Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Цель исследования – изучение дополнительных услуг гостиниц г. Кирова.
Чтобы достичь поставленной цели, нужно реализовать следующие задачи исследования:
• Дать понятие дополнительных услуг;
• Выделить особенности предоставления дополнительных услуг в гостиницах;
• Охарактеризовать рынок гостиничных услуг г. Кирова;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты предоставления услуг в гостиницах………..5
1.1. Понятие дополнительных услуг…………………………………..5
1.2. Особенности предоставления дополнительных услуг
в гостиницах…………………………………………………………8
Глава 2. Исследование дополнительных услуг, предоставляемых
гостиницами г. Кирова (на примере гостиниц «Правительства
Кировской области», «Центральная», «Спутник», «Вятка»)………15
2.1. Рынок гостиничных услуг г. Кирова……………………………15
2.2. Сравнительный анализ дополнительных услуг на примере четырех гостиниц г. Кирова (гостиница «Правительства Кировской области», «Центральная», «Спутник», «Вятка»)….19
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение 1…………………………………………………………………….29
Даже хорошо известные и популярные в мире гостиницы пользуются необычными способами завлечения туристов, предоставляя им, например, сертификат на покупку товаров на весьма приличную сумму или предлагая детям бесплатные электронные игры и видеокассеты в номерах. Или специальную кровать для собак, путешествующих вместе с хозяевами, стоимостью 90 евро за ночь. И гостиницы предоставляют им такие услуги, причем доход от их оказания может составлять от 20% до 40% в общей структуре прибыли отеля.
Однако основной статьей дополнительных доходов для гостиниц пока остается организация различных конгрессов, выставок и прочих корпоративных мероприятий. В этом сегменте российские гостиницы вполне уже могут поспорить с зарубежными. Работа с корпоративными клиентами выгодна гостиничным предприятиям в первую очередь потому, что рынок конгрессного туризма генерирует спрос на гостиничные услуги в межсезонье. Короткие сроки пребывания клиента в отеле (в среднем 1-2 ночи), характерные для этого сегмента, компенсируются высокими объемами спроса. Средняя корпоративная группа обычно позволяет заполнить отель сразу на 60-65%. Аналогичная нагрузка ложится на конференц-залы и рестораны. Кроме того, «конгрессмены» в отличие от обычных групповых туристов предпочитают в основном более дорогие одноместные номера повышенной комфортности. Правда, ориентация гостиницы на обслуживание корпораций не предполагает формирования широкого круга постоянных клиентов.
Индустрия деловых встреч и связанных с ними поездок за последние десятилетия выросла в самостоятельную сферу бизнеса. Объем средств, расходуемых ежегодно во всем мире на проведение деловых встреч, научных конференций, учебных семинаров, выставок и корпоративных совещаний, оценивается в сотни миллиардов долларов, и емкость этого рынка постоянно растет.
Раньше гостиницы обеспечивали только проживание и питание участников мероприятий, предоставляя специально созданным конгресс-центрам заниматься помещениями для заседаний и необходимым техническим оборудованием. Однако участники всевозможных конгрессов, берегущие свое время, хотели, чтобы заседания и деловые встречи проходили как можно ближе к месту их проживания. Да и с организационной и экономической точек зрения получать как можно больше услуг на месте для них было выгоднее.
Подавляющее большинство устроителей любых международных мероприятий выбирают для своих целей комфортабельные гостиницы уровня четырех, чуть реже — пяти звезд. Среди критериев, наиболее важных при выборе гостиницы, устроители обычно называют его местоположение, цены, качество питания, безопасность, высокий уровень технического обеспечения и наличие залов заседаний.
Около двух третей крупных международных мероприятий сейчас проводится именно в гостиничных комплексах, располагающих собственными деловыми зонами и залами для проведения заседаний и переговоров. Большинство отдельных конгресс-центров как в России, так и по всему миру были построены в середине прошлого века в основном по заказу и на средства государственных и муниципальных властей и служили скорее для поддержания политических амбиций своих владельцев.
Конгресс-отели распространены не только в мировых столицах и городах с высокой деловой активностью, но и в курортных зонах, где бизнес-услуги позволяют загрузить средства размещения в низкий сезон. В столицах конгресс-отели обычно относятся к категории «четыре звезды», а на курортах, где участники корпоративных мероприятий помимо работы еще расслабляются и отдыхают — к классу «пять звезд» и «де люкс». Новейшие бизнес-отели представляют собой целый конгломерат, включающий в себя собственно конгресс-центр, отель, рестораны и бары, спортивно-оздоровительный и торгово-развлекательный комплексы, а иногда даже казино и кинотеатры-мультиплексы.
Благодаря зарубежным гостиничным сетям, задающим тон на нашем рынке, был задан высокий стандарт качества в оказании дополнительных услуг. Клиент знает, что никаких сюрпризов не будет и ему не придется самостоятельно заботиться о разных мелочах. Главное для участника мероприятия — это комплексность услуг, чтобы можно было провести весь свой бизнес-день, не выходя из гостиницы. Оказание дополнительных услуг обычно влияет и на доходы по основному виду деятельности отеля.
Конгрессный туризм также имеет свою сезонность. Спад деловой активности наступает летом и в Новый год. В эти периоды гостиницы могут получать дополнительные доходы от других своих ресурсов. Например, от ресторанов, в которые ходят посетители «с улицы». Приток посетителей извне, не проживающих в гостинице, считается основным критерием успешности гостиницы. Кроме того, неплохой приработок дает организация новогодних, рождественских и прочих праздничных программ.
В проведении различных фестивалей, конгрессов и прочих мероприятий заинтересованы не только столичные гостиницы, но и средства размещения, расположенные в курортных местах.
Ориентация на бизнес-туристов характерна сейчас и для гостиниц областных центров Центрального российского региона. Их основные клиенты — деловые люди, командированные из других городов — и в первую очередь из Москвы, которая дает до 60% заполняемости региональных отелей. Поездки, вызывающие потребность в средствах размещения, внутри одной и той же области или района составляют не более 10-15%, а зарубежные гости здесь вообще редкость. Для командировочных же большую роль играет наличие в гостинице таких услуг, как возможность пользоваться услугами бизнес-центра или арендовать комнаты для проведения переговоров, наличие розеток для подключения компьютера и Интернета в номерах. Российские и иностранные инвесторы, выбирающие сейчас регионы для реализации гостиничных проектов, в качестве критериев отбора рассматривают не только динамику туристических потоков, но и деловой потенциал каждой конкретной области.
Дополнительные продукты гостиниц позволяют получать дополнительную выгоду наряду с выгодой от реализации основного продукта, а так же помогают отличить основной продукт от продуктов-конкурентов. Фактор профессионального предложения дополнительных услуг является немаловажным, поскольку непрофессиональное внедрение дополнительных гостиничных услуг подчас может принести предприятию больше вреда (в форме недовольства со стороны клиентов), нежели пользы.
Система дополнительных услуг в отличие от других частей гостиничного бизнеса требует нестандартных подходов к решению многих вопросов. Правильная организация процесса внедрения и предоставления дополнительных услуг обуславливает возможность расширения перечня предложений для клиентов гостиницы и привлечения дополнительных категорий потребителей. Наибольший дополнительный доход гостиницам на данный момент приносит организация конгресс-центров, привлекающая бизнес-клиентов, которые располагают значительными денежными средствами.
История возникновения дополнительных гостиничных услуг уходит своими корнями в глубокую древность. С усложнением и дифференциацией человеческих потребностей расширялась и совершенствовалась система дополнительных услуг. Этот процесс происходит и в настоящее время. Развитие системы дополнительных услуг способствовало становлению гостиничного дела как отрасли экономической деятельности, с течением времени приносящей все большие и стабильные доходы. Разнообразие и разносторонность в перечне предоставляемых дополнительных гостиничных услуг позволяет гостиничному предприятию одерживать победу в сложной конкурентной борьбе на рынке размещения.
Глава 2. Исследование дополнительных услуг, предоставляемых гостиницами г. Кирова (на примере гостиниц «Правительства Кировской области», «Центральная», «Спутник», «Вятка»).
В данной главе рассмотрено развитие гостиничных услуг в г. Кирове, дана подробная характеристика дополнительных услуг, предлагаемых гостиницами.
2.1. Рынок гостиничных услуг г. Кирова.
Гостиницы в Вятке начали появляться в первой половине ХIХ века. Тогда появились «Номера Чучалова» (сейчас — гостиница «Европейская» на ул. Спасской). У Александро-Невского собора гости города могли остановиться на постоялом дворе (бывший «Колос», ныне – гостиница «Губернская»). Существовали и, так называемые, «меблированные комнаты» – заведения, близких по типу к гостиницам и отличающиеся от них меньшим количеством номеров, а также уровнем комфорта. Селились в меблированных комнатах не только приезжие, но и жители губернии — например, одинокие молодые люди из уездных городов, промышлявшие случайными заработками. Стоимость проживания в таких комнатах не превышала 30 копеек (цена начала ХХ века). Главное отличие таких комнат от частной квартиры заключалось в том, что жильцы должны были подчиняться общему регламенту. Кроме того, каждый третий домовладелец был не прочь пустить на дом постояльцев, иногда предоставляя тем «пансион», то есть трех- или двухразовое питание в день.
Вторая волна развития гостиничного бизнеса пришлась на эпоху 30-х годов – тогда была построена гостиница «Центральная» (1937 год). Тридцать лет спустя появилась гостиница «Вятка».
Основная масса гостиничного фонда располагается в зданиях, построенных в 60-х, 70-х годах прошлого века, которые не отвечают требованиям современного сервиса.
По статистическим данным на 2008 г. в Кирове действуют 38 гостиниц. Число гостиниц по сравнению с предыдущими годами заметно сократилось. (в 2006 г. насчитывалось 58 гостиниц, а в 2007 г. – 56). Самая крупная из них — «Вятка» (в ней 191 номер). В других гостиницах города — от 3-х («Ново-Вятка», Нововятский район г. Кирова) до 66 номеров. Кроме того, есть еще и отдельные организации и базы отдыха на территории города, располагающие номерами гостиничного типа. Например, общежития ПУ-25 и Института повышения квалификации кадров АПК, а также комплекс отдыха в Порошино.
Коэффициент использования номерного фонда на 2008 г. составил 37 % (в 2006 г. – 33%, в 2007 г. – 32%). Максимальный уровень заполнения всех городских гостиниц достигается только в периоды проведения областных или региональных мероприятий, в это время выявляется и нехватка номерного гостиничного фонда. Хотя некоторые наши крупные отели имеют немалый его резерв («Вятка» рассчитана на 304 места, «Центральная» — на 250, «Губернская» — на 120 мест). Существующие 1-2 года гостиницы планируют в ближайшее время также увеличить количество номеров и предлагаемых услуг («Люкс», «Лонда»).
Две гостиницы нашего города являются членами РГА – Российской гостиничной ассоциации. Это гостиницы «Центральная» и «Губернская». РГА взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти в целях поддержки гостиничного бизнеса, участвует в разработке нормативно-правовых и законодательных актов, направленных на развитие и поддержку деятельности гостиничных предприятий, принимает участие в региональных и федеральных выставках (к примеру, во Всероссийском форуме «Российское гостеприимство» в Нижнем Новгороде), организует бизнес-туры по обмену опытом.
В большинстве регионов при гостиницах располагаются и другие предприятия обслуживания – салоны красоты, студии фитнеса, рестораны. Гостиничный и ресторанный бизнес — две составляющие индустрии гостеприимства. Сейчас рестораны есть во всех больших гостиницах – при «Вятке», «Интуристе», «Спутнике». В «Спутнике» также работают кафе, блинная, сауна, массаж, салон красоты, солярий, спортивный зал и медкабинеты. Дополнительные услуги предлагает и «Вятка». Здесь есть бар, кафе, парикмахерская.
Анализ спроса на услуги мест размещения показывает, что в городе недостает недорогих гостиниц хорошего качества. То есть основной проблемой, с которой сталкиваются потребители гостиничных услуг, являются отсутствие крупных дешевых гостиниц и гостевых домов класса от «одной звезды» с невысокими ценами и качественными услугами. Эта ниша на рынке гостиничных услуг свободна. Также отсутствуют молодежные общежития — хостелы, которые очень популярны за рубежом. Зато появляются гостиницы «домашнего типа» — например, «Люкс» с семью номерами, «Лонда» (8 номеров), «Маяк» (12 номеров).
Еще одной важной тенденцией развития гостиничной недвижимости, возникшей в связи с низкой заполняемостью, является сдача номеров жилого фонда и их переоборудование под офисы. Например, три этажа гостиницы «Интурист» отданы под офисные площади. Здесь располагаются офисы кировских фирм, представительства московских компаний, а кроме того – салон красоты и студия развития для детей.
По мнению специалистов, гостиничное обслуживание в нашем городе оставляет желать лучшего. В городе можно насчитать всего три-четыре гостиницы, которые готовы обслужить клиентов в соответствии со стандартами, принятыми в стране, не говоря уже о европейских. Иногда приезжих просто негде разместить – желательно так, чтобы не было стыдно за местный сервис. Если не решать этот вопрос сейчас, с каждым годом он будет стоять все острее. Хорошо, что еще поток гостей города постоянно увеличивается – как за счет туристов, так и благодаря сотрудничеству кировских предприятий с зарубежными инвесторами. В регионе уже реализуется несколько совместных бизнес-проектов с привлечением иностранного капитала и с участием специалистов из-за рубежа. Всего нашу область ежегодно посещает несколько тысяч иностранных гостей: в 2005 году их было 10 тысяч, в 2006-м – уже более 15 тысяч. Количество россиян, которых в Вятку привлекает бизнес или туристические маршруты, гораздо более внушительно – каждый год область принимает не меньше 200 тысяч человек.
К сожалению, большая часть гостиниц не отвечает современным требованиям. Лидером заслуженно считается гостиница «Центральная», хорошими отзывами может похвастаться «Спутник». Радужное будущее у гостиницы завода «Маяк» – у нее в будущем есть перспектива стать 5-звездочным отелем.
Официальный статус трехзвездочного отеля на данный момент имеет лишь гостиница Правительства Кировской области. Гостиница «Вятка», уже 40 лет имеющая хорошую репутацию в сфере гостиничного обслуживания, пока не приобщилась к звездным собратьям. Причина проста – отсутствие ремонта части номерного фонда.
Укрепление экономических, политических связей между регионами и, как следствие этого, рост числа командированных в Кировскую область, безусловно, повлекут за собой дальнейшее развитие гостиничной сферы.
Однако стоит отметить, что гостиничный бизнес весьма затратен, и при возведении нового здания инвесторы просматривают, прежде всего, окупаемость объекта, а происходит она очень медленно. Поэтому, вероятнее всего, в первую очередь в Кирове будут появляться небольшие корпоративные, ведомственные и частные гостиницы, инвестиции будут поступать именно в строительство этих объектов.
С новыми крупными гостиницами в Кирове в ближайшем будущем пока проблематично, а вот существующим крупным кировским гостиницам в данной ситуации нужно срочно начинать капитальные ремонты и модернизацию имеющихся площадей, подтягиваясь под стандарты, существующие в России.