Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа
Деловой туризм в России имеет четко определенную региональную специфику. Основная доля деловых поездок и мероприятий приходится на две столицы - Москву и Санкт-Петербург - и некоторые крупные промышленно-экономические центры Урала, Сибири и центральной части России. Это связано с отсутствием в остальной части России минимально необходимой инфраструктуры для организации деловых мероприятий и с низкой деловой активностью многих регионов России. Санкт-Петербург, как город с большим туристским потенциалом, безусловно, является одним из самых привлекательных в России направлений делового туризма, как для российского, так и для иностранного.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы обусловлена тем, что деловой туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За свои невиданно быстрые темпы роста деловой туризм признан экономическим феноменом 20 столетия.
Деловое путешествие – это тот самый редкий случай, когда приятное счастливым образом уживается с полезным.
Сейчас рынок делового туризма в России находится в стадии становления. По объему деловых поездок Москва и Санкт-Петербург являются активным бизнес направлением в России. Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки. Готов ли город и игроки рынка к возросшему спросу на бизнес-поездки и к приему 5 000 000 туристов? Емкость российского рынка деловых поездок в 2008 г. оценивалась в 860 млн. долларов США: 80% из них пока приходится на бронирование авиабилетов и гостиничных мест и лишь 20% - на другие дополнительные услуги по организации мероприятий. В настоящий момент на рынке делового туризма в России действует порядка 15 – 20 фирм, специализирующихся исключительно на предоставлении услуг в сфере конгрессного туризма.
Мировые темпы развития отрасли делового туризма в последние годы демонстрируют стабильный рост. Он отмечается во всех секторах отрасли делового туризма. Мировыми лидерами бизнес-туризма по-прежнему остаются США, Япония и ведущие европейские державы, их быстро догоняют азиатские страны (Китай, Сингапур, Южная Корея), а также страны
Деловой
туризм в России имеет четко определенную
региональную специфику. Основная доля
деловых поездок и мероприятий
приходится на две столицы - Москву
и Санкт-Петербург - и некоторые
крупные промышленно-
Сегодня в Москве многие туристические фирмы открывают отделы, работающие на прием деловых гостей и занимающиеся организацией мероприятий. При этом далеко не все могут обеспечить приемлемый уровень обслуживания клиентов, что отражает уровень культуры индустрии гостеприимства. Это связано как с отсутствием профессионально обученного персонала, так и неприменением на практике международных стандартов организации мероприятий. Кроме этого, в отрасли, с точки зрения персонала, сложился низкий уровень заработной платы, что не позволяет привлекать более квалифицированные кадры.
Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что развитие делового туризма в Москве невозможно усилиями отдельных игроков рынка без четкой линии администрации города, правительства и федеральных властей. К сожаленью, такие крупные мероприятия, как трехсотлетие города, саммит G8 2006, остались позади, и экономический толчок, связанный с подготовкой к их проведению, город уже ощутил, а новые импульсы, в виде значительных мероприятий, к развитию инфраструктуры, в том числе и для деловых поездок, несмотря на локальную эффективность, никак не заменяют планомерного и поступательного развития в рамках каждодневной работы и общей федеральной программы.
Не
секрет, что привлекательность для
делового туризма того или иного
региона напрямую связана с уровнем
активности бизнеса. Бизнесмены едут туда,
где, потраченные ими средства и
время в скором времени окупятся.
Следовательно, развитие инфраструктуры
и создание благоприятных условий
для бизнес-туризма - задача, дающая
синергетический эффект: это и рабочие
места, и наполняемость регионального
и федерального бюджетов, и, как итог, стимулирование
деловой активности и привлечение инвестиций.
Взаимосвязанность инвестиционной привлекательности
региона и интереса к региону со стороны
делового туризма очевидна, а поскольку
первое является приоритетной целью любой
региональной администрации, то напрашивается
следующий вывод - когда чиновники-бюрократы
создадут условия для делового туризма,
тогда россияне смогут рассчитывать на
инвестиции и стабильный экономический
рост.
Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии отечественной национальной экономики, содействует её доступу к международному инвестиционному капиталу и интеграции в мировую экономику. К сожалению, эта уникальная роль делового туризма на государственном уровне в России еще плохо осознается.
Маркетинговые
исследования и прогнозы показывают,
что в периоды любых
Такая динамика роста доходов от делового туризма на мировом рынке не применима к России из-за особенностей и нестабильности российского рынка, но и для России в ближайшее время эта сфера бизнеса будет оставаться одной из самых доходных. На сегодняшний день рынок делового туризма в России находится на стадии формирования и развития. На динамику рынка делового туризма оказывает большое влияние политическая конъюнктура, уровень поддержки отрасли со стороны государства, инициативность заинтересованных субъектов рынка, нормативно-правовая база, действующая в стране, а также её имидж.
Анализ показывает, что на российском рынке делового туризма в настоящее время сложилась противоречивая ситуация, с одной стороны, характеризуемая растущей объективной потребностью в услугах делового туризма, с другой стороны, внушительным количеством субъективных факторов, сдерживающих предложение необходимых услуг.
Так,
на рынке делового туризма реализуются
услуги, которые можно представлены,
во-первых, набором услуг по организации
деловых встреч, во-вторых, совокупностью
традиционных туристических услуг
по организации отдыха, рекреации, культурно-исторических
туров, спортивного туризма и
т. д. Отсюда следует, что важнейшей
маркетинговой проблемой
В качестве субъектов на рынке делового туризма выступают физические и юридические лица, в том числе крупные корпорации, вузы, НИИ, органы власти разных уровней, всероссийские и международные организации, ассоциации, общественные организации и т.д., что объективно требует наличия структуры, координирующей деятельность по удовлетворению их запросов и потребностей.
Использование потенциала развития рынка делового туризма сдерживается существующей инфраструктурой, уровнем профессионализма занятых в данной сфере работников, наличием пригодных для использования в целях делового туризма объектов на территории страны.
В
качестве сдерживающего фактора
следует также назвать
Конкурентные преимущества на рынке делового туризма определяются опытом зарубежных организаций, работающих в данной сфере, а также складывающимися в научном и деловом мире не одно десятилетие традициями встреч для обсуждения разных проблем.
Среди
факторов, негативно влияющих на развитие
делового туризма в стране, следует
указать также факторы
Это замечание касается даже самого термина «деловой туризм», представляющего собой некорректный перевод на русский язык английского термина «business travel». В результате акцент в организации делового туризма сегодня смещён на MICE-индустрию1, оставляя в стороне значительную часть потенциала его рынка. то создает проблемы с точки зрения грамотной организации мероприятий, усложняет деятельность профессиональных компаний и контакты с родственными международными и национальными структурами.
Одним из основных факторов, препятствующих развитию делового туризма, можно также назвать отсутствие достоверной статистической информации о развитии делового туризма в России. Отсутствие статистических данных затрудняет анализ современного состояния рынка делового туризма и заставляет опираться в исследованиях на статистику международных организаций, что искажает реальную ситуацию на рынке.
Понимание и эффективные усилия по разрешению маркетинговых проблем делового туризма будут способствовать максимальному использованию его потенциала, который может расцениваться в качестве своеобразного катализатора оживления социально-экономического развития России.
Исходя из вышесказанного, выделим наиболее важные проблемы и состояние делового туризма в России в целом:
1)
отсутствие грамотного
Нужна профессиональная имиджелогия в деловом туризме. Одной из самых ключевых проблем является кросс-культурная компетенция бизнесменов и профессионалов делового туризма, включаю работников PR, их знание национальных и языковых различий, умение общаться и вести переговоры с представителями разных культур. В наше бурное время успех в бизнесе зависит не только от внешних факторов (экономики, политики и т.п.), но и от понимания людьми культурных различий;
2)
отсутствие целенаправленной, узкопрофессиональной,
продуманной на
3)
отсутствие должного внимания
к участию в международных
выставках индустрии делового
туризма. Выставка - это инструмент
продвижения бизнеса. В России
и в Российской
4)
Действующий порядок выдачи