Особенности культурно-воспитательной деятельности в организации детского и подросткового туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - изучить влияние туристической деятельности на воспитание и культурное развитие детей и подростков. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, попадать в криминальную среду, быть в зависимости от алкоголя и наркотиков, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы видов детского и подросткового туризма.....6
1.1. Основные виды детского и подросткового туризма………………………6
1.2.Детский оздоровительный лагерь как разновидность детского и подросткового туризма…………………………………………………………11
1.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма…………………..15
Глава 2. Специфика и особенности организации детского и подросткового туризма…………………………………………………………………………...18
2.1.Учёт особенностей подросткового возраста в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………….18
2.2Особенности культурно – досуговой деятельности в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………..24
2.3. Педагогическое воздействие в процессе организации детского и подросткового туризма……………………………………………………….....27
Заключение………………………………………………………………………37
Приложение 1……………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курса.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

Например, на начальном этапе путешествия следует включать игры на знакомство, особенно во временных туристских группах. Если позволяют условия, имеет смысл организовать вечер знакомств, целью которого будет не только собственно представление всех участников путешествия, но и обеспечение оптимистичного настроя на дальнейшую программу, а также снятие тревожных состояний у туристов, связанных с включением в новую, незнакомую обстановку. В активной форме может проходить необходимый на начальном этапе инструктаж по технике безопасности, когда дети самостоятельно, возможно в форме деловой игры, вырабатывают правила безопасного поведения во время поездки или похода. Таким образом, снимается негативная реакция  

                                                 -25-

на «нравоучения взрослых», особенно остро воспринимаемые детьми и подростками в свободное время.

Конечно же, центральным компонентом путешествия является экскурсия или поход, которые также могут содержать игровые компоненты или элементы театрализации. Например, средневековый замок посещают не подростки 12 лет, а рыцари и прекрасные дамы 13 века. Для этого достаточно выбрать туристам имена, соответствующие эпохе, изготовить некоторые атрибуты (изображение «фамильного герба», веер и пр.), продумать «кодекс чести» (правила обращения друг к другу, правила поведения и другое). Все это не требует особых затрат времени и средстсв, однако способствует усилению впечатлений туристов, как бы погружает в эпоху, побуждает интерес к дальнейшему познанию, к творческому восприятию материала экскурсии.

После экскурсии и по окончании всего путешествия (поездки, похода) рекомендуется проводить рефлексию, которая также может включать игровые компоненты или проходить в форме самостоятельной культурно-досуговой программы (конкурс знатоков по материалам экскурсии, концерт «Таланты и поклонники» в походе и пр.).

Таким образом, моделирование культурно-досуговых программ в детском туризме, осуществляемое с учетом интересов и потребностей туристов, педагогического руководства, взаимодействия учреждений культуры и туристских предприятий, позволяет не только обогатить содержание досуга, но и способствовать реализации культуросозидающего, воспитательного потенциала туризма [18; 46 – 50с]. 

 

                                                         -26-

2.3. Педагогическое воздействие в процессе организации детского и подросткового туризма

В настоящее  время возникла необходимость коренным образом пересмотреть отношение к воспитанию молодежи, найти новые подходы, разработать содержание и средства, выявить эффективные, но до сих пор мало используемые в практике воспитания возможности окружающей нас историко-культурной, социально-педагогической и природной среды. Сегодня требуются новые подходы к разработке методологии и теории воспитания, определение концептуально ориентированных перспектив, которые позволили бы осознать, какую личность следует воспитывать, какие качества следует формировать и что в этом контексте способен сделать туризм. В качестве механизмов воспитательной деятельности выступают непосредственное общение, деятельность и порожденные ими взаимоотношения и взаимодействия. Основой таких форм воспитательного взаимодействия являются социальные структуры общества, в число которых и входит туризм как социокультурный воспитательный феномен, позволяющий реализовать цели и задачи воспитания при условии  
педагогически обоснованной интеграции личностного потенциала средствами туризма в воспитательный потенциал окружающей среды.  
В этом смысле туризм представляет собой новую социально ориентированную перспективу, определяющую целенаправленное воспитание, призванное упорядочить взаимовлияние людей и этносоциальной среды, сформировать собственный опыт межнационального общения, уважение к культурам и традициям различных национальностей, чувство и сознание граждан мира; выработать нравственные идеалы, патриотизм и любовь к Родине, экологическую культуру. Такой подход к пониманию туризма может быть реализован только на основе интеграции знаний, накопленных философией, социологией, педагогикой, этнологией,

                                                       -27-

социальной и  общей психологией, социально-культурной деятельностью, теорией и практикой туризма.  
Педагогическая интеграция знаний этих наук, анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей, в том числе и в открытой среде, к которой относится туризм, дают возможность исследовать проблемы воспитания, реализуемого в туризме, и создать логически взаимосвязанную, целостную систему взглядов на воспитательную деятельность в туризме.  
Под воспитательной деятельностью в туризме понимается профессиональная деятельность, направленная на реализацию воспитательной цели - формирование личности, как субъекта собственной туристской деятельности.  
Следует отметить, что при всех реальных воспитательных возможностях туризма на сегодняшний день его потенциал, как воспитательного феномена, недостаточно изучен и, вследствие этого, до конца не реализуется. Сложность состоит в том, что, во-первых, не существует теоретических основ моделирования воспитательной деятельности в туризме; во-вторых, не разработаны воспитательные технологии туризма, в-третьих, не выделены направления воспитания в контексте различных видов туристской  
деятельности, в-четвертых, не рассмотрены психолого-педагогические механизмы воздействия туризма на личность, как многогранного явления в различных его проявлениях [13; 98 – 111с].

Выявлены направления реализации воспитательных целей в системе туристской деятельности:  
- воспитание физически подготовленной, волевой, здоровой, жизнеспособной личности через спортивно-оздоровительный туризм;  
- воспитание бережного отношения к природе, окружающим, самому себе, культуре, истории через рекреационно-экологическую деятельность в туризме;  
- воспитание духовных, познавательных, этических и эстетических

                                                      -28-

качеств личности в процессе экскурсионной деятельности через знакомство с историей, культурой, искусством, религией, ландшафтами стран;  
- воспитание культуры общения, культуры быта, , уважения к традициям, этикета через практику гостеприимства;  
- воспитание гражданственности, патриотизма, национального единства, толерантности через туристско-краеведческие воспитательные системы.

Существующее  содержание и методы традиционного  воспитания явно недостаточно воздействуют на личность дошкольника, а средства физической культуры реализуют двигательный компонент с преобладающим средним уровнем физической подготовленности. Именно это даёт возможность использовать туризму его воспитательные средства в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет.

        Известно, что туризм как средство физического воспитания включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия. Характеризуя туризм как средство физического воспитания в рамках разработанной методики, следует подчеркнуть доказанное практикой положение о том, что задачи физического совершенствования могут решаться лишь в совокупности с другими средствами физического воспитания - играми, спортивными упражнениями, гимнастикой. Исходя из содержания всех видов туристской подготовки к основным средствам туризма в работе с дошкольниками мы относим:

     - физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;

                                                         -29-

     - специальные двигательные задания  для развития пространственных  ориентировок;

     - подвижные игры с поисковыми  ситуациями в помещении и на  местности; 

     - доступные для дошкольников туристские  упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т.п.

     - к средствам туризма относится  и сама туристская деятельность, через которую формируются нравственные  качества ребенка и познается  окружающий мир, а сменяемые  туристские должности в этой  деятельности являются средством познания самих себя.

     Перечисленные средства туризма могут включаться не только в физкультурно-оздоровительную  работу и активный отдых детей, как  сложилось в практике работы детских  садов, но и в учебную работу по физическому воспитанию дошкольников. (Приложение 1 )

     В физкультурно-оздоровительную работу средства туризма включаются в утренние и вечерние прогулки не менее двух раз в неделю и представлены топографическими прогулками, подвижными играми с включением поисковых ситуаций [7; 34 – 41с].

     Средства  туризма позволили разнообразить  активный отдых детей. Физкультурные  развлечения с туристской направленностью  и туристские праздники организуются в форме игровых комплексов и  прогулок-походов. День здоровья проводится в форме слета, в процессе исследования нами разработано два варианта его проведения.

     В основу планирования процесса физического  воспитания с элементами

                                                       -30-

     туризма положен принцип цикличности. Построение циклов базируется на особенностях туристской деятельности, которая включает три непрерывных взаимосвязанных этапа: подготовку, проведение и подведение ее итогов. Основу каждого цикла составляют "выходы" детей как в природную, так и в социальную сферу. Повторное обращение в разных циклах к одним и тем же социальным объектам с постепенным усложнением двигательного и познавательного учебного материала позволяет углублять знания об окружающем мире и совершенствовать двигательные умения и навыки ребенка.

     Реализация  экспериментальных программ с использованием средств туризма в физическом воспитании дошкольников способствовала тому, что испытуемые таких групп по результатам итогового тестирования превзошли своих сверстников  по многим показателям, таким как: скоростно-силовые  качества, гибкость, общая выносливость, координационные способности, ориентационные способности и т.д.

     Таким образом  использование средств  туризма в условиях ДОУ раскрывает новые возможности в повышении  эффективности процесса физического  воспитания и позволяет сделать следующие выводы:

     1. Экспериментальная апробация методики  использования средств туризма  в основных организационных формах  физического воспитания дошкольников 6-7 лет показала, что развитие  физических качеств достоверно  выше в среднем на 7,5% (р < 0,05).

     2. В процессе педагогического эксперимента  доказано, что игровая туристская  деятельность создает условия  для формирования умений строить  дружеские отношения со сверстниками  и позволяет повысить уровень  благополучия взаимоотношений с  низкого до высокого.

                                                       -31-

     3. Возможность более результативного  воздействия на успешность усвоения  знаний в области физической  культуры, правил поведения в  природе. Обнаруживается увеличение  детей с высоким уровнем развития изучаемых знаний [19; 18 – 25с].

   Важное  место в деятельности экскурсовода  занимает педагогика - наука о  закономерностях воспитания, образования  и обучения подрастающего поколения  и взрослых. Любая экскурсия дает  новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов.  Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий экскурсовод и обучаемые экскурсанты. Экскурсовод сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесса. Экскурсовод во взаимоотношениях с аудиторией использует методику педагогического воздействия. Экскурсоводам следует больше внимания уделять воспитательному аспекту экскурсии, сочетая его с образовательным аспектом. Экскурсионный материал должен быть подобран и использован таким образом, чтобы он развивал познавательные способности участников экскурсии, воспитывал у них высокие моральные качества - любовь к своей Родине, уважение к другим народам, коллективизм и т. д. 
 
Каждая из групп тематических экскурсий имеет свои задачи:
 

                                                         -32-

Информация о работе Особенности культурно-воспитательной деятельности в организации детского и подросткового туризма