Проблемы делового туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Деловой туризм в России имеет четко определенную региональную специфику. Основная доля деловых поездок и мероприятий приходится на две столицы - Москву и Санкт-Петербург - и некоторые крупные промышленно-экономические центры Урала, Сибири и центральной части России. Это связано с отсутствием в остальной части России минимально необходимой инфраструктуры для организации деловых мероприятий и с низкой деловой активностью многих регионов России. Санкт-Петербург, как город с большим туристским потенциалом, безусловно, является одним из самых привлекательных в России направлений делового туризма, как для российского, так и для иностранного.

Работа содержит 1 файл

деловой туризм.docx

— 96.92 Кб (Скачать)

     5) Несоответствие цены и качества  размещения в гостиницах.

     В мире в сфере делового туризма  насчитывается сотни международных  ассоциаций, объединяющих специалистов различных отраслей. Информация о  наиболее известных из них.

     International Business Travel Association (IBTA) существует свыше 25 лет и объединяет 13 национальных ассоциаций из: Австралии, Австрии, Дании, Финляндии, Франции, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Испании, Швеции, Великобритании и США.

     IBTA - своего рода федерация, благодаря  которой свыше 4000 специалистов  в области делового туризма  - членов национальных ассоциаций  могут обмениваться опытом и  получать необходимую для их  деятельности информацию .

     Членами Ассоциации могут быть национальные ассоциации делового туризма, а также  профессиональные поставщики услуг  в этой сфере - так называемые ассоциированные  члены. В их числе:

     - Авиакомпании (American Airlines, British Airways, SAS, Lufthansa и др.)

     - Гостиничные цепи (Accor, Marriott, Choice, Radisson SAS и др.)

     - Компании, предоставляющие в аренду  автомобили (Avis, Hertz, Sixt и др.)

     - Системы пластиковых карт (American Express, Visa, Diners Club, Master club, Air Travel Card)

     - Глобальные системы резервирования (Amadeus, Micros Fidelio Hotel bank)

     - Туроператоры (BTI, Carlson Wagonlit travel и др.)

     - Прочие

     Крупнейшей  национальной ассоциацией, входящей в IBTA, является американская NBTA - National Business Travel Association, насчитывающая свыше 2000 членов.

     Ассоциация  имеет 2 вида членства: полное и ассоциированное. Полными членами (Direct members) являются фирмы и организации, часто направляющие своих сотрудников в деловые поездки.Ассоциированные члены (Allied Members) - поставщики различного рода услуг, необходимых для организации деловых поездок.

     В настоящее время Ассоциация насчитывает  порядка 1300 Direct Members и 750 Allied Members.

     В мире имеется огромное количество ассоциаций работающих в сфере гостеприимства. Некоторые из них:

     - IH&RA - Международная ассоциация  гостиниц и ресторанов;

     - HITA - Hospitality Information Technology Ass.Worldwide;

     - HCIMA - The Hotel & Catering International Management Ass;

     - ISHC - International Society of Hospitality Consultants.

     В области конгрессного и выставочного бизнеса наиболее известны и имеют высокую репутацию:

     ICCA - The International Meetings Association (свыше 600 членов из 68 стран). Штаб-квартира в Нидерландах.

     IAPCO - International Association of Professional Congress Organizers - Международная ассоциация профессиональных организаторов конгрессов, сравнительно небольшая по численности, но славящаяся высоким профессионализмом своих членов и учебным курсом, пройти который считается делом чести у каждого профессионала в области организации конгрессов и конференций. Штаб-квартира в Бельгии.

     MPI - Meeting Professional International - ассоциация, объединяющая специалистов - организаторов мероприятий различного масштаба - от небольших совещаний до крупных конгрессов, также представителей организаций-поставщиков услуг для этой сферы бизнеса: гостиниц, авиакомпаний и т.д. В отличие от других ассоциаций имеет не корпоративное, а индивидуальное членство. В настоящее время насчитывает порядка 15 тыс. членов. Ассоциация стремительно растет. Так, напрмер, Европейское отделение MPI за 10 лет существования (с 1990г.по н.вр.) увеличилась с 20 до 1500 членов. Штаб-квартира в США, Европейское отделение - в Бельгии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. АНАЛИЗ  СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ  НА ПРИМЕРЕ ОТЕЛЯ «НЕВСКИЙ ФОРУМ».
    1. Исследование рынка делового туризма в Санкт-Петербурге.

     В Санкт-Петербурге широкое распространение  получили малые отели. «Взять разрешение на строительство в Питере сложнее, чем в Москве, из-за геологии – город находится на воде. Поэтому питерцы пошли по пути создания малых отелей. К тому же по архитектруре многие дома в Питере подходят для этого», – говорит Елена Надточих.

     Ключевой  целевой группой для малых  отелей являются деловые путешественники. Это связано, в основном, со следующими причинами:

    • ограничение малого отеля на работу с турфирмами, потому что в малом отеле недостаточное количество номеров, что ограничивает работу с турфирмами, которые предпочитают иметь дело с отелями, в которых можно, по крайней мере, разместить группу в 45-50 человек (вместимость туристического автобуса);
    • большой доход малого отеля при размещении деловых путешественников из-за отсутствия комиссионных для посредников;

     Чаще  всего при употреблении термина  «деловой туризм» гостиничный менеджмент подразумевает организацию в  месте пребывания конференций, выставок, семинаров и т.п. и следовательно, рекламный акцент делается на наличие в отеле необходимой для этого инфраструктуры – конференц-залов, соответствующего оборудования, возможностей корпоративного питания и т.п.

     В этом случае малые отели, большинство  из которых не обладают указанной  инфраструктурой, казалось бы, должны выпасть из этого сектора рынка. Однако основными клиентами малых  отелей в Санкт-Петербурге являются как раз деловые путешественники.

     Деловой путешественник – это человек, приезжающий  в другую страну и/или город для  выполнения конкретной задачи, не связанной  с отдыхом.

     Исходя  из этого, в целевую группу попадают следующие категории путешественников:

    • приезжающие для обмена опытом на конференции, семинары, саммиты и т.п.;
    • приезжающие для обучения;
    • приезжающие в командировку;
    • приезжающие на гастроли;
    • приезжающие для купли/продажи каких-либо активов.

     При этом требование к наличию конференц-зала является практически критичным  только для первой группы, если конференция  проводится в отеле, и для приезжающих для корпоративного обучения единой командой. Тем не менее все перечисленные выше группы деловых путешественников имеют общие особенности, которые необходимо учитывать при их привлечении и обслуживании.

     Для деловых путешественников независимо от пола, можно выделить следующие  типы проживания в гостинице:

     - ночевка;

     - продолжительное проживание;

     - проживание во время переезда.

     По  данным одного из исследований, проведенных в США, деловой туризм характеризуется следующими цифрами:

    • 92% деловых путешественников провели во время последней поездки по крайней мере одну ночь вне дома;
    • 73% остановились в гостиницах или мотелях;
    • средняя продолжительность пребывания в гостинице составила 4,3 ночевки;
    • более половины деловых путешественников заплатили за размещение 50$ или больше, 11% потратили свыше 100$ за ночь.

     Данные  меняются каждый год и могут отличаться в разных источниках, но они объясняют, почему все больше и больше гостиничных  предприятий разрабатывают новые  специальные предложения и услуги для привлечения деловых путешественников.

     Рост  интереса к Санкт-Петербургу после  его трехсотлетия на мировом туристском рынке показал неразвитость туристской инфраструктуры города. Особенно заметно  отставание города в секторе MICE-туризма  – целой отрасли, приносящей значительный доход городу и нивелирующей сезонные колебания потока туристов.

     В 2004 г. по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ и Правительства  Санкт-Петербурга консалтинговой компанией  Boston Consulting Group (BCG) была разработана комплексная Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра. В конце 2004 г. она была принята.

     Программа предусматривает и развитие бизнес-туризма в городе с целью увеличения количества конгрессов, конвенций, выставок и частных корпоративных мероприятий в Санкт-Петербурге и пригородах. Аналитиками BCG отмечалось, что наибольшее количество бизнес-туристов в мире принимают участие в конференциях размером от 1000 до 2000 и свыше 3000 участников. Именно этот сегмент встреч не обеспечен в Санкт-Петербурге необходимым количеством конференц-залов и другой инфраструктуры. Другим проблемным местом с точки зрения привлечения в Санкт-Петербург бизнес-туристов было отмечено отсутствие городского конгрессного бюро и неэффективность работы существующего туристско-информационного центра в этом направлении.

     Санкт-Петербург  принимает лишь малую долю конференций  и конгрессов по сравнению с другими  европейскими городами, уступая, например, Копенгагену и Вене во много раз (по подсчетам международной ассоциации ICCA).

     По  мнению BCG, требуется серьезная и  продолжительная поддержка общественного  и частного сектора в связи  с продолжительностью (два-три года) срока, необходимого для выигрыша в  тендере на проведение крупнейших международных  конгрессов.

     В Санкт-Петербурге также недостаточно развита инфраструктура для приема крупных международных конгрессов. Крупный конгресс-центр может  быть не основным с точки зрения общего количества гостей, привлеченных в течение года, но должен являться лицом и визитной карточкой конгрессного туризма. Обычно в таких центрах проводится всего четыре-пять мероприятий в год, но они активно освещаются в СМИ и являются показательным примером для организаторов мероприятий меньшего масштаба.

     Поэтому необходимо помещение, способное вместить 1500 делегатов и более, имеющее  не менее 10 залов с меняющейся конфигурацией.

     Кроме того, как было отмечено в отчете BCG, в отличие от большинства крупных  европейских городов Санкт-Петербург  не имеет отдельного учреждения и  бюджета для продвижения этого  направления и работы с международными организаторами конференций, рассматривающими возможность проведения мероприятия  в этом городе. Сейчас все эти  функции рассеяны между различными частными либо общественными организациями.

     Проблемой является и то, что у всех сторон, заинтересованных в развитии этого  вида туризма, нет согласия относительно статуса, формы работы, финансирования и т.д. нового конвенционного бюро.

     Управление  по туризму при Комитете по инвестициям  и стратегическим проектам администрации  Санкт-Петербурга последовательно  реализует Программу развития города как туристического центра.

     В городском туристско-информационном центре (ГТИЦ) уже создано конвенционное  бюро. Как рассказала его руководитель Елена Минченкова, это бюро участвует на стенде города и проводит презентационные мероприятия на крупнейших специализированных международных выставках по MICE-туризму: European Incentive & Business Travel Meeting Exhibition/EIBTM (Барселона, Испания), Incentive Travel & Meeting Executive Show/IT&ME (Чикаго, США) и Worldwide Exhibition for Incentive Travel, Meeting and Events/IMEX (Франкфурт-на-Майне, Германия), а также на крупнейших международных выставках по туризму: Matka (Хельсинки, Финляндия), Internationale Tourismus-Borse/ITB Berlin (Берлин, Германия), World Travel Mart/WTM (Лондон, Великобритания). Презентационные мероприятия проводятся также в рамках деловых визитов в Санкт-Петербург представителей предприятий туристской индустрии стран Европы, Азии и США.

     По  словам Елены Минченковой, для большинства международных операторов по MICE-туризму, интересующихся Санкт-Петербургом, необходимы площадки для проведения мероприятий с числом участников более 2500 человек. А этот вопрос не решен. Конечно, сегодня в городе имеются площадки для организации мероприятий крупного масштаба: это Ледовый дворец, в котором возможно проведение спортивных соревнований или концертов с числом зрителей до 12 500, Спортивно-концертный комплекс (СКК) «Петербургский», в котором возможно проведение спортивных соревнований или концертов с числом зрителей от 3000 до 25 000. Однако Ледовый дворец расположен на городской окраине далеко как от центра, так и от гостиниц, и в случае проведения в нем конгресса потребуется решать очень сложную логистическую задачу. СКК уже устарел и требует реконструкции. Большой концертный зал «Октябрьский» расположен в самом центре города и рассчитан на 4000 зрителей, но он не имеет необходимой инфраструктуры для проведения конгрессов с таким числом участников.

Информация о работе Проблемы делового туризма в России