских выставках, проводимых на территории России (INWETEX-C.I.S, INTOURFEST, MITT и другие), путем представления единым стендом Ленинградской области.

3.  Представление рекреационных возможностей Ленинградской области на российских и крупных региональных туристских выставках.

4.  Разработка единого стиля экспозиции стендов Ленинградской области на выставках, изготовление передвижных рекламных блоков и стендов о туристском и санаторно-курортном комплексе Ленинградской области.

5.  Представление Ленинградской области на зарубежных международных туристских выставках и ярмарках.

6.  Участие в реализации программы "Совместное продвижение Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Стокгольма на международном туристском рынке".

7.  Разработка и реализация программы продвижения туристских услуг Ленинградской области в Финляндии, Скандинавских странах и странах Балтии.

8.  Организация целевых информационно-рекламных кампаний в СМИ, направленных на продвижение Ленинградской области, как объекта туризма.

9.  Проведение конкурсов среди кинооператоров, фотографов и журналистов, пропагандирующих своим творчеством рекреационно-туристские возможности Ленинградской области.

10.Создание видеороликов  о возможностях туризма в Ленинградской  области на русском и иностранных  языках.

11.Проведение обзорных  экскурсий и выездных семинаров о возможностях туризма в отдельных районах Ленинградской области.

В целях продвижения  туристских услуг Ленинградской  области на российском и международном  рынках в 2004 году была принята "Концепция  развития выставочно-ярмарочной деятельности в Ленинградской области" на основании Постановления Губернатора ЛО № 347-пг от 21.08.07 года "Об утверждении концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Ленинградской области".[33]

В соответствии с этим Постановлением, в 2008 году Ленинградская  область была представлена на 10 специализированных туристских выставках.

Информация о работе Проблемы регионального туризма в Ленинградской области