Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа
В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Широта выполняемых функций туризма позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на макро- и мезоуровнях хозяйствования.
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты развития регионального туризма в России 4
1.1. Основные участники регионального туристического рынка 4
1.2. Анализ современного развития регионального туризма в РФ 5
1.3. Анализ рынка туризма в Ленинградской области 11
Глава 2. Развитие туризма в Ленинградской области 19
2.1. Характеристика проблем развития туризма в Ленинградской области 19
2.2. Основные направления решения проблем 21
Заключение 37
Список использованной литературы: 39
Учреждения рекреации сосредоточены в Выборгском, Приозерском, Всеволожском, Гатчинском и Лужском районах. Названные районы имеют удобную транспортную связь с Санкт-Петербургом и развитую внутрирайонную сеть автомобильных дорог.
Основная зона кратковременного неорганизованного отдыха жителей Санкт-Петербурга - лесопарковый пояс города, проходящий по территории Всеволожского, Выборгского, Гатчинского, Приозерского и Ломоносовского районов. Другие районы в рекреационном отношении освоены недостаточно из-за отдаленности от Санкт-Петербурга. На территории региона развиваются экскурсионно-познавательный, экологический, водный, круизный, спортивно - оздоровительный виды туризма.
Международный туризм пока носит транзитный и приграничный характер. Для приема иностранных туристов, в основном из Финляндии, действует отель "Дружба" в г.Выборге, соответствующий международным стандартом.
Будущее рекреационного комплекса области обусловлено значительным природным потенциалом для развития туризма, санаторного лечения, отдыха.
Успешному развитию въездного туризма на территории Ленинградской области мешают следующие проблемы:
1. "Антиреклама" России как объекта туристской привлекательности в зарубежных средствах массовой информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая инфраструктура, недостатки в обслуживании и т. п.).
2. Дeйcтвyющий пopядoк выдaчи poccийcкиx виз гpaждaнaм инocтpaнныx rocyдapcтв, бeзoпacныx в мигpaциoннoм oтнoшeнии, нe вceгдa cпocoбcтвyющий pocтy въeзднoгo тypизмa. Так как стоимость виз в Россию для иностранцев очень высоки. Например, за визу из Греции в Россию необходимо заплатить 100$, а из США 120$. Для стран Европы цены на визы в Россию значительно ниже. Например, для Германии виза составляет 60 евро. Срок оформления визы примерно 2 недели. Выше перечисленные факторы практически "ставят крест" на развитие молодежного и студенческого туризма.
3. Отсутствие государственной программы поддержки туризма и государственного финансирования, строительства и реконструкции объектов для въездного туризма.
4. Несовершенство нормативно-правовой базы.
5. Недостаточно развито производство сувенирной продукции.
6. Отсутствие в области специализированного туристского транспорта; областные турфирмы пользуются городским транспортом, оставляя деньги в Санкт-Петербурге.
7. Дороги области недостаточно оборудованы дорожной инфраструктурой (стоянками, туалетами, дорожными указателями, заправочными станциями).
8. Практически полное отсутствие объектов развлечений как отдельных, так и при коллективных средствах размещения.
9. Объекты питания имеют малое количество посадочных мест, меньше стандартной туристской группы, и не имеют парковок.
Практические рекомендации для развития туристско-рекреационной отрасли Ленинградской области приведены в 3 главе настоящей работы.
Среди необходимых мер для развития туризма в регионе участники совещания отметили необходимость совершенствования инфраструктуры – дорог, мест питания и санитарных стоянок. Кроме того, они подчеркнули, что в регионе пока возникают сложности в организации маршрутов – приезд групп не всегда совпадает с часами работы музеев. Также среди препятствий к развитию отрасли представители туристических компаний отметили ценовую политику гостиниц региона и недостаточный уровень распространения информации о событиях в области. Из перспективных направлений развития отрасли на совещании отмечали проект «Серебряное кольцо», призванный объединить монастыри и старинные крепости, расположенные в Ленинградской области и других регионах Северо-Запада. Вице-губернатор Александр Кузнецов предложил составить календарный график событий на ближайший год и распространять его через сеть туристическо-информационных центров. Кроме того, он подчеркнул, что есть и пути решения перечисленных на совещании сложностей. Так, например, организацией питания туристов могут заниматься предприятия малого и среднего бизнеса. На совещании было принято решение проводить встречи представителей туристического рынка, контролирующих организаций и администраций районов ежеквартально. Напомним, что в 2009 году Ленинградскую область посетили 1,85 млн. туристов, при этом 20% из них – иностранцы. Таким образом, число туристов превышает число жителей региона. Лидерами являются Выборгский, Волховский и Призерский районы, принявшие в прошлом году 300, 200 и 100 тысяч туристов соответственно. [50]
Правительством Ленинградской области в целях развития
внутреннего и въездного туризма в 2004
году была разработана региональная целевая
программа "Развитие сферы туризма
и рекреации
Ленинградской области на 2010 – 2015 годы"
(Постановление Правительства от 6 апреля
2009 года № 153.) [30]
Программой предусмотрено решение проблемы взаимодействия в едином туристском пространстве Северо-Западного региона России и Ленинградской области.
Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, стабилизировать процесс рыночных отношений, а также упорядочить влияние государства на развитие туристской отрасли.
Программа содержит наиболее актуальные предложения и мероприятия по созданию правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего формирования туристской индустрии в Ленинградской области.
На основе данной Программы работает Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму.
В рамках региональной целевой программы существует система программных мероприятий, которые посвящены развитию въездного туризма на территории Ленинградской области. Мероприятия в сфере совершенствования институциональной структуры туризма включают в себя следующие:
1. Создание системы информационно-туристских центров на территории области.
"Информационно-туристский
По подобию Ленинградского областного "Информационно-туристского центра" предлагается создать несколько информационно-туристских центров. Данные центры предполагается разместить в основных рекреационных зонах Ленинградской области: Выборгском, Лужском, Приозерском, Тихвинском и Волховском районах. В дальнейшем целесообразно открыть центры и в других районах Ленинградской области, а также в некоторых городах и поселках области. [30]
Предполагаемой формой создаваемых центров является государственное унитарное предприятие.
В рамках реализации программы предполагается разработать положение о туристско-информационных центрах, создать соответствующее предприятие и обеспечить начало его функционирования.
Основными задачами системы информационно-
Создание системы
2. Обеспечение функционирования
координационного совета по
Для развития туристско-рекреационной сферы в Ленинградской области требуется значительное повышение уровня межведомственного (межотраслевого) кооперирования и координации, и прежде всего на уровне Правительства Ленинградской области.
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы туристской отрасли.
В целях совершенствования системы статистического учета и анализа в сфере туризма в 2007 году был заключен договор с "Петербургкомстатом" и ЛОГУ "Информационно-туристским центром" на сбор туристской статистики по Ленинградской области. [21]
Мероприятия по совершенствованию информационной базы в туристской отрасли.
В качестве усовершенствования информационной базы планируется создание единой для Санкт-Петербурга и Ленинградской области системы сбора и обработки статистической информации, которая позволила бы точнее учитывать изменения в туристских потоках и измерять влияние на них различных управленческих воздействий.
В целях налаживания соответствующей системы учета планируется реализовать два мероприятия: пополнение и обновление кадастра туристско-рекреационных ресурсов Ленинградской области, а также совершенствовать соответствующую систему учета использования ресурсов. Совершенствование системы позволит полнее учитывать доходы, получаемые от туристской деятельности на территории Ленинградской области, а также более эффективно воздействовать на предприятия, предоставляющие туристско-рекреационные услуги. Особенно важна эта задача в плане хозяйственного использования земель, которые могли бы иметь достаточно высокую отдачу с точки зрения туризма. Актуальным является выделение в Ленинградской области зон, особо ценных с точки зрения туризма. К числу подобных зон следует отнести Карельский перешеек, Лужский, Гатчинский и Волховский районы. Требуется выделить подобные туристские зоны и в других районах области. Хозяйственное использование земель в рамках туристских зон должно происходить с согласия структурного подразделения Правительства Ленинградской области, курирующего сферу туризма, или аналогичных подразделений в муниципальных образованиях. [21]
Предполагается увязать кадастровую оценку и оценку использования ресурсов с размерами земельного налога. Необходимо усилить роль государства в контроле целевого использования земель, выделенных для рекреационных целей и под объекты инфраструктуры туризма, так как эти земли зачастую используются не по назначению. В частности, ревизия уже сделанных землеотводов может существенно увеличить доход бюджета за счет налога на землю. Требуется законодательное определение целевого использования земель для туристских и рекреационных нужд.
В целях эффективного использования кадастра с точки зрения налогообложения, планируется подготовить соответствующую базу и создать необходимые нормативно-правовые документы.
Мероприятия по содействию продвижения туристских услуг Ленинградской области на российском и международном рынках.
В целях продвижения туристских услуг и установления межрегиональных и международных связей в сфере туризма необходимы следующие мероприятия:
1. Подготовка и проведение международного водного фестиваля "Вуокса".
2. Ежегодное участие в международных туристских выставках, проводимых на территории России (INWETEX-C.I.S, INTOURFEST, MITT и другие), путем представления единым стендом Ленинградской области.
3. Представление рекреационных возможностей Ленинградской области на российских и крупных региональных туристских выставках.
4. Разработка единого стиля экспозиции стендов Ленинградской области на выставках, изготовление передвижных рекламных блоков и стендов о туристском и санаторно-курортном комплексе Ленинградской области.
5. Представление Ленинградской области на зарубежных международных туристских выставках и ярмарках.
6. Участие в реализации программы "Совместное продвижение Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Стокгольма на международном туристском рынке".
7. Разработка и реализация программы продвижения туристских услуг Ленинградской области в Финляндии, Скандинавских странах и странах Балтии.
8. Организация целевых информационно-рекламных кампаний в СМИ, направленных на продвижение Ленинградской области, как объекта туризма.
9. Проведение конкурсов среди кинооператоров, фотографов и журналистов, пропагандирующих своим творчеством рекреационно-туристские возможности Ленинградской области.
10.Создание видеороликов
о возможностях туризма в
11.Проведение обзорных экскурсий и выездных семинаров о возможностях туризма в отдельных районах Ленинградской области.
В целях продвижения туристских услуг Ленинградской области на российском и международном рынках в 2004 году была принята "Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Ленинградской области" на основании Постановления Губернатора ЛО № 347-пг от 21.08.07 года "Об утверждении концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Ленинградской области".[33]
В соответствии с этим Постановлением, в 2008 году Ленинградская область была представлена на 10 специализированных туристских выставках.
Информация о работе Проблемы регионального туризма в Ленинградской области