Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 08:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является - изучить влияние туристической деятельности на воспитание и культурное развитие детей и подростков. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, попадать в криминальную среду, быть в зависимости от алкоголя и наркотиков, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы видов детского и подросткового туризма.....6
1.1. Основные виды детского и подросткового туризма………………………6
1.2.Детский оздоровительный лагерь как разновидность детского и подросткового туризма…………………………………………………………11
1.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма…………………..15
Глава 2. Специфика и особенности организации детского и подросткового туризма…………………………………………………………………………...18
2.1.Учёт особенностей подросткового возраста в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………….18
2.2Особенности культурно – досуговой деятельности в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………..24
2.3. Педагогическое воздействие в процессе организации детского и подросткового туризма……………………………………………………….....27
Заключение………………………………………………………………………37
Приложение 1……………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………39
К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).
К специализированным
учреждениям можно отнести
Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками[1; 26 – 30с].
Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования.
Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.
На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.
В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки.
От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.
Эти общественные
объединения наряду с туристскими
фирмами лицензируются как
1.2. Детский оздоровительный лагерь как разновидность детского и подросткового туризма.
Главная
задача оздоровительного лагеря - это
прежде всего организация отдыха детей.
Обстановка в нем существенно отличается
от домашней, что является ключевым фактором
в определении программ и целей оздоровительного
лагеря. Другая важная особенность жизни
в лагере - возможность постоянного общения
с природой. Обстановка совместного проживания
детей в группе сверстников позволяет
обучать их нормам социальной жизни, поведению
в коллективе, культуре взаимоотношений,
располагает к раскрытию способностей
детей, проявлению инициативы, способствует
приобщению к духовности, усвоению принципа
безопасного и здорового образа жизни.
Такие возможности редко где еще можно
найти. Задача педагогов в детском лагере
- реализация этих возможностей.
Решение задач организации жизни детей
в оздоровительном лагере регламентируют
«Конвенция о правах ребенка»(1989г.), «Всемирная
декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания,
укрепления здоровья, образования детей
рассматриваются в единстве и составляют
основу концепции летнего отдыха детей.Каковы
положительные тенденции современного
развития сети лагерей для летнего детского
отдыха? Это отказ от ненужного единообразия;
разработка разных форм летнего отдыха
с различными источниками финансирования;
создание условий для педагогического
творчества коллективов; развитие сети
профильных детских центров; установление
связей между образо-вательной деятельностью
школы, учреждений дополнительного образования
и летних детских центров; гуманизация
деятельности оздоровительных учреждений,
лагерей для удовлетворения интересов
и творческих потребностей детей и подростков.
Типы детских лагерей:
Летние детские
оздоровительные центры (ДОЦ), основным
направлением деятельности которых является
активный отдых, осуществляемый при
помощи и с использованием физических упражнений, подвижных и спортив
ных игр на суше
и в воде, купания и обучения
плаванию, соревнований по различным видам
двигательной деятельности, занятий по
интересам (кружковая работа), развлекательно-познавательных
мероприятий, прогулок и экскурсий призваны
компенсировать недостаточную оздоровительную
эффективность системы воспитания как
в условиях школы. так и семьи и обеспечить
физическое и духовное развитие всех участников
процесса оздоровления.
Несмотря на ограниченные сроки пребывания
детей в условиях ДОЦ (1 смена – 21 день
и менее), в них имеются самые благоприятные
условия для реализации здоровьеформирующих
технологий, осуществления спортизации
физического воспитания детей и подростков,
обеспечения специальной профилактической
работы по предупреждению возникновения
у детей и подростков вредных привычек,
особенно наркомании.
Здоровьеформирующие технологии предусматривают
использование ценностей физической и
спортивной культуры для целенаправленного
формирования условий и факторов, обеспечивающих
преумножение здоровья занимающихся.
Спортизация физического воспитания предлагает
использование элементов прогрессивных
технологий, выверенных в спортивной практике,
в системе физического воспитания. Круглосуточное
пребывание детей в детском оздоровительном
центре, обеспечение их полноценным четырех
или пятиразовым питанием, организация
воспитательного процесса при соблюдении
научно обоснованного единого режима
дня позволяют осуществлять непрерывный
контроль за состоянием организма детей
и подростков и осуществлять системно
организованный комплекс педагогических
и психологических воздействий в интересах
формирования здоровой и гармонически
развитой личности.
Организация воспитательно-оздоровительной
работы в учреждениях детского отдыха
начинается с создания коллектива единомышленников.
Важно сформировать у педагогического
коллектива осознанную потребность по
реализации выработанной совместно программы
действий[4; 74 – 80с].
1.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма.
Остановимся на некоторых проблемах, которые препятствуют развитию детского туризма. Прежде всего, массовый детский отдых не должен быть дорогим. Дети не столь требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и вшестером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость тура. Для удешевления детского отдыха необходимо также снизить затраты на транспортные услуги. Важная проблема - отсутствие законодательной базы. В 1998 г. был принят закон "О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка". Поправки предусматривали государственную защиту детских оздоровительных учреждений, финансирование из федерального бюджета и ряд других положений. Сегодня ежегодно выделяемые из бюджета средства приходится «выбивать». Ситуация изменилась бы с принятием соответствующего закона. Разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время документ будет утвержден.
С повышением налогов
стали расти цены на путевки. Еще одна
проблема - налог на землю. Если не решить
эти вопросы законодательно, можно потерять
наши детские здравницы - они станут не
по карману большинству родителей. Одна
из существенных проблем - детский травматизм.
Несмотря на ошеломляющую статистику,
в России нет ни одной государственной
программы по его снижению[20; 35 – 38с].
ГЛАВА 2. Специфика и особенности организации детского и подросткового туризма: