Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:13, курсовая работа
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с различными целями, будь то развитие торговли, завоевание и освоение новых земель, поиск ресурсов и т.п. Путешествие - термин, характеризирующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения.
Таким образом,
предпринимательский период в истории
российского туризма характеризовался,
с одной стороны, познавательно-экскурсионной
направленностью, а с другой - становлением
и развитием разных видов спортивного
туризма. Туризм как сфера обслуживания
и отрасль экономики только начинал формироваться
и носил в основном либо элитный характер,
либо просветительско-
Короткий период
предпринимательства
Особенности развития
туризма в России (советский и переходный
период)
В 1928 г. Российское
общество туристов было реорганизовано
в Общество пролетарского туризма,
а в 1930 г. было создано Всесоюзное
добровольное общество пролетарского
туризма и экскурсий (ОПТЭ). В него
вошли все организации по туризму,
объединившие в своих рядах около 75 тыс.
чел. Таким образом была установлена государственная
монополия в российском туризме. Общество
имело четкую организационную структуру,
в состав которой входили ячейки, созданные
на промышленных предприятиях, в учебных
организациях, колхозах. Во всех республиках
работали филиалы общества. В Красной
Армии туризм использовался как средство
воспитания патриотизма и в качестве военно-спортивной
подготовки. Особое распространение получил
пешеходный и лыжный туризм. Для военнослужащих
также организовывались поездки познавательного
характера по местам гражданской войны,
в Крым, на Кавказ, в Москву и Ленинград.
В 1929 г. основывается
Всесоюзное акционерное общество «Интурист»,
что было связано с началом
развития иностранного туризма и упорядочением
приема зарубежных гостей. В 1931 г. для размещения
иностранных туристов было создано Всесоюзное
акционерное общество «Отель». До 1941 г.
было принято около 100 тыс. иностранных
туристов.
К началу 30-х
гг. познавательный и спортивный туризм
становятся массовым явлением, в нем принимают
участие около 500 тыс. граждан. В то же время
в туристском движении возникает ряд проблем,
обусловленных слабой материально-технической
базой и нехваткой квалифицированных
специалистов. Для успешного решения проблем
при ВЦСПС вместо ликвидированного в 1936
г. Общества пролетарского туризма и экскурсий
создается Центральное туристско-экскурсионное
управление (ТЭУ ВЦСПС), в ведении которого
находились материальная база и туристско-экскурсионное
обслуживание населения.
К 1939 г. в СССР
была создана курортная индустрия,
располагавшая 1828 санаториями и 1270
домами отдыха. В последующие годы
число туристских баз увеличилось
до 222. В послевоенные годы также
получил широкое
Административно-нормативный
период (1970-1990 гг.)
Развитие туризма
в этот период происходило в соответствии
с планами, выполнение которых было
обязательно. Планы разрабатывались
на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались
высшими органами по туризму. Нормативные
показатели планов, которые брались за
основу при развитии туристской индустрии
и обслуживания, подлежали жесткому контролю.
Данный период
характеризуется дальнейшим развитием
познавательного туризма. Туризм используется
также как средство воспитательного
воздействия на молодое поколение. Так,
например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные
походы и экспедиции школьников и молодежи.
Целями таких массовых туристских мероприятий
были воспитание патриотизма и экскурсионно-краеведческая
работа, спортивная тренировка и закалка.
Основные черты
административно-нормативного периода:
Ш развитие туризма
в условиях жесткого нормирования и
планирования;
Ш расширение географии
туризма (Сибирь, Дальний Восток);
Ш концентрация
рекреационного обслуживания в благоприятных
территориально-климатических зонах;
Ш распространение
новых форм обслуживания (семейный
отдых, курсовочное лечение);
Ш формирование
самой крупной и самой дешевой
в мире базы социального и самодеятельного
туризма;
Ш создание научной
основы изучения туризма;
Ш рост показателей
иностранного туризма.
Переходный период
(с 1990 г.)
Этот период
развития российского туризма
С начала 90-х
гг. в России начался новый этап
развития познавательного туризма
и туризма в целом. После распада
СССР и «устаканившейся» ситуации начались
массовые выезды как за рубеж, так и в страны
образовавшегося СНГ. Российский турист
как будто вырвался из-за железного занавеса
с огромным желанием познания мира.
К этому было
много предпосылок:
Ш тур предприятия
становятся собственностью разных владельцев,
Ш формирование
тур рынка на основе новых законов,
Ш использование
тур ресурсов в условиях рынка
на основе новых экономических и
правовых отношений,
Ш изменение
характера спроса в связи с
появлением новых видов тур услуг
(шоп-туры, развлекательные, приключенческие,
образовательные),
Ш возникновение
большого числа малых и средних
тур предприятий.1
В настоящее
время познавательная мотивация
оказывает большое влияние на
развитие туризма. Свыше 200 млн. чел. ежегодно
совершают туристические поездки с
целью ознакомления с культурами других
стран. Туристскими предприятиями формируются
специальные туры, ориентируемые на ознакомление
туристов с другими странами и туристскими
центрами: тур по «Золотому кольцу России»,
«Храмы Cанкт-Петербурга», «Жемчужина
Балтики», «Французский калейдоскоп»
(Париж - Замки Лувра - Эйфелева башня -
Елисейские поля), «Каникулы в Париже»
(детский развлекательно-познавательный
отдых в Париже), «Замки тевтонских рыцарей»
(Польша), «Старая Рига», «Прогулки по Риму»
и др.
3. Особенности
организации познавательного
Наряду с развлекательным,
ознакомительным, оздоровительным
туризмом значительное число людей
привлекает познавательный туризм.
Цель: приобщение
к материальным и духовным ценностям
различных стран и народов. В отличие
от развлекательного познавательный туризм
позволяет участникам туров более глубоко
ознакомиться как с целью культурой отдельных
народов, так и с отдельными ее проявлениями.
Познавательный
туризм является выражением стремления
человека расширить свой кругозор, составить
представление о том, как живут другие
страны и народы, каковы их достижения
в науке, искусстве, технике и быте. Стремление
к познанию - и содержание, и мощный стимул
человеческой деятельности. Этот стимул
проявляется уже на стадии инстинкта,
заставляющее животное существо ориентироваться
в окружающей среде. У человека познание
становится основным способом развития
и овладения силами своей собственной
природы и окружающей среды.
Деятельность
познания состоит в том, что человек
целенаправленно воспринимает факты
внутреннего и внешнего мира, систематизирует
их, находит закономерности, которые
определяют последовательность явлений.
В результате познания возникает
целостная модель явления, которая
позволяет человеку сознательно подходить
к внешней действительности и использовать
ее в своих целях.
Познание - как
специфический вид деятельности
человека, приводит к теоретическому
осмыслению действительности, составляет
содержание научной деятельности ученого.
Однако человек, который не занимается
профессиональной научной деятельностью,
также по-настоящему находит удовлетворение
в своей работе и жизни только тогда, когда
он может объяснить многообразие окружающих
его явлений, систематизировать их и в
полой мере понять.
Стремление к
познанию является мощной потребностью
человека. Но для того, чтобы она
проявила себя достаточно глубоко и
всесторонне, необходимо пробуждение
этой потребности в процессе формирования
человека, его воспитания и образования.
Для того чтобы осуществить эту потребность,
необходимы и определенные социальные
условия. Например, только после завершения
холодной войны стал возможен массовый
туризм, открывший миллионам россиян культуру
европейских и азиатских народов.
Познавая окружающий
мир, человек, соотносит культуру своего
народа с культурой других народов для
того, чтобы удостовериться в значимости
той культурной традиции, к которой он
принадлежит. Он также стремится использовать
культурные достижения других народов
для улучшения своего уклада жизни. Кроме
того, близкое знакомство с культурой
других народов позволяет ему лично убедиться
в достоверности тех знаний, которые он
почерпнул из книг. Книжные знания в значительной
степени создают одностороннее представление
о материальной и духовной культуре народов
мира. Необходимо личное восприятие их
образа жизни, чтобы составить об этом
самое достоверное представление.
Приобщение к
культурам и достижениям других
народов является мощным стимулом развития
мировой культуры. Достаточно вспомнить,
что развитие арабской культуры в значительной
степени опиралось на античное научное
наследие, с которым арабы познакомились
в ходе завоеваний стран Ближнего Востока
и Византии. Знакомство русских послов
с архитектурой и культовой жизнью Константинополя
сыграло исключительную роль в принятии
православного христианства на Руси.
Многие известные
путешественники оставили ценные описания
образа жизни и материальной культуры
различных народов. Эти труды
подготовили более тесные экономические
и духовные связи народов.
Получая новые
впечатления об известных природных
и культурных явлениях, человек удовлетворял
одну из наиболее сильных своих потребностей
- потребность в познании.
В познавательном
туризме человек в реальности
встречается с тем, о чем он только
читал или что видел по телевидению. Эта
встреча с реальностью оказывает гораздо
более запоминающейся и воздействующей
на его воображение, чем прочитанные книги
и увиденные фильмы. Новые впечатления
позволяют человеку заново осмыслить
свой жизненный путь, увидеть новые горизонты,
получить новые стимулы для творческого
самовыражения.
Задачей туристических
агентств является подготовка туристов
к турам, направленная на предварительное
знакомство их с духовной и материальной
культурой те стран, в которых им предстоит
побывать. Туристам следует рекомендовать
делать записи об увиденных известных
произведениях искусства (фиксировать
имена художников, наименование произведений,
известных памятников архитектуры). Это
позволит сохранить полученные впечатления
на долгое время, а также в случае необходимости
обратиться к специальной литературе,
чтобы расширить свои знания о них.
Экскурсия является
неотъемлемой частью познавательного
тура.
В процессе экскурсии
участники имеют возможность
познавать окружающий мир, природные
явления и образования, исторические ситуации,
бытовые элементы и сцены, достопримечательности
местности, города, региона, парка и др.
Экскурсоведение - отдельная и серьезная
наука, а первым экскурсоводом на Руси
признан Петр I, обожавший водить иностранных
гостей по строящемуся Санкт-Петербургу
и хвалиться своими достижениями.
Экскурсия имеет
свои характерные признаки:
- тематику,