Проблема продвижения национального турпродукта на зарубежные рынки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Разработка комплексного подхода к продвижению туристского продукта на международный рынок, выполненная на основе критического анализа действующей политики продвижения российского туристского продукта и оценки рекреационных возможностей страны, проведенных в данной работе, имеет важное практическое значение, для совершенствования национальной системы продвижения туристского продукта за рубежом.

Работа содержит 1 файл

курсовая!.docx

— 66.59 Кб (Скачать)

Москва  и Санкт-Петербург, являясь до сих  пор основными транспортными  воротами для въезда иностранных  туристов, принимают на себя до 75% международных  прибытий, число которых в последние 2 года сокращается из-за резкого  роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского  потока в нашу страну начало происходить  с 2008 года. В 2009 году число прибытий иностранных туристов с целью  туризма уменьшилось на 8%. Это  объясняется, прежде всего, возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского  класса в центре города. Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного  и внутреннего туризма. Это существенно  удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в  Россию. В 2010 году ситуация немного  улучшилась и, по сравнению с 2009 годом, количество въехавших иностранцев  с целью туризма выросло на 2–3%. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы  до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице  ситуацию, при которой средняя  цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах  Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться  в ближайшие 2–3 года. 
 

2.1  Состояние туристской  инфраструктуры 

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к  их решению, относятся недостаточное  развитие туристской инфраструктуры и  отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации  благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

В настоящее  время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма  нуждается в обновлении, так как  около половины гостиниц в нашей  стране относятся к некатегорийным.

Вместе  с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут  ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего  гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство  новых средств размещения, но и  сопутствующую инфраструктуру. Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры  туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения  – наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.

Главными  препятствиями для привлечения  инвестиций являются отсутствие готовых  инвестиционных площадок, необходимые  бизнес-структуры, наличие местных  административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу  часто требует огромного числа  согласований и затягивается на два-три  года. Неурегулированными остаются вопросы  использования рентных доходов  в личных целях (сдача жилья в  наем под гостиничное использование).

В настоящее  время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

– культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся  высокой средней нормой туристских расходов;

– активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие  все более широкую популярность в мире;

– специализированный туризм, подразумевающий такие его  разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный  и др.;

– круизный – морские и речные круизы, в  которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;

– деловой  туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного  туризма в нашу страну могут в  основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе  горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего  рынка особенно важно развивать  пляжный и оздоровительный туризм. Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае.

Яхтенный  туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5% от внутреннего  туристского потока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области  и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного  туризма как нового альтернативного  направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения  искушенного иностранного потребителя  и диверсификации внутреннего туристского  предложения.

Выявленные  приоритетные виды туризма и перспективные  туристские регионы определяют соответствующие  им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения  туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень  развития туристской инфраструктуры и  кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим  образом:

·  регионы  с высоким уровнем развития туристского  продукта – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская  область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;

·  регионы  со средним уровнем развития туристского  продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;

·  регионы  с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского  и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и  др.), Тува (п. Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В  перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении  дальнейшего развития туризма в  России. Это относится к авиационному, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

Недостаточно  высокий уровень организации  воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками  является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных  судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию  на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

Несмотря  на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном  транспорте (обновление парка железнодорожных  составов, введение скоростных поездов  на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в  целом), остаются нерешенными такие  проблемы, как дефицит железнодорожных  перевозок в высокий сезон, сложность  покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской  тенденции роста популярности железнодорожных  туристских поездок по сравнению  с авиационными и в связи с  большей экологической безопасностью  железнодорожного транспорта по сравнению  с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок  внутри страны. Перевозка наибольшего  потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось  около половины от общего числа туристов.

На протяжении многих лет большой популярностью  у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва –  Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего  в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея и Оби, а также Амура.

Россия  в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и  в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство  на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной  России, в Сибири и на Дальнем  Востоке. Изношена инфраструктура круизного  туризма – морские и речные вокзалы, причалы и др.Туристские автобусы с современным уровнем  комфорта также не производятся отечественной  промышленностью, несмотря на то, что  около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

В последние  годы начал активно развиваться  горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и  наличие инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и  газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного  оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда  для строительства горнолыжных  объектов.

Учитывая  климатические и ландшафтные  особенности России, горнолыжный, как  и другие зимние виды туризма, имеют  большие перспективы развития. 

Существенной  проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных  комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы  «Юг России». Так, за период 2006–2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в  регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный  курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.

Пуск  в 2007 году в эксплуатацию перечисленных  объектов позволил увеличить поток  туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек  и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных  регионах Кавказских Минеральных Вод  и города Анапы в результате решения  программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих  систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.

Информация о работе Проблема продвижения национального турпродукта на зарубежные рынки