Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 08:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является - изучить влияние туристической деятельности на воспитание и культурное развитие детей и подростков. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, попадать в криминальную среду, быть в зависимости от алкоголя и наркотиков, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы видов детского и подросткового туризма.....6
1.1. Основные виды детского и подросткового туризма………………………6
1.2.Детский оздоровительный лагерь как разновидность детского и подросткового туризма…………………………………………………………11
1.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма…………………..15
Глава 2. Специфика и особенности организации детского и подросткового туризма…………………………………………………………………………...18
2.1.Учёт особенностей подросткового возраста в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………….18
2.2Особенности культурно – досуговой деятельности в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………..24
2.3. Педагогическое воздействие в процессе организации детского и подросткового туризма……………………………………………………….....27
Заключение………………………………………………………………………37
Приложение 1……………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………39
- Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру.
- Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.
- Производственные экскурсии формируют любовь и уважение к труду. Многие экскурсии воспитывают уважение к обычаям и традициям других народов, населяющих Россию.
Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов. Важной частью педагогического процесса, который протекает в ходе экскурсии, является осмысление экскурсионной информации. В ходе такого осмысления в сознании экскурсантов происходят различные мыслительные операции - сравнение с ранее увиденным и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главного и второстепенного, обобщение, выводы. Другая задача экскурсии как педагогического процесса - вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации экскурсантов. Для решения этой задачи экскурсовод стремится привить группе определенную "экскурсионную грамотность", прежде всего умение видеть объект [11;3-9с].
Основа воспитания в демократическом обществе — семья. Наблюдаемый сегодня кризис в воспитании подрастающего поколения, снижение общекультурного уровня населения, соответствующего ограниченным духовным потребностям, распад культурно- досуговых центров, массовая повсеместная тотальная безнадзорность подростков, деформация семьи, растущий дефицит гуманности, катастрофическое ухудшение здоровья детей, и на этом фоне, - обнищание личности человека, ведущие к его деградации и
вырождению, - благоприятная
среда для детской
Исследованиями последних лет убедительно
доказано, что туристско — краеведческая
деятельность ( ТКД ) является эффективнейшим
комплексным средством гармоничного развития
личности, особенно подростков. Система
туристко - краеведческих массовых форм
работы с детьми представляет собой важный
органичный блок экспериментальной программы
« Школа жизни — окружающий мир », через
который реализуются основные социально
— педагогические, психологические, концептуальные
положения, принципы туристско — краеведческой
деятельности, методика ее организации,
нацеленные на всестороннее, гармоничное
развитие личности ребенка, его воспитание,
социальную адаптацию, формирование здорового
образа жизни.
Вместе с тем, как свидетельствует практика,
- почти полное забвение именно семейного
туризма, с его могучим, как показывает
опыт, до сего времени невостребованным
в полной мере воспитательным потенциалом,
его отодвинутость на задворки педагогической
науки.
Недостаточное
использование семейного
Чем сильнее
взаимосвязь и преемственность
между семейным воспитанием и
воспитанием общественным, что как
раз и предполагает семейный туризм
в системе дополнительного
При этом процесс формирования высокого
уровня воспитанности будет успешнее,
если:
- семейный туризм будет не как однонаправленная
трансляция ценностей, не лишь передача
опыта от старшего поколения к младшему,
а как взаимопонимание и сотрудничество
взрослых и детей;
- воспитание в семейном туризме не может
быть закрытым.
Оно должно открывать новые миры, способствовать
удивлению миром, формировать желание
самостоятельно жить и творить в мире;
учитывать возрастные особенности, интересы
детей и взрослых;
В процессе воспитательно — образовательной
работы будут создаваться мотивированные
ситуации, способствующие преодолению
негативных явлений; учитывать стремление
ребенка уйти от опеки родителей;
Воспитание в семейном туризме не может
быть сведено лишь к отдельным, пусть ярким,
но эпизодическим мероприятиям; необходим
системно - деятельный, комплексный и личностно
— ориентированный подход;
Ключевой фигурой в организации семейного
туризма является педагог, реализующий
одновременно функции организатора, собственно
педагога, диагноста, психолога, дидакта,
методиста, специалиста по туризму и краеведению;
повышенные требования к педагогу, управляющему
группой так, что для каждого есть возможность
самоутверждения; самоуправления и
соподчиненность в группе;
Семейный туризм
успешнее может развиваться в системе
дополнительного образования — главном
поле родительских инвестиций и вложений,
в ближайшие годы становящейся приоритетной
сферой обеспечения благосостояния и
развития детства [9; 69 – 79с.].
Поставленная цель курсовой работы достигнута, проанализировано понятие детского и подросткового туризма, какие разновидности существуют и в чем проявляется, а также его совместимость с педагогической наукой и как туристская деятельность через свои формы влияет на культурное развитие личности.
Туризм - один из самых массовых видов туризма. Он представлен экскурсиями для школьников, спортивным туризмом, самодеятельными школьными обменами, познавательными и рекреационными детскими турами, оздоровлением и отдыхом в детских лагерях, а также выездным туризмом (т.е. организацией международных безвалютных обменов, поощрительными выездами для талантливых подростков, выездами в международные детские центры (лагеря) и т.д.
Каждый вид
туризма, который можно применить
в культурно – воспитательной
деятельности детского и подросткового
туризма может внести абсолютно новые
методики, которые развивают личность
в комплексе. Методики , в которых ребёнок
или подросток во многом формирует себя
сам, несмотря на то, что почти постоянно
находится под контролем. В этом и проявляются
особенности культурно – воспитательной
деятельности при применении туризма,
что это новый метод воспитания , отличающийся
тем, что туризм совмещает в себе разностороннее
развитие с туристической деятельностью.
-37-
Приложение 1. Организация
физического воспитания в дошкольном
учреждении с использованием средств
туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
13. Теория
и методика воспитательной
14. Воспитание личности в спортивно-оздоровительном туризме [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. Velo.ru
15. Проблемы и цели воспитания в современном обществе [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. Tssr.ru
16. Социально – психологические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: hmao86.ru
17. Организация детского отдыха за границей [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.travel.ru
18. Методологические
подходы и принципы
19. Бочарова, Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников / Н.И. Бочарова. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.
20. Богданова
С. Подарим детям каникулы / С. Богданова
// Туризм: практика, проблемы, перспективы.
– 2003. - №4, с.44 – 45.