Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:45, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – изучение и раскрытие основных направлений развития туризма в России, являющихся приоритетными и определяющими будущее состояние отрасли.
Объект исследования. Объектом исследования являются тенденции развития туризма в России, характеризующие современное состояние отрасли.
Предметом исследования являются основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма.
Введение
Глава 1. Существующее состояние сферы туризма в России
1.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в России
1.2 Состояние туристской инфраструктуры
1.3 Направления развития сферы туризма в России
Глава 2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках
2.1 Исследование сферы туризма в Поволжье
2.2 Развитие туризма в Поволжье
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа: Приоритетные направления развития туризма в России
Содержание
Введение
Глава 1. Существующее состояние сферы туризма в России
1.1 Состояние нормативного
правового регулирования в
1.2 Состояние туристской инфраструктуры
1.3 Направления развития сферы туризма в России
Глава 2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках
2.1 Исследование сферы туризма в Поволжье
2.2 Развитие туризма в Поволжье
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в торговле услугами.
Актуальность темы исследования. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. В нашей стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России. Потенциал туристской сферы в России неоднозначен, так наряду с имеющимися очевидными преимуществами - богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности - сфера туризма в России имеет и свои конкурентные слабости - недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны - которые мешают развитию туристской отрасли. Поэтому важным и имеющим практическое значение является изучение приоритетных направлений развития туризма в России.
Системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.
Основная цель курсовой работы – изучение и раскрытие основных направлений развития туризма в России, являющихся приоритетными и определяющими будущее состояние отрасли.
Объект исследования. Объектом исследования являются тенденции развития туризма в России, характеризующие современное состояние отрасли.
Предметом исследования являются основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма.
Задачи:
- характеристика существующего
состояния туризма в
- выявление главных
Основная гипотеза состоит в том, что России присущ потенциал для формирования конкурентоспособного туристского рынка. Эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, позволит сделать туризм доходной составляющей всей экономики России.
Глава 1 Существующее состояние сферы туризма в России
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня [5].
В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.
Объем платных услуг, оказываемых
населению гостиницами и
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2% [10].
Известно, что наша страна
насчитывает огромное количество культурных
и природных
Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.
Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.
Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года [11].
С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.
1.1 Состояние нормативного
правового регулирования в
Современное состояние нормативного
правового регулирования в
Ø развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;
Ø усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;
Ø появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);
Ø развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;
Ø формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);
Ø комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее – смежное законодательство);
Ø развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;
Ø гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.
Наиболее отчетливо эти
тенденции проявились в 2006-2007 годах,
когда в результате эффективной
правотворческой деятельности федерального
органа исполнительной власти в сфере
туризма, Правительства Российской
Федерации и Федерального Собрания
Российской Федерации были приняты
нормативные правовые акты, сформировавшие
в нашей стране правовые основы современного
цивилизованного туристского
Законодательство о туристской деятельности
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Основным содержанием
норм законодательства о туристской
деятельности являются вопросы защиты
прав потребителей туристского продукта,
правового регулирования
С принятием Закона механизм
лицензирования туристской деятельности,
существовавший в период 1993 – 2006 годов,
был заменен на более эффективный
способ государственного регулирования
туристской деятельности - единый федеральный
реестр туроператоров (далее – реестр).
В связи с этим основным документом,
необходимым предпринимателям для
внесения сведений о них в реестр,
является договор страхования
В свою очередь турагентская деятельность в настоящий момент освобождена от какого-либо избыточного административного регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 года постановлением Правительством Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений [8].
Информация о работе Приоритетные направления развития туризма в России