Позновательный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с различными целями, будь то развитие торговли, завоевание и освоение новых земель, поиск ресурсов и т.п. Путешествие - термин, характеризирующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения.

Работа содержит 1 файл

курс 3.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Таким образом, предпринимательский период в истории российского туризма характеризовался, с одной стороны, познавательно-экскурсионной направленностью, а с другой - становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Туризм как сфера обслуживания и отрасль экономики только начинал формироваться и носил в основном либо элитный характер, либо просветительско-пропагандистский. Главной целью туризма было просвещение широких масс российского населения с помощью экскурсий и путешествий. Этот период охватывает и 1922-1928 гг. когда в Советской России была введена новая экономическая политика - НЭП. В это время создаются организации коммерческого характера, предлагающие для платежеспособного населения Москвы, Петербурга и других крупных городов России путешествия и экскурсии познавательной направленности а также отдых в Крыму и на Кавказе. В 1925-1928 гг. функционировало государственное акционерное общество «Советский турист», которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путевкам. 

Короткий период предпринимательства характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности. Туристский продукт носил в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный  характер. 

Особенности развития туризма в России (советский и переходный период) 

В 1928 г. Российское общество туристов было реорганизовано в Общество пролетарского туризма, а в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского  туризма и экскурсий (ОПТЭ). В него вошли все организации по туризму, объединившие в своих рядах около 75 тыс. чел. Таким образом была установлена государственная монополия в российском туризме. Общество имело четкую организационную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, в учебных организациях, колхозах. Во всех республиках работали филиалы общества. В Красной Армии туризм использовался как средство воспитания патриотизма и в качестве военно-спортивной подготовки. Особое распространение получил пешеходный и лыжный туризм. Для военнослужащих также организовывались поездки познавательного характера по местам гражданской войны, в Крым, на Кавказ, в Москву и Ленинград. 

В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист», что было связано с началом  развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. В 1931 г. для размещения иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество «Отель». До 1941 г. было принято около 100 тыс. иностранных туристов. 

К началу 30-х  гг. познавательный и спортивный туризм становятся массовым явлением, в нем принимают участие около 500 тыс. граждан. В то же время в туристском движении возникает ряд проблем, обусловленных слабой материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов. Для успешного решения проблем при ВЦСПС вместо ликвидированного в 1936 г. Общества пролетарского туризма и экскурсий создается Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС), в ведении которого находились материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения. 

К 1939 г. в СССР была создана курортная индустрия, располагавшая 1828 санаториями и 1270 домами отдыха. В последующие годы число туристских баз увеличилось  до 222. В послевоенные годы также  получил широкое распространение  спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. В 1950-60-е гг. проводились всесоюзные детские экспедиции по спортивному туризму. Начиная с 1960-х гг. получает распространение познавательно-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов. С целью развития международного молодежного туризма в июне 1958 г. создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник». 

Административно-нормативный период (1970-1990 гг.) 

Развитие туризма  в этот период происходило в соответствии с планами, выполнение которых было обязательно. Планы разрабатывались  на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю. 

Данный период характеризуется дальнейшим развитием  познавательного туризма. Туризм используется также как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских мероприятий были воспитание патриотизма и экскурсионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка. 

Основные черты  административно-нормативного периода: 

Ш развитие туризма  в условиях жесткого нормирования и  планирования; 

Ш расширение географии  туризма (Сибирь, Дальний Восток); 

Ш концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах; 

Ш распространение  новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); 

Ш формирование самой крупной и самой дешевой  в мире базы социального и самодеятельного  туризма; 

Ш создание научной  основы изучения туризма; 

Ш рост показателей  иностранного туризма. 

Переходный период (с 1990 г.) 

Этот период развития российского туризма характеризуется  переходом от административного  регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности. 

С начала 90-х  гг. в России начался новый этап развития познавательного туризма  и туризма в целом. После распада  СССР и «устаканившейся» ситуации начались массовые выезды как за рубеж, так и в страны образовавшегося СНГ. Российский турист как будто вырвался из-за железного занавеса с огромным желанием познания мира. 

К этому было много предпосылок: 

Ш тур предприятия  становятся собственностью разных владельцев, 

Ш формирование тур рынка на основе новых законов, 

Ш использование  тур ресурсов в условиях рынка  на основе новых экономических и  правовых отношений, 

Ш изменение  характера спроса в связи с  появлением новых видов тур услуг (шоп-туры, развлекательные, приключенческие, образовательные), 

Ш возникновение  большого числа малых и средних  тур предприятий.1 

В настоящее  время познавательная мотивация  оказывает большое влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн. чел. ежегодно совершают туристические поездки с целью ознакомления с культурами других стран. Туристскими предприятиями формируются специальные туры, ориентируемые на ознакомление туристов с другими странами и туристскими центрами: тур по «Золотому кольцу России», «Храмы Cанкт-Петербурга», «Жемчужина Балтики», «Французский калейдоскоп» (Париж - Замки Лувра - Эйфелева башня - Елисейские поля), «Каникулы в Париже» (детский развлекательно-познавательный отдых в Париже), «Замки тевтонских рыцарей» (Польша), «Старая Рига», «Прогулки по Риму» и др. 

3. Особенности  организации познавательного туризма 
 

Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным  туризмом значительное число людей  привлекает познавательный туризм. 

Цель: приобщение к материальным и духовным ценностям  различных стран и народов. В отличие от развлекательного познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целью культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями. 

Познавательный  туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию - и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющее животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающей среды. 

Деятельность  познания состоит в том, что человек  целенаправленно воспринимает факты  внутреннего и внешнего мира, систематизирует  их, находит закономерности, которые  определяют последовательность явлений. В результате познания возникает  целостная модель явления, которая позволяет человеку сознательно подходить к внешней действительности и использовать ее в своих целях. 

Познание - как  специфический вид деятельности человека, приводит к теоретическому осмыслению действительности, составляет содержание научной деятельности ученого. Однако человек, который не занимается профессиональной научной деятельностью, также по-настоящему находит удовлетворение в своей работе и жизни только тогда, когда он может объяснить многообразие окружающих его явлений, систематизировать их и в полой мере понять. 

Стремление к  познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она  проявила себя достаточно глубоко и  всесторонне, необходимо пробуждение  этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов. 

Познавая окружающий мир, человек, соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее представление о материальной и духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление. 

Приобщение к  культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси. 

Многие известные  путешественники оставили ценные описания образа жизни и материальной культуры различных народов. Эти труды  подготовили более тесные экономические и духовные связи народов. 

Получая новые  впечатления об известных природных  и культурных явлениях, человек удовлетворял одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании. 

В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывает гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяют человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения. 

Задачей туристических  агентств является подготовка туристов к турам, направленная на предварительное  знакомство их с духовной и материальной культурой те стран, в которых им предстоит побывать. Туристам следует рекомендовать делать записи об увиденных известных произведениях искусства (фиксировать имена художников, наименование произведений, известных памятников архитектуры). Это позволит сохранить полученные впечатления на долгое время, а также в случае необходимости обратиться к специальной литературе, чтобы расширить свои знания о них. 

Экскурсия является неотъемлемой частью познавательного  тура. 

В процессе экскурсии  участники имеют возможность  познавать окружающий мир, природные явления и образования, исторические ситуации, бытовые элементы и сцены, достопримечательности местности, города, региона, парка и др. Экскурсоведение - отдельная и серьезная наука, а первым экскурсоводом на Руси признан Петр I, обожавший водить иностранных гостей по строящемуся Санкт-Петербургу и хвалиться своими достижениями. 

Экскурсия имеет  свои характерные признаки: 

- тематику, 

Информация о работе Позновательный туризм