Перспективы развития туризма в Приморском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.

Содержание

Введение 3
1 Особенности развития Международного туризма 4
1.1 Анализ рынка международного туризма 4
1.2 Изучение туристского продукта 13
2 Развитие туризма в Приморском крае 19
2.1 Тенденции развития въездного туризма Приморского края из Китая 19
2.2 Тенденции развития туристического рынка Приморского края 22
2.3 Перспективы развития въездного туризма Приморского края 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Перспективы развития туризма в Приморском крае.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     По  целям поездок въездные и выездные потоки Приморского края распределились следующим образом.

     Значительную  долю (в среднем около 70% за анализируемый  период) в структуре въездных потоков  занимают поездки с целью туризма, что является очень благоприятным  фактором для экономики края. Однако анализ динамики поездок показывает тенденцию к снижению доли визитов иностранных граждан с целью туризма, что настораживает.

     На  втором месте в структуре поездок  стоят посещения иностранцев  со служебными целями (около 16%), причем до 2004 г. этот показатель имел отрицательную тенденцию, а в 2006 г. произошло его резкое увеличение – в 1,5 раза по сравнению с 2004 г.

     Поездки с частными целями занимают крайне незначительную долю (0,1-0,2%). Особенности географического положения Приморского края определяют структуру туристских потоков по направлениям. [20]

     Китайское направление было и остается приоритетным в структуре как въездного, так  и выездного потоков. Кстати, Китай с 2001 г. входит в пятерку стран - лидеров в области международного туризма. Так, в 2005 г. по международным туристским прибытиям и по доходам от международного туризма эта страна занимала пятое место в мире. Для Приморского края Китай является основным партнером и в обозримой перспективе останется таковым, благодаря его соседству, огромному населению, росту открытости и уровня жизни населения.

     В структуре въездного потока второе место после Китая занимает Япония, третье - Республика Корея, четвертое - США. Что касается выезда, на втором месте стоит Республика Корея, а на третьем - Япония.

     Анализ  распределения международных потоков по странам в динамике показывает, что интерес китайских граждан к Приморскому краю не ослабевает: их количество постоянно увеличивается, и в 2004 г. оно составило 162301 человек, что в два раза больше по сравнению с 2000 г.

     Динамика  потока японских туристов в Приморский край имеет скачкообразный характер. Тем не менее, в 2006 г. по сравнению с базовым годом количество японских граждан, посетивших Приморский край, выросло на 63,6%.

     Поток туристов из Республики Корея имеет  в целом положительную динамику. В 2004 г. он несколько снизился, зато с 2005 г. наблюдается рост, имеющий тенденцию к увеличению.

     Что касается США, поток граждан этой страны до 2005 г. с каждым годом увеличивался приблизительно в два раза, но в 2006 г. резко упал даже ниже уровня базового периода. Здесь, вероятно, сказалось влияние террористического акта, произошедшего в США 11 сентября 2005 г.

     Для приморских жителей наибольший интерес  представляют такие страны, как КНР, Республика Корея, Япония и Таиланд.

     Туристские  потоки в КНР и Японию до 2005 г. имеют положительную динамику, в 2006 г. происходит незначительное уменьшение.

     Что касается Республики Корея и Таиланда, динамика количества выехавших в  эти страны российских туристов неравномерна, что говорит о неустойчивых туристических связях с этими странами.

     Среди других стран, в которые выезжали российские туристы, наибольший удельный вес занимают такие страны, как  Сингапур, Новая Зеландия, Вьетнам, Филиппины.

     Результаты  опроса потребителей рынка туристических  услуг Приморского края.

     Как показало исследование, 81.6% выборки (531 человек) пользовались услугами туристических  фирм Приморского края, 18.4% (120 человек) – не пользовались.

     Из 120 человек, не пользовавшихся услугами туристических предприятий, 65,8% составляют мужчины, 34,2% - женщины.

     Эту часть респондентов составляют в  основном люди с низким доходом (72.5%), а также люди со средним и высоким  доходом, регулярно совершающие  туристические поездки в европейские  страны через московские туристические  предприятия.

     Наиболее важным критерием выбора туристической фирмы является цена. На втором месте – имидж фирмы (41,6%), что подтверждает вторичные данные о важности формирования положительного образа фирмы в глазах потребителей для предприятий, работающих на рынке услуг вообще и туристических, в частности.

     К важным критериям выбора потребители  относят так же культуру обслуживания, полноту предоставляемых услуг  и наличие скидок (38,2%; 37.1%; и 36,5% соответственно).

     Выявлению факторов конкурентоспособности туристических  фирм может помочь анализ ответов на вопрос об отрицательном опыте сотрудничества потребителей с туристическими фирмами (его имели 166 респондентов – 31,3% выборки). По ответам 166 респондентов подводим статистику, что их не устроило в сотрудничестве с туристической фирмой.

     Тщательное  выполнение всех пунктов договора является необходимым (но не достаточным) условием обеспечения конкурентоспособности  туристического предприятия. Еще одним  важным параметром, влияющим на конкурентоспособность  турфирмы, является квалифицированный персонал.

     Руководителям турфирм необходимо уделять особое внимание подбору и обучению сотрудников, ведь услуги персонала туристической  фирмы являются одной из составляющих туристического продукта.

     Как показало исследование, рынок туруслуг достаточно развит.

     Так, 68% предприятий функционируют на рынке более 4 лет, 26% - от 1 года до 3 лет, 6% - менее 1 года.

     В своей деятельности большинство  тур фирм продолжают ориентироваться  на выездной туризм как наиболее выгодный в сложившихся условиях. Так, доля предприятий, занимающихся отправкой туристов за границу, составляет 86% (из них в Китай 58%).

     Тем не менее, ряд руководителей фирм оценили перспективность въездного  и внутреннего туризма и осознали важность развития этих направлений  для экономики края. Внутренним туризмом занимаются 49% предприятий, а на прием туристов работают 58% фирм выборки (из них туристов из Китая принимают 22%).

     Что касается характера деятельности, осуществляемой туристическими фирмами, лишь 5% предприятий  отрасли являются исключительно туроператорами, 24% - турагенты, а большинство (71%) сочетают как туроператорскую, так и турагентскую деятельность по различным туристским направлениям.

     Туристические фирмы, занимающиеся исключительно туроператорской и исключительно турагентской деятельностью, отдают предпочтение отправке туристов за границу, в то время как фирмы, сочетающие туроператорскую и турагентскую деятельность, развивают все направления.

     Нас также интересовало мнение специалистов и руководителей относительно предпочтений потребителей при выборе конкретной фирмы. Большинство экспертов убеждены, что наиболее важным критерием выбора является цена (49% респондентов поставили этот критерий на первое место, 19% - на второе). На втором месте по степени важности стоит имидж фирмы (26% респондентов поместили этот критерий на первое место, 8% - на второе и 14% - на третье). Третье место занимает такой критерий, как наличие скидок (27% и 17% респондентов поставили этот критерий на второе и третье места соответственно).

     Кроме того, очень важным критерием выбора потребителей, по мнению специалистов отрасли, является культура обслуживания (22% респондентов присвоили этому критерию первые три ранга).

     Таким образом, туристические фирмы в  своей деятельности, по словам их руководителей, особое внимание уделяют проблемам ценовой политики и формирования положительного имиджа на рынке.

     На  вопрос о том, на что турфирмы больше ориентируются в своей деятельности – на снижение издержек или на улучшение  качественных параметров услуг –  большинство из специалистов (92%) отметили второй вариант. Фактически, улучшение качественных параметров услуг ведет к увеличению их стоимости. Тем не менее, руководители фирм считают, что современный турист становится все более требовательным к уровню качества предоставляемых услуг, что ставит перед туристическим предприятием задачу обеспечения должного уровня обслуживания при конкурентоспособной цене.

     Особый  интерес для нас представлял  вопрос о том, на что опираются  туристические фирмы в конкурентной борьбе. В качестве вариантов были предложены следующие параметры: низкий уровень цен, низкие издержки, высокая культура обслуживания, широкий ассортимент, уникальность турпродуктов, высокие качественные параметры туров, имидж фирмы, эксклюзивные отношения с партнерами по бизнесу, высокая квалификация персонала, гибкая политика скидок, предоставление полного спектра услуг, эффективность системы ФОССТИС, свой вариант.

     Среди своих конкурентных преимуществ, 19% респондентов отметили широту ассортимента, 17% - высокую культуру обслуживания, 14% - низкий уровень цен, по 11% - высокую квалификацию персонала и имидж фирмы. Эксперты отмечают, что наличие широкого ассортимента является важным критерием при совершении повторных покупок туристических услуг.

     Специалисты фирм со средним стажем среди своих конкурентных преимуществ, помимо цены, указывают наличие скидок, достаточно большой процент респондентов называет высокую культуру обслуживания и качество услуг, а также эксклюзивные отношения с партнерами. «Ветераны» отрасли имеют на этот счет свое мнение. Наибольшее число руководителей турфирм считает, что для обеспечения успеха на данном рынке необходимо наличие широкого ассортимента. На втором и третьем местах по количеству ответов стоят такие конкурентные преимущества, как высокая культура обслуживания и имидж фирмы.

     Нас интересовало мнение экспертов относительно самых успешных предприятий туристической  отрасли. Небольшая часть респондентов (8%) считает, что таких фирм нет (правда, без комментариев).

     Остальные специалисты были более объективными, и на основании их ответов выявились четыре тур фирмы, деятельность которых признана наиболее эффективной и будет подвержена дальнейшему анализу относительно факторов успеха (по понятным причинам, названия этих фирм мы опускаем).

     Интересно мнение специалистов относительно тенденций развития туристической отрасли в Приморском крае. Значительная часть экспертов (37%) высказала мнение о перспективности данной отрасли.

     Однако, большинство специалистов (63%) были настроены пессимистично и ответили, что положительных тенденций развития тур отрасли нет в силу ряда сдерживающих факторов.

     Таким образом, в целом по исследованию рынка туристических услуг Приморского  края можно сделать следующие выводы:

     - рынок, несмотря на ряд сдерживающих факторов, развивается довольно интенсивно;

     - большинство туристических фирм, вне зависимости от характера деятельности, ориентируются на отправку российских туристов за границу;

     - внутренний и въездной туризм развит слабо;

     - среди туристских направлений китайское остается наиболее развитым (как въездной, так и выездной туризм);

     - на рынке наблюдается острая конкурентная борьба, в которой фирмы используют в основном ценовые инструменты;

     - большинство фирм, функционирующих на данном рынке, имеет большой срок существования (более 4 лет). Практически все эти фирмы имеют своих постоянных клиентов и на вопрос о конкуренции они упоминают такие же крупные фирмы. Но ожесточенной конкуренции среди них нет, как они сами утверждают, есть сотрудничество и мирное сосуществование;

     - фирмы, существующие на рынке менее четырех лет, составляют меньший процент. Именно эти фирмы и говорят о конкуренции, кроме того, основными конкурентами чаще всего называют фирмы, существующие на рынке уже давно;

     - ожесточенная конкуренция существует лишь с среди тех фирм, которые существуют на рынке менее 4 лет, и фирмы, имеющие большой стаж работы на рынке туризма, не могут быть их конкурентами, для них они лишь лидеры на рынке туризма, имеющие наибольший процент потребителей тур услуг;

      Существуют большие барьеры входа на рынок, к которым относятся: соглашения между крупными фирмами о взаимном сотрудничестве; отсутствие инвестирования тур отрасли в целом, жесткое налогообложение; сложное таможенное регулирование и визовое оформление; проблемы с лицензированием; высокие цены, трудности с регулированием цен; финансовая ограниченность.

Информация о работе Перспективы развития туризма в Приморском крае