Проблемы делового туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Деловой туризм в России имеет четко определенную региональную специфику. Основная доля деловых поездок и мероприятий приходится на две столицы - Москву и Санкт-Петербург - и некоторые крупные промышленно-экономические центры Урала, Сибири и центральной части России. Это связано с отсутствием в остальной части России минимально необходимой инфраструктуры для организации деловых мероприятий и с низкой деловой активностью многих регионов России. Санкт-Петербург, как город с большим туристским потенциалом, безусловно, является одним из самых привлекательных в России направлений делового туризма, как для российского, так и для иностранного.

Работа содержит 1 файл

деловой туризм.docx

— 96.92 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что деловой  туризм является одной из ведущих  и наиболее динамично развивающихся  отраслей мировой экономики. За свои невиданно быстрые темпы роста  деловой туризм признан экономическим  феноменом 20 столетия.

     Деловое путешествие – это тот самый  редкий случай, когда приятное счастливым образом уживается с полезным.

     Сейчас  рынок делового туризма в России находится в стадии становления. По объему деловых поездок Москва и Санкт-Петербург являются активным бизнес направлением в России. Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех иностранных гостей указывает деловую  цель в качестве основной причины  поездки. Готов ли город и игроки рынка к возросшему спросу на бизнес-поездки и к приему 5 000 000 туристов? Емкость российского рынка деловых поездок в 2008 г. оценивалась в 860 млн. долларов США: 80% из них пока приходится на бронирование авиабилетов и гостиничных мест и лишь 20% - на другие дополнительные услуги по организации мероприятий. В настоящий момент на рынке делового туризма в России действует порядка 15 – 20 фирм, специализирующихся исключительно на предоставлении услуг в сфере конгрессного туризма.

     Мировые темпы развития отрасли делового туризма в последние годы демонстрируют  стабильный рост. Он отмечается во всех секторах отрасли делового туризма. Мировыми лидерами бизнес-туризма по-прежнему остаются США, Япония и ведущие европейские державы, их быстро догоняют азиатские страны (Китай, Сингапур, Южная Корея), а также страны

     Деловой туризм в России имеет четко определенную региональную специфику. Основная доля деловых поездок и мероприятий  приходится на две столицы - Москву и Санкт-Петербург - и некоторые  крупные промышленно-экономические  центры Урала, Сибири и центральной  части России. Это связано с  отсутствием в остальной части  России минимально необходимой инфраструктуры для организации деловых мероприятий  и с низкой деловой активностью  многих регионов России. Санкт-Петербург, как город с большим туристским потенциалом, безусловно, является одним  из самых привлекательных в России направлений делового туризма, как  для российского, так и для иностранного. Сегодня развитие делового туризма в Москве ограничено целым рядом факторов. Отсутствие необходимой инфраструктуры в городе становится острее с каждым годом. Не хватает гостиниц эконом- и среднего класса - уровня 3-4 звезды, отвечающих международным стандартам. Не решена транспортно-дорожная проблема (не достроена кольцевая автодорога, которая должна разгрузить Петербург от потока грузового транспорта), что парализует не только центр, но и окраины города в течение всего рабочего дня.

     Сегодня в Москве многие туристические фирмы  открывают отделы, работающие на прием  деловых гостей и занимающиеся организацией мероприятий. При этом далеко не все  могут обеспечить приемлемый уровень  обслуживания клиентов, что отражает уровень культуры индустрии гостеприимства. Это связано как с отсутствием  профессионально обученного персонала, так и неприменением на практике международных стандартов организации  мероприятий. Кроме этого, в отрасли, с точки зрения персонала, сложился низкий уровень заработной платы, что  не позволяет привлекать более квалифицированные  кадры.

     Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что развитие делового туризма в Москве невозможно усилиями отдельных игроков рынка без  четкой линии администрации города, правительства и федеральных  властей. К сожаленью, такие крупные мероприятия, как трехсотлетие города, саммит G8 2006, остались позади, и экономический толчок, связанный с подготовкой к их проведению, город уже ощутил, а новые импульсы, в виде значительных мероприятий, к развитию инфраструктуры, в том числе и для деловых поездок, несмотря на локальную эффективность, никак не заменяют планомерного и поступательного развития в рамках каждодневной работы и общей федеральной программы.

     Не  секрет, что привлекательность для  делового туризма того или иного  региона напрямую связана с уровнем  активности бизнеса. Бизнесмены едут туда, где, потраченные ими средства и  время в скором времени окупятся. Следовательно, развитие инфраструктуры и создание благоприятных условий  для бизнес-туризма - задача, дающая синергетический эффект: это и рабочие места, и наполняемость регионального и федерального бюджетов, и, как итог, стимулирование деловой активности и привлечение инвестиций. Взаимосвязанность инвестиционной привлекательности региона и интереса к региону со стороны делового туризма очевидна, а поскольку первое является приоритетной целью любой региональной администрации, то напрашивается следующий вывод - когда чиновники-бюрократы создадут условия для делового туризма, тогда россияне смогут рассчитывать на инвестиции и стабильный экономический рост. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОБЛЕМЫ  ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА  В РОССИИ.
 

     Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии отечественной национальной экономики, содействует её доступу к международному инвестиционному капиталу и интеграции в мировую экономику. К сожалению, эта уникальная роль делового туризма  на государственном уровне в России еще плохо осознается.

     Маркетинговые исследования и прогнозы показывают, что в периоды любых экономических  спадов и кризисов эта сфера туризма (в отличие от туристических поездок) страдает менее всего, а порой  и увеличивает свои объемы. Темпы  роста делового туризма в ближайшие 10 лет будут оставаться на достаточно высоком уровне и к 2020 году:

  • Число международных деловых поездок возрастет в 3 раза с 564 млн. в год до 1,6 млрд.;
  • Доходы от делового туризма возрастут в 5 раз, с 399 млрд. долларов США до 2 трлн. долларов.

     Такая динамика роста доходов от делового туризма на мировом рынке не применима  к России из-за особенностей и нестабильности российского рынка, но и для России в ближайшее время эта сфера  бизнеса будет оставаться одной  из самых доходных. На сегодняшний  день рынок делового туризма в  России находится на стадии формирования и развития. На динамику рынка делового туризма оказывает большое влияние политическая конъюнктура, уровень поддержки отрасли со стороны государства, инициативность заинтересованных субъектов рынка, нормативно-правовая база, действующая в стране, а также её имидж.

     Анализ  показывает, что на российском рынке  делового туризма в настоящее  время сложилась противоречивая ситуация, с одной стороны, характеризуемая  растущей объективной потребностью в услугах делового туризма, с  другой стороны, внушительным  количеством  субъективных факторов, сдерживающих предложение необходимых услуг.

     Так, на рынке делового туризма реализуются  услуги, которые можно представлены, во-первых,  набором услуг по организации  деловых встреч, во-вторых, совокупностью  традиционных туристических услуг  по организации отдыха, рекреации, культурно-исторических туров, спортивного туризма и  т. д. Отсюда следует, что важнейшей  маркетинговой проблемой делового туризма является необходимость  обеспечения комплексного удовлетворения запросов деловых путешественников на эти обособленные, но неразрывно связанные,  взаимодействующие и  взаимодополняющие  друг друга группы услуг.

     В качестве субъектов на рынке делового туризма выступают физические и  юридические лица, в том числе  крупные корпорации, вузы, НИИ, органы власти разных уровней, всероссийские  и международные организации, ассоциации, общественные организации и т.д., что объективно требует наличия  структуры, координирующей деятельность по удовлетворению их запросов и потребностей.

     Использование потенциала развития рынка делового туризма сдерживается существующей инфраструктурой, уровнем профессионализма занятых в данной сфере работников, наличием пригодных для использования  в целях делового туризма  объектов на территории страны.

     В качестве сдерживающего фактора  следует также назвать финансовые аспекты рынка делового туризма, которые характеризуются высокими тарифами на услуги, и, прежде всего, тарифами на перевозки, проживание в гостиницах; низким уровнем оплаты командировочных расходов. В результате многие конференции международного уровня, которые могли бы стать основой  делового туризма, сегодня проходят в форме заочного участия.

     Конкурентные  преимущества на рынке делового туризма  определяются опытом зарубежных организаций, работающих в данной сфере, а также  складывающимися в научном и  деловом мире не одно десятилетие  традициями встреч для обсуждения разных проблем.

     Среди факторов, негативно влияющих на развитие делового туризма в стране, следует  указать также факторы методологического  характера. Так, в России до сих пор  не сложился понятийный аппарат, характеризующей  основные категории рынка делового туризма.

     Это замечание касается даже самого термина  «деловой туризм», представляющего  собой некорректный перевод на русский  язык английского термина «business travel». В результате акцент в организации делового туризма сегодня смещён на MICE-индустрию1, оставляя в стороне значительную часть потенциала его рынка. то создает проблемы с точки зрения грамотной организации мероприятий, усложняет деятельность профессиональных компаний и контакты с родственными международными и национальными структурами.

     Одним из основных факторов, препятствующих развитию делового туризма, можно также  назвать отсутствие достоверной  статистической информации о развитии делового туризма в России. Отсутствие статистических данных затрудняет анализ современного состояния рынка делового туризма и заставляет опираться  в исследованиях на статистику международных  организаций, что искажает реальную ситуацию на рынке.

     Понимание и эффективные усилия по разрешению маркетинговых проблем делового туризма будут способствовать максимальному использованию его потенциала, который может расцениваться в качестве своеобразного катализатора оживления социально-экономического развития России.

     Исходя  из вышесказанного, выделим наиболее важные проблемы и состояние делового туризма в России в целом:

     1) отсутствие грамотного продвижения  и PR по формированию достоверного  положительного образа Регионов  Россиидля развития въездного туризма. Не случайно утверждают, что «имидж - это большие деньги, имидж - это больше, чем деньги».

     Нужна профессиональная имиджелогия в деловом туризме. Одной из самых ключевых проблем является кросс-культурная компетенция бизнесменов и профессионалов делового туризма, включаю работников PR, их знание национальных и языковых различий, умение общаться и вести переговоры с представителями разных культур. В наше бурное время успех в бизнесе зависит не только от внешних факторов (экономики, политики и т.п.), но и от понимания людьми культурных различий;

     2) отсутствие целенаправленной, узкопрофессиональной, продуманной на государственном  и межведомственном уровнях подготовки  кадров. По-прежнему наши специализированные  институты туризма предпочитают  выпускать «работников широкого  профиля». В западных странах  уже давно поняли, что деловой  туризм - это специфическая и тонкая  работа с предпринимателями, это  профессиональный консалтинг и  менеджмент. Поэтому в этой отрасли  должны работать особенные специалисты-профессионалы, хорошо разбирающиеся не только в тонкостях организации деловых поездок, но и в специфике ведения бизнеса, потребностях бизнес-путешественников, множестве нюансов организации деловых мероприятий, протоколе и многом другом, практическое отсутствие институтов, готовящих специалистов по деловому туризму в регионах России;

     3) отсутствие должного внимания  к участию в международных  выставках индустрии делового  туризма. Выставка - это инструмент  продвижения бизнеса. В России  и в Российской Федерациисуществует всеобщая недооценка роли выставок делового туризма с точки зрения российской государственной политики и предпринимательства. А стоимость достижения бизнес-контактов и результатов на таких выставках порой в 4-5 раз ниже, чем при использовании других видов деятельности, например, рекламы. Зачастую используется не более 5-10% возможностей, которые дают выставки MICE;

     4) Действующий порядок выдачи российских  виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении,  не всегда способствующий росту  въездного туризма;

Информация о работе Проблемы делового туризма в России