Приоритетные направления развития туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучение и раскрытие основных направлений развития туризма в России, являющихся приоритетными и определяющими будущее состояние отрасли.
Объект исследования. Объектом исследования являются тенденции развития туризма в России, характеризующие современное состояние отрасли.
Предметом исследования являются основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма.

Содержание

Введение

Глава 1. Существующее состояние сферы туризма в России

1.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в России

1.2 Состояние туристской инфраструктуры

1.3 Направления развития сферы туризма в России

Глава 2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках

2.1 Исследование сферы туризма в Поволжье

2.2 Развитие туризма в Поволжье

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.95 Кб (Скачать)

Зона характеризуется  средним уровнем развития туристской инфраструктуры. Отмечаются позитивные тенденции в секторе размещения туристов: ведется строительство  новых пансионатов и загородных гостиничных комплексов (Самара, Тольятти и др.), реконструкция и переоборудование санаториев и гостиниц, возводятся небольшие частные гостиницы. На основе франчайзинга в регион пришли международные гостиничные цепи. Большая часть турфирм сконцентрирована в Нижегородской области, Республике Татарстан, Самарской, Саратовской и Волгоградской областях.

Приняты и реализуются  Закон Астраханской области «О туристской деятельности на территории Астраханской области», Закон Чувашской Республики «О туризме», областные программы  развития туризма в Волгоградской  и Саратовской областях, концепция  развития физической культуры, спорта и туризма в Республике Татарстан  и др. Создана межрегиональная  туристская организация «Большая Волга» для продвижения на рынке путешествий  Поволжья как туристского направления.

2.2 Развитие туризма в  Поволжье

Учитывая неравномерность  распределения туристского потенциала на территории страны, а также различный  уровень развития туристской инфраструктуры, в основе разработки стратегических направлений развития туризма лежит  принцип зонирования территории РФ в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках.

По уровню состояния материальной базы туризма территория РФ распределена следующим образом:

- регионы с высоким  уровнем развития материальной  базы туризма -Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область;

- регионы со средним  уровнем развития материальной  базы туризма -Северо-Западный регион (Псковская и Новгородская области, Республика Карелия), Среднерусский регион - Золотое кольцо, Поволжье и т.д.;

- районы с низким уровнем  развития материальной базы туризма  -Северный регион, Дальневосточный регион (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский регион (Горный Алтай), Восточно-Сибирский регион (район озера Байкал) и т.д.

Исходя из данного деления  Поволжье относится к регионам со средним уровнем развития материальной базы туризма.

В 2008 году в городе Ульяновске было подписано соглашение о сотрудничестве восьми регионов ПФО в сфере развития туризма. Самарская область в  числе первых вошла в состав участников соглашения. Расширение круга регионов должно увеличить туристический  поток в губернию, а также способствовать появлению дополнительных туристических  маршрутов.

Соглашение о сотрудничестве в сфере туризма между Ульяновской  и Самарской областями, а также  Республикой Татарстан было подписано  еще в 2008 году. Цель соглашения - повышение  конкурентоспособности туризма  Среднего Поволжья. В 2009 году к соглашению присоединилась Республика Чувашия. Подписанный  документ стал единственным в России примером объединения субъектов  Российской Федерации для создания и продвижения межрегионального туристического продукта.

В рамках всероссийского совещания "Межрегиональное сотрудничество в сфере туризма" в Ульяновске к четырехстороннему соглашению присоединились Нижегородская, Пензенская и Саратовская области и Республика Марий Эл. В число основных задач  участников соглашения входит создание эффективной системы взаимодействия, интеграция правовых, административно-хозяйственных, финансовых, материально-технических и иных ресурсов в процессе развития внутреннего туризма, а также повышение качества процесса продвижения туристических продуктов.

"Сотрудничество регионов  в сфере туризма позволит создать  благоприятные условия для туристического  бизнеса, - говорит начальник отдела  туризма, инфраструктуры малого  и среднего бизнеса департамента развития предпринимательства правительства Ульяновской области Владислава Слепова. - Сюда также входит создание единого информационного поля, определенных стандартов обслуживания, продвижение общего бренда "Волга" на рынке, оказание методической и информационной помощи, сотрудничество в сфере подготовки кадров". Кроме того, по словам Слеповой, сейчас разрабатывается интернет-портал, который будет предоставлять информацию о туристических маршрутах регионов - участников соглашения.

Для области подписанное  соглашение о сотрудничестве означает увеличение туристического потока за счет приезжих из соседних областей, а  у жителей губернии появится возможность  интересно отдохнуть, не выезжая  за пределы России. По словам Слеповой, в перспективе - расширение охвата аудитории туристических программ вплоть до обмена школьными туристическими группами.

Как пояснил руководитель областного департамента развития туризма  министерства спорта, туризма и молодежной политики Михаил Мальцев, за два года работы соглашения уже разработаны  и действуют несколько туристических  маршрутов. "Большой популярностью  пользуются речные круизы в Казань, - рассказал Мальцев. - Также становится популярен тур в музей-заповедник Владимира Ленина в Ульяновске. Маршруты разрабатываются при поддержке  федерального агентства по туризму".

В 2010 году по этим направлениям будут работать 19 круизных судов. В  перспективе регионы - участники  соглашения - будут разрабатывать  программу развития единого туристического продукта - реки Волги. "Предполагается, что затраты на развитие инфраструктуры возьмут на себя федеральный и  областной бюджеты, за счет средств  частных инвесторов будут строиться  объекты коммерческого использования", - рассказал Михаил Мальцев. По итогам совещания в Ульяновске был создан координационный совет, в который  вошли по одному представителю от каждого региона.

 

Заключение

Выполнение основных направлений  и задач развития туризма в  России призвано обеспечить реализацию следующих общенациональных задач  современного этапа экономического развития России:

- создание условий для  динамичного и устойчивого экономического  роста. Для этого за счет  высоких темпов роста туристская  индустрия (с учетом сопряженных областей) должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития;

- повышение уровня и  качества жизни населения путем  увеличения доступности туристских  услуг, занятости и доходов  жителей нашей страны;

- повышение конкурентоспособности  российской экономики путем повышения  привлекательности нашей страны  как туристского направления;

- обеспечение сбалансированного  социально-экономического развития  субъектов Российской Федерации  за счет увеличения доли туризма  в региональном валовом продукте.

Гипотеза, сформулированная в ходе исследования, подтвердила, что  туристская отрасль России имеет  потенциал развития при устранении недостатков, присущих современному состоянию  отрасли, а также при государственной  поддержке и регулировании.

Как показало исследование туристской сферы Поволжья развитие внутреннего туризма в этом округе тормозят два основных фактора: изношенность туристической инфраструктуры и отсутствие современных гостиниц с большим номерным фондом.

По оценкам Федерального агентства по туризму РФ, поволжский регион занимает третье место в Российской Федерации по объему внутреннего  туризма: в год субъекты ПФО посещают 2,5 млн человек, что составляет 10% всего объема этого вида туризма в России. Опираясь на имеющиеся историко-культурные и национальные особенности, а также наличие большого числа рекреационных зон, поволжские регионы стремятся привлечь в туристическую сферу инвесторов. Согласно реестру инвестпроектов туристических комплексов Ростуризма на 1 октября 2007 года в Костромской, Кировской и Самарской областях запланировано по три таких проекта, в Татарстане их насчитывается восемь, в Чувашии – один, в Пензенской области – шесть.

Еще одним слабым звеном поволжского туризма можно назвать  неудовлетворительное состояние туристической  инфраструктуры, высокую степень  ее изношенности (60−80%). Развитие внутреннего  туризма в той же Самарской  области происходит за счет эксплуатации уже имеющихся туристских фондов, в то время как, например, в Республике Татарстан и Нижегородской области  обновление и реконструкция имеющихся  фондов дополняются внедрением новых  объектов туристической инфраструктуры.

Фактором, тормозящим развитие внутреннего туризма, является и  слабая государственная поддержка  данного сегмента. Как целевой  проект, государственная программа  развития туризма в каждом из субъектов  РФ должна учитывать специфику региона, объективно оценивать проблемы туристической  отрасли и предлагать комплекс мероприятий, реализация которых позволит расти  региональному турбизнесу. Отсутствие целевой программы приводит к  несистемному развитию отрасли. Ярким  примером тому стала богатая туристическими объектами Костромская область, где на долю приезжающих туристов приходится всего 5% рынка.

 

Список использованной литературы

1. Биржаков М.Б. Индустрия туризма, 6-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Невский фонд, изд. дом «Герда», 2006. – 448 с.

2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков - СПб., 2006. – 237 с.

3. Дурович, А.П. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. – Мн.: Новое знание, 2003. – 632 с.

4. Ефремова М.Е. Основы  технологии туристского бизнеса:  Учеб. пособие, - М.: Изд-во Ось 85, 2004 г. – 192 с.

5. Исмаев, Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию : учебно-практ. пособие / Д.К. Исмаев. – М. : МАТГР, 2005. – 144 с.

6. Каурова, А.Д. Организация  сферы туризма: уч. пособ. / А.Д. Каурова. – СПб.: Изд. дом «Герда», 2007. – 320 с.

7. Квартальнов, В.А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов. –  М.: Финансы и статистика, 2005. –  320 с.

8. Кусков, А.С. Транспортное  обеспечение в туризме [Текст] / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: КНОРУС, 2008. – 368 с.

9. Маринин М. М. Туристские  формальности и безопасность  в туризме [Текст] : прак. издание / М. М. Маринин. – М. : Финансы и статистика., 2003. – 144 с.

10. Основы туристской деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н.  Ильина. – М.: Советский спорт, 2003. – 200 с.

11. Остроумов, О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность [Текст] : учеб.-метод. пособие / О.В. Остроумов ; под ред. Ю.С. Путрика. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 128 с.

12. Практика туристского  бизнеса./ Под ред. Карповой Г.А.. – СПб. Изд-во «Торговый дом  «Герда», 2000.Сенин, В.С. Организация  международного туризма: Учебник  / В.С. Сенин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.

13. Сенин, В.С. Организация  международного туризма [Текст] : учебник / В.С. Сенин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 400 с.

14. Ушаков, Д.С. Технологии  въездного туризма [Текст] : учеб. пособие / Д.С. Ушаков. – М., Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 384 с.

15. Холловей, Дж. К. Туристический бизнес: Пер. с 7-го англ. изд / Дж. К. Холловей, Н. Тейлор. – К. : Знання, 2007. – 798 с.

16.Александрова,А.Ю.Международныйтуриз:учебник/А.Ю.Александрова – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 400 с.

17. Гуляев В.Г. Туризм: экономика  и социальное развитие. - М.:/ Финансы  и статистика, 2003.-304с.: ил.

18. Основы туристской деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н.  Ильина. – М.: Советский спорт, 2003. – 200 с.

19. Лаурова, А.Д. Организация туризма: уч. пособ. / А.Д. Лаурова. – СПб.: Изд. дом «Герда», 2006. – 280 с

20. Белкин М. М. Туристские  формальности и безопасность  в туризме [Текст] : прак. издание / М. М. Белкин. – М. : Финансы и статистика., 2005. – 184 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях

Конкурентные  преимущества

Конкурентные  слабости

Политическая стабильность

Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.)

Стабильность национальной валюты

Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса

Наличие богатейших культурных и природных ресурсов

Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок внутри страны

Наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность  в путешествиях в более отдаленные, менее известные и малодоступные  места

Наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной  аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру

Рост доходов граждан  на душу населения

Сохранение негативных стереотипов  восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ

 

Недостаточная государственная  некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках

 

Недостаточно высокий  уровень личной безопасности туристов

 

Несовершенная визовая политика в отношении государств, не представляющих миграционной опасности

 

Завышенные тарифы для  иностранных туристов на услуги государственных  музеев

 

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии  из-за дефицита квалифицированных кадров

 

Неудовлетворительное качество дорог для развития туризма с  использованием автотранспорта

Информация о работе Приоритетные направления развития туризма в России