Проблемы регионального туризма в Ленинградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Широта выполняемых функций туризма позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на макро- и мезоуровнях хозяйствования.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты развития регионального туризма в России 4
1.1. Основные участники регионального туристического рынка 4
1.2. Анализ современного развития регионального туризма в РФ 5
1.3. Анализ рынка туризма в Ленинградской области 11
Глава 2. Развитие туризма в Ленинградской области 19
2.1. Характеристика проблем развития туризма в Ленинградской области 19
2.2. Основные направления решения проблем 21
Заключение 37
Список использованной литературы: 39

Работа содержит 1 файл

проблемы регионального туризма в лен области.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Широта выполняемых функций туризма позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на макро- и мезоуровнях хозяйствования. Рассмотрение туризма как инструмента социально-экономического развития особенно актуально с позиции регионального подхода. Для России данный подход имеет исключительно важное значение в силу обширной территории и существенной дифференциации регионов по характеру условий развития туризма.

Обеспечение возрастающего  воздействия туризма на социально-экономические  условия функционирования региона  требует решения ряда конкретных задач, среди которых первоочереднымиявляются: оценка ресурсной обеспеченности и туристских возможностей региона, выявление особоценных и уникальных объектов туристского интереса, определение направлений развития ресурснойбазы для достижения желаемого социально-экономического результата и т.п., т.е. задач, которые связаны с управлением туристскими ресурсами, являющимися основными факторами развития туризма.

Актуальность темы обсуловлена  тем, что богатый природными и  культурными ресурсами регион Ленинградской области имеет огромный туристский потенциал, который  пока, к сожалению, задействован далеко не полностью. Причиной этого являются несовершенство управления туристско-рекреационной сферой, неразвитость ее инфраструктуры и, в первую очередь, отсутствие в необходимом количестве хороших дорог, заправочных станций, оборудованных стоянок, специального туристского транспорта, объектов питания, размещения, развлечения и торговли.

На сегодняшний день развитие иностранного туризма на территории Ленинградской области, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Объект работы – туризм в Ленинградской области.

Предмет работы – современные  проблемы развития регионального туризма  в Ленинградской области, и их решение.

Целью работы является анализ проблем развития регионального туризма в Ленинградской области.

Для достижения цели поставлен  ряд задач:

  1. Дать характеристику основных субъектов и объектов туристического рынка
  2. Рассмотреть опыт ведущих стран мира по развитию внутреннего туризма
  3. Проанализировать современное состояние регионального туризма в РФ
  4. Проанализировать состояние рынка туризма в Ленинградской области
  5. Выявить проблемы развития туризма в регионе Ленинградской области, и рассмотреть пути их решения.

Тема мало исследована, основными источниками по данной тематике являются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня в области туризма, а также учебная литература и научные исследования в данной области.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  развития регионального туризма в России

 

    1. Основные участники регионального туристического рынка

 

 

В основе туризма лежат  две субсистемы: субъект туризма и объект туризма. Под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названные услуги предоставляются объектом туризма. [1, с.59]

Под объектом туризма  понимается все, что может стать  для субъекта туризма (туриста) целью  путешествия. Объект туризма (туристская отрасль) включает в себя три основных компонента: туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие.

Под туристским регионом следует понимать географическую территорию (место, регион), которую гость или туристский сегмент выбирает с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Таким образом, регион представляет собой единый туристский продукт и конкурентоспособную единицу. [1, с.63]

 Систему объектов в туризме можно представить на схеме:

 

Рисунок 1.1.

Система объектов в туризме


  

    1. Анализ современного развития регионального туризма в РФ

 

Развитие туризма в России имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [34] туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики. 

В 2009 году была разработана  Концепция федеральной целевой  программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)» [35]. Мероприятия Программы соответствуют приоритетам и целям социально-экономической политики государства, направленной на развитие человеческого потенциала, оздоровление национальной экономики.  Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 года осуществляется в рамках действующих федеральных целевых программ: «Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года», «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)», «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)» и др.

Отечественная туристская отрасль обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и  имеет в своем активе более 8000 гостиниц, 477 исторических городов, более 140 тыс. памятников истории и культуры, 103 музея-заповедника и 142 национальных парка. 

Растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны российских инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. [2, с.59]

Потенциальными возможностями  для развития того или иного вида туризма обладают практически все  регионы Российской Федерации, включая  самые отсталые и депрессивные. Для  многих из них туризм мог бы стать  отраслью основной доходности и занятости. Причины низкого использования природного и культурно-исторического наследия в качестве ресурса  экономического и социального развития регионов во многом связаны с институциональными деформациями, присущими российской экономике в целом.

Основные тенденции  в туристском спросе на рынке регионального туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм.

В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким  уровнем развития внутреннего туризма. Очевидным является то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. [7,с. 55]

Например, в регионах СЗФО туризм, прежде всего, культурно-познавательный туризм имеет давние традиции и историю  развития. В настоящее время эта  отрасль рассматривается органами управления указанных регионов как приоритетная, что отражено в долгосрочных социально-экономических программах. При этом во всех регионах заинтересованными сторонами признается факт недостаточного развития сферы туризма.

При разном достигнутом  уровне таких показателей, как объем въездного туризма и объем финансирования из региональных бюджетов, в регионах наблюдается общность проблем, связанных с неразвитостью туристической инфраструктуры. 

К числу таких проблем  относятся:

  • низкий уровень благоустройства туристических городов и их исторических центров;
  • гостиничный сектор, как правило, не сбалансирован по спросу и предложению мест размещения (преобладают 3-х и 4-х звездочные отели, не хватает гостиниц туркласса, хостелов);
  • в общественном питании наблюдается несоответствие цен и качества предлагаемых блюд и напитков; слабо представлена местная кухня;
  • плохое состояние дорог и придорожного сервиса (парковки, стоянки, туалеты); в ряде туристических городов, например в Пскове, существует проблема общественных туалетов;
  • слабое развитие водного транспорта как для доставки туристов в дестинации, так и для экскурсий и прогулок;
  • местная сувенирная продукция не отличается многообразием и оригинальностью;
  • слабое развитие сферы досуга и развлечений для туристов, особенно с вечернее и ночное время;
  • отсутствие развлечений для детей и туристических объектов, ориентированных на детей/ родителей с детьми;
  • недостаточное информационное обеспечение туристов (отсутствие указателей, схем проезда или прохода, сведений об объектах культурного наследия, календарей культурных событий, мало информации на иностранных языках и пр.);
  • слабое продвижение регионов и их туристических ресурсов в России и за рубежом.

Кроме того, существует ряд  общих проблем, связанных с культурно-познавательным туризмом: плохое состояние памятников культурного наследия, однообразие экскурсионного обслуживания (слабое использование интерактивных форм и современных музейных технологий), неразвитость событийного туризма, недостаточная  координация деятельности государственного и коммерческого секторов сферы культурно-познавательного туризма.

Общность проблем туристической  отрасли, характерных для трех различных  субъектов федерации,  обладающих богатым природным и культурным наследием, но при этом имеющих различный  инвестиционный потенциал, приток инвестиций в экономику и бюджетных вложений в туризм, указывают на то, что причины этих проблем следует искать в институциональном компоненте. Проведенное исследование позволяет обозначить ряд институциональных барьеров, затрудняющих развитие туризма в регионах.

Прежде всего, следует  отметить трудности малого предпринимательства  в сфере туризма, силами которого в значительной мере развивается  туристическая инфраструктура в  регионах. Преградами на пути малого бизнеса  по-прежнему являются:

- многочисленные административные барьеры, включая разного рода инспекции

- налоговое администрирование 

- заключение договоров  аренды/покупки земельных участков  и помещений для ведения бизнеса,  особенно это касается аренды  в объектах культурного наследия  для магазина сувениров, книжной лавки, мастерской для проведения мастер-классов и пр.

Излишняя административная заорганизованность, все еще характерная  для российской экономики, включая  сферу туризма, приводит к тому, что  с одной стороны, не получают своего развития децентрализованные рыночные механизмы регулирования, с другой – расширяется сфера коррупции чиновников. Формируется порочный круг: «чем больше в обществе распространена коррупция среди правительственных чиновников, тем меньше остается возможностей для укрепления рыночных институтов  и конкурентных механизмов» [48, с.11].

Для поддержания малого бизнеса в сфере туризма достаточно было бы соблюдать законы и установленные  административные регламенты, что, по сути,  является основой институционализма.  О нарушениях  инфорсмента прав собственности и контрактных обязательств со стороны государственных органов свидетельствуют многие факты, одними из которых  являются выявленные в ходе исследования трудности зачета средств арендаторов, потраченных на ремонт арендуемых помещений, в том числе в объектах культурного наследия в  счет арендной платы, что предусмотрено законом.

Другой серьезной проблемой  для малого бизнеса в сфере  туризма являются сложности доступа на финансовые рынки. Последствиями затрудненного доступа к финансовым ресурсам и низкой конкуренции являются проблемы, наблюдаемые в региональной туристической инфраструктуре, такие как преобладание дорогих гостиниц и недостаток мест размещения туристического  класса, соответствующих европейскому уровню; однообразие общественного питания; недостаток оригинальной сувенирной продукции и пр.

Информация о работе Проблемы регионального туризма в Ленинградской области