Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа
В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Широта выполняемых функций туризма позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на макро- и мезоуровнях хозяйствования.
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты развития регионального туризма в России 4
1.1. Основные участники регионального туристического рынка 4
1.2. Анализ современного развития регионального туризма в РФ 5
1.3. Анализ рынка туризма в Ленинградской области 11
Глава 2. Развитие туризма в Ленинградской области 19
2.1. Характеристика проблем развития туризма в Ленинградской области 19
2.2. Основные направления решения проблем 21
Заключение 37
Список использованной литературы: 39
Содержание:
В настоящее время туризм являетс
Обеспечение возрастающего
воздействия туризма на социально-экономические
условия функционирования региона
требует решения ряда конкретных задач, среди которых первоочереднымиявляютс
Актуальность темы обсуловлена тем, что богатый природными и культурными ресурсами регион Ленинградской области имеет огромный туристский потенциал, который пока, к сожалению, задействован далеко не полностью. Причиной этого являются несовершенство управления туристско-рекреационной сферой, неразвитость ее инфраструктуры и, в первую очередь, отсутствие в необходимом количестве хороших дорог, заправочных станций, оборудованных стоянок, специального туристского транспорта, объектов питания, размещения, развлечения и торговли.
На сегодняшний день развитие иностранного туризма на территории Ленинградской области, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
Объект работы – туризм в Ленинградской области.
Предмет работы – современные проблемы развития регионального туризма в Ленинградской области, и их решение.
Целью работы является анализ проблем развития регионального туризма в Ленинградской области.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
Тема мало исследована, основными источниками по данной тематике являются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня в области туризма, а также учебная литература и научные исследования в данной области.
В основе туризма лежат две субсистемы: субъект туризма и объект туризма. Под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названные услуги предоставляются объектом туризма. [1, с.59]
Под объектом туризма понимается все, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Объект туризма (туристская отрасль) включает в себя три основных компонента: туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие.
Под туристским регионом следует понимать географическую территорию (место, регион), которую гость или туристский сегмент выбирает с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Таким образом, регион представляет собой единый туристский продукт и конкурентоспособную единицу. [1, с.63]
Систему объектов в туризме можно представить на схеме:
Рисунок 1.1. Система объектов в туризме |
Развитие туризма в России имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [34] туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
В 2009 году была разработана Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)» [35]. Мероприятия Программы соответствуют приоритетам и целям социально-экономической политики государства, направленной на развитие человеческого потенциала, оздоровление национальной экономики. Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 года осуществляется в рамках действующих федеральных целевых программ: «Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года», «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)», «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)» и др.
Отечественная туристская
отрасль обладает всеми необходимыми
ресурсами для активного
Растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны российских инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. [2, с.59]
Потенциальными возможностями для развития того или иного вида туризма обладают практически все регионы Российской Федерации, включая самые отсталые и депрессивные. Для многих из них туризм мог бы стать отраслью основной доходности и занятости. Причины низкого использования природного и культурно-исторического наследия в качестве ресурса экономического и социального развития регионов во многом связаны с институциональными деформациями, присущими российской экономике в целом.
Основные тенденции в туристском спросе на рынке регионального туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм.
В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма. Очевидным является то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. [7,с. 55]
Например, в регионах
СЗФО туризм, прежде всего, культурно-познавательный
туризм имеет давние традиции и историю
развития. В настоящее время эта
отрасль рассматривается
При разном достигнутом уровне таких показателей, как объем въездного туризма и объем финансирования из региональных бюджетов, в регионах наблюдается общность проблем, связанных с неразвитостью туристической инфраструктуры.
К числу таких проблем относятся:
Кроме того, существует ряд
общих проблем, связанных с культурно-
Общность проблем
Прежде всего, следует отметить трудности малого предпринимательства в сфере туризма, силами которого в значительной мере развивается туристическая инфраструктура в регионах. Преградами на пути малого бизнеса по-прежнему являются:
- многочисленные административные барьеры, включая разного рода инспекции
- налоговое администрирование
- заключение договоров
аренды/покупки земельных
Излишняя административная заорганизованность, все еще характерная для российской экономики, включая сферу туризма, приводит к тому, что с одной стороны, не получают своего развития децентрализованные рыночные механизмы регулирования, с другой – расширяется сфера коррупции чиновников. Формируется порочный круг: «чем больше в обществе распространена коррупция среди правительственных чиновников, тем меньше остается возможностей для укрепления рыночных институтов и конкурентных механизмов» [48, с.11].
Для поддержания малого
бизнеса в сфере туризма
Другой серьезной проблемой для малого бизнеса в сфере туризма являются сложности доступа на финансовые рынки. Последствиями затрудненного доступа к финансовым ресурсам и низкой конкуренции являются проблемы, наблюдаемые в региональной туристической инфраструктуре, такие как преобладание дорогих гостиниц и недостаток мест размещения туристического класса, соответствующих европейскому уровню; однообразие общественного питания; недостаток оригинальной сувенирной продукции и пр.
Информация о работе Проблемы регионального туризма в Ленинградской области