Приоритетные направления развития туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучение и раскрытие основных направлений развития туризма в России, являющихся приоритетными и определяющими будущее состояние отрасли.
Объект исследования. Объектом исследования являются тенденции развития туризма в России, характеризующие современное состояние отрасли.
Предметом исследования являются основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма.

Содержание

Введение

Глава 1. Существующее состояние сферы туризма в России

1.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в России

1.2 Состояние туристской инфраструктуры

1.3 Направления развития сферы туризма в России

Глава 2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках

2.1 Исследование сферы туризма в Поволжье

2.2 Развитие туризма в Поволжье

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.95 Кб (Скачать)

Курсовая работа: Приоритетные направления развития туризма в России

Содержание

Введение

Глава 1. Существующее состояние  сферы туризма в России

1.1 Состояние нормативного  правового регулирования в сфере  туризма в России

1.2 Состояние туристской  инфраструктуры

1.3 Направления развития  сферы туризма в России

Глава 2. Продвижение России как туристского направления  на внутреннем и международном туристских рынках

2.1 Исследование сферы  туризма в Поволжье

2.2 Развитие туризма в  Поволжье

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Введение

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной  экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение  качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению  природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

В настоящее время индустрия  туризма в мире является одной  из наиболее динамично развивающихся  сфер в торговле услугами.

Актуальность темы исследования. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. В нашей стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России. Потенциал туристской сферы в России неоднозначен, так наряду с имеющимися очевидными преимуществами - богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности - сфера туризма в России имеет и свои конкурентные слабости - недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны - которые мешают развитию туристской отрасли. Поэтому важным и имеющим практическое значение является изучение приоритетных направлений развития туризма в России.

Системная проблема состоит  в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности  развития отечественного туристского  рынка будут недостаточными для  повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Основная цель курсовой работы – изучение и раскрытие основных направлений развития туризма в России, являющихся приоритетными и определяющими будущее состояние отрасли.

Объект исследования. Объектом исследования являются тенденции развития туризма в России, характеризующие современное состояние отрасли.

Предметом исследования являются основные направления и механизмы  решения задач развития сферы туризма.

Задачи:

- характеристика существующего  состояния туризма в Российской  федерации;

- выявление главных конкурентных  преимуществ и недостатков отрасли.

Основная гипотеза состоит  в том, что России присущ потенциал  для формирования конкурентоспособного туристского рынка. Эффективная  стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная  на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный  характер, позволит сделать туризм доходной составляющей всей экономики  России.

 

Глава 1 Существующее состояние  сферы туризма в России

Анализ современного состояния  туризма в Российской Федерации  показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных  цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных  цепочек. Резко увеличился объем  инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны  иностранных, так и со стороны  отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в  регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса  Краснодарского края, которые закономерно  привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря  этому получили всемирную известность  не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня [5].

В настоящее время в  стране насчитывается более 6 тысяч  гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С  учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее  количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность  российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных  организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.

Объем платных услуг, оказываемых  населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

По прогнозным оценкам  Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП  нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих  мест в туризме составило 1% от общей  занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал  в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2% [10].

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского  показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории  и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее  время действуют 103 музея-заповедника  и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой  территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в  список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и  внутреннего туризма требует  постоянного совершенствования  и развития.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные  комплексы, туристский транспорт и  др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного  отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует  более активного проведения государственной  политики в сфере туризма.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными  транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают  на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.

Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года [11].

С целью получения комплексной  характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов  деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния  и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского  направления на внутреннем и международном  туристских рынках, а также международном  сотрудничестве в сфере туризма.

1.1 Состояние нормативного  правового регулирования в сфере  туризма в России

Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере  туризма характеризуется следующими тенденциями:

Ø  развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

Ø  усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

Ø  появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);

Ø  развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;

Ø  формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

Ø  комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее – смежное законодательство);

Ø  развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;

Ø  гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.

Наиболее отчетливо эти  тенденции проявились в 2006-2007 годах, когда в результате эффективной  правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере  туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты  нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам  международного права, гармонизировано  с правом Европейского Союза и  законодательством развитых в туристском отношении государств [10].

Законодательство о туристской деятельности

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о  туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному  ведению Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, а также законов  и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности определяет принципы государственной  политики, направленной на установление правовых основ единого туристского  рынка в Российской Федерации, и  регулирует отношения, возникающие  при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также  определяет порядок рационального  использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Основным содержанием  норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.).

С принятием Закона механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993 – 2006 годов, был заменен на более эффективный  способ государственного регулирования  туристской деятельности - единый федеральный  реестр туроператоров (далее – реестр). В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для  внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности  туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размере финансового обеспечения  не может быть менее 10 млн. рублей, а  для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом – 500 тыс. рублей.

В свою очередь турагентская деятельность в настоящий момент освобождена от какого-либо избыточного административного регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 года постановлением Правительством Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений [8].

Информация о работе Приоритетные направления развития туризма в России