Особенности культурно-воспитательной деятельности в организации детского и подросткового туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - изучить влияние туристической деятельности на воспитание и культурное развитие детей и подростков. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, попадать в криминальную среду, быть в зависимости от алкоголя и наркотиков, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы видов детского и подросткового туризма.....6
1.1. Основные виды детского и подросткового туризма………………………6
1.2.Детский оздоровительный лагерь как разновидность детского и подросткового туризма…………………………………………………………11
1.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма…………………..15
Глава 2. Специфика и особенности организации детского и подросткового туризма…………………………………………………………………………...18
2.1.Учёт особенностей подросткового возраста в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………….18
2.2Особенности культурно – досуговой деятельности в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………..24
2.3. Педагогическое воздействие в процессе организации детского и подросткового туризма……………………………………………………….....27
Заключение………………………………………………………………………37
Приложение 1……………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курса.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

   2.1Учёт  особенностей подросткового  возраста в организации  детского и подросткового  туризма.

Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации - важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.

   В подростковом  возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыта проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и

                                                          -18-

деловых качеств  человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Подростковый  период имеет множество характерных  именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.

В ходе бурного  роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость,

                                                         -19-

неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Центральным психологическим  новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает  кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество [16; 1 – 15с].

Реакция группирования  со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать

                                                        -20-

авторитет и  занять желаемый статус. В группе сверстников  более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся  на следующие виды:

1. Интеллектуально-эстетические  увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

2. Накопительные  увлечения (коллекционирование марок,  пластинок, открыток).

3. Эксцентрические  (желание подростка быть в центре  внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания  подростков, улучшает взаимопонимание  между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая  черта, появляющаяся в психологии подростка  по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский  

                                                        -21-

считает, что  формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Главными личностными чертами подростка являются следующие:

1. Непримиримость  ко злу, эмоциональное неприятие  его, с одной стороны, сочетается  с неумением разобраться в  сложных явлениях жизни - с  другой.

2. Подросток  хочет быть хорошим, стремиться  к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.

3. Подростку  хочется быть личностью. Совершить  что-нибудь героическое, романтическое,  необычное. При наличии потребностей  к действию и желания самоутвердиться  подросток еще не знает, как  этого можно добиться.

4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность [15; 89 – 100с.].

5. В подростке  очень сочетаются романтическая  восторженность и грубые выходки.  Восхищение красотой и хроническое  отношение к ней. Он стыдится  своих чувств. Такие человеческие  чувства кажутся ему детскими.

                                                      -22-

Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

Отрочество - как  иногда называют подростковый возраст - это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст - это время обострённого стремления к познанию и оценки самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       -23-

2.2 Особенности культурно – досуговой деятельности в организации детского и подросткового туризма .

   Моделирование культурно-досуговых программ особенно целесообразно в детском туризме. Поскольку традиционно туристские поездки и походы по продолжительности составляют от 2 до 7 дней, возникает проблема организации досуга туристов. Это значит, что кроме собственно туристских занятий — экскурсий, передвижения по маршруту, а также деятельности по самообслуживанию (в походе — подготовка ночлега, приготовление пищи и пр.), у туристов остается свободное время, своеобразный «досуг в досуге». У взрослых, особенно опытных туристов, не возникает особых трудностей с его организацией. Туристам из числа детей и подростков необходима помощь в этом деле. Анализ большинства детских экскурсионных программ, предлагаемых туристскими фирмами г. Минска показывает, что после экскурсий дети чаще всего предоставлены сами себе. Некоторые фирмы включают в тур одну или две дискотеки, этим, как правило, ограничивается набор нетуристских форм отдыха. Свободное время заполняется бесцельным времяпрепровождением, а иногда и негативными действиями, например, курением, распитием алкогольных напитков. Таким образом, культуросозидающий, воспитательный потенциал туристской деятельности реализуется недостаточно или не реализуется вообще. Безусловно, нельзя регламентировать всю экскурсионную поездку или туристский поход, однако разумная организация свободного времени детей-туристов не только повышает эффективность программ детского туризма, но и отвечает требованиям безопасности.

Моделирование культурно-досуговых программ в детском туризме следует осуществлять на принципах комплексности (сочетания  

                                                     -24-

познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных  и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы), дифференцированного подхода, активности и самостоятельности туристов, многообразия и вариативности воспитательного влияния средств культурно-досуговой деятельности, взаимодействия руководителя и участников путешествия.

В программах детского туризма целесообразно использование методов активизации детей и подростков, таких как метод организации диалогического общения (во время экскурсии), игровой метод (т.н.  «живые экспонаты»), метод театрализации (участие в реконструкции исторического или культурного события, в фольклорном празднике и пр.).

В целом, вся программа экскурсионной поездки или туристского похода детей может быть пронизана методами и формами культурно-досуговой деятельности — от этапа знакомства до заключительного этапа.

Информация о работе Особенности культурно-воспитательной деятельности в организации детского и подросткового туризма