Приоритетные направления развития туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучение и раскрытие основных направлений развития туризма в России, являющихся приоритетными и определяющими будущее состояние отрасли.
Объект исследования. Объектом исследования являются тенденции развития туризма в России, характеризующие современное состояние отрасли.
Предметом исследования являются основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма.

Содержание

Введение

Глава 1. Существующее состояние сферы туризма в России

1.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в России

1.2 Состояние туристской инфраструктуры

1.3 Направления развития сферы туризма в России

Глава 2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках

2.1 Исследование сферы туризма в Поволжье

2.2 Развитие туризма в Поволжье

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.95 Кб (Скачать)

Для внутреннего рынка  особенно важно развивать пляжный  и оздоровительный туризм [2].

Пляжный туризм является одним  из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление  активно развивается на Черном и  Балтийском морях. Большие перспективы  развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и  иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими  факторами для успешного туристского  развития этих территорий. При соответствующем  развитии инфраструктуры этот вид туризма  мог бы получить широкое распространение  в Приморском крае.

Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой  и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного  туризма как нового альтернативного  направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения  искушенного иностранного потребителя  и диверсификации внутреннего туристского  предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные  туристские регионы определяют соответствующие  им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры [2].

По уровню туристского  предложения, учитывающего неравномерность  распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный  уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим  образом:

- регионы с высоким  уровнем развития туристского  продукта – Москва и Московская  область, Санкт-Петербург и Ленинградская  область, район Кавказских Минеральных  вод, Краснодарский край, Калининградская  область, регионы Золотого Кольца;

- регионы со средним  уровнем развития туристского  продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная  Россия, Татарстан, Поволжье, такие  республики Северного Кавказа,  как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская  область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский  автономный округ;

- регионы с недостаточным  уровнем развития туристского  продукта, но обладающие значительным  потенциалом для перспективного  развития: прибрежные территории  Каспийского и Азовского морей,  районы Крайнего Севера (Арктика,  Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный  регион (Курилы, Командорские острова,  Якутия, Хабаровский край, Чукотка,  Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

Одной из актуальных проблем  является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится  к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог [4].

Недостаточно высокий  уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению  с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет  снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет  способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В  отличие от многих зарубежных стран  в России практически отсутствуют  низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных  составов, введение скоростных поездов  на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в  целом), остаются нерешенными такие  проблемы, как дефицит железнодорожных  перевозок в высокий сезон, сложность  покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных туристских поездок по сравнению с авиационными и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны. Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов [1].

На протяжении многих лет  большой популярностью у иностранных  и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом  являются круизы Москва – Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея и Оби, а также Амура.

Россия в последние  десятилетия собственного строительства  современных круизных судов практически  не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В  связи с этим практически остановлено  круизное судоходство по Черному  морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов  в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма - морские и  речные вокзалы, причалы и др.

Туристские автобусы с  современным уровнем комфорта также  не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

В последние годы начал  активно развиваться горнолыжный  туризм, однако для современного оснащения  горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие  инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов [8].

В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют  около 150 горнолыжных комплексов (Приложение 7). Самыми популярными горнолыжными комплексами Российской Федерации  являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов), «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек.

Построены и успешно функционируют  горнолыжные центры «Бобровый Лог» (Красноярский край), «Белокуриха» (70 км от г. Бийска), «Шерегеш» (200 км от г. Новокузнецка), «Соболиное» (145 км от г. Иркутска), интенсивно развивается горнолыжный комплекс на озере Байкал (пос. Листвянка Иркутской области), «Завьялиха» (12 км от г. Челябинска),

Строятся горнолыжные  центры и в других регионах: в  Республике Карелия («Спасская Губа», Нижегородской области («Нижегородская Швейцария», на Урале - в Челябинской  области («Две долины», «Евразия» и  в Кемеровской области, на Алтае («Манжерок», в Магаданской области («Марчекан» (перечень крупнейших горнолыжных комплексов России, расположенных в различных регионах России, дан в Приложении).

Учитывая климатические  и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.

Существенной проблемой  являются высокие таможенные пошлины  на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого  в России.

Государство оказывает поддержку  развитию туристской инфраструктуры в  основном в рамках Федеральной целевой  программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России»  в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный  курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.

Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить  поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В  курортных регионах Кавказских Минеральных  Вод и г. Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.

На территории Майкопского района Республики Адыгея за счет привлеченных частных инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на 200 мест. Это позволит создать условия для устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся в непосредственной близости от данных объектов [12].

Стимулом для развития въездного и внутреннего туризма  в Российской Федерации могут  стать принятые в 2006 году изменения  в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение  особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

1.3 Направления развития  сферы туризма в России

Значение туризма в  мире постоянно растет, что связано  с возросшим влиянием этой сферы  на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме  этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности  России позволяют при соответствующем  уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных  туристов в несколько раз.

В стране в настоящее время  в целом постепенно формируется  реалистичный подход к туризму и  понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России [9].

Проведенный в предыдущих разделах анализ современного состояния  развития туризма в мире и состояния  сферы туризма в Российской Федерации, в том числе мер, предпринятых Ростуризмом по его развитию, позволяют  оценить конкурентные преимущества и недостатки России как туристского  направления среди основных принимающих  рынков. К конкурентным преимуществам  следует отнести прежде всего богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов Появление в последние годы новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливает конкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают, что по мере того как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Несомненными конкурентными  преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов  граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Вместе с тем следует  отметить, что уникальные природные  ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться  в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного  развития туризма в стране, так  как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно  успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными  ресурсами, относительно сравнимыми с  Россией, но вместе с тем имеющих  развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких  как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном  туризме несколько десятков миллиардов долларов.

В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт [11].

К конкурентным слабостям  можно отнести такие до сих  пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего  туризма факторы, как:

Информация о работе Приоритетные направления развития туризма в России