Особенности культурно-воспитательной деятельности в организации детского и подросткового туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - изучить влияние туристической деятельности на воспитание и культурное развитие детей и подростков. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, попадать в криминальную среду, быть в зависимости от алкоголя и наркотиков, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы видов детского и подросткового туризма.....6
1.1. Основные виды детского и подросткового туризма………………………6
1.2.Детский оздоровительный лагерь как разновидность детского и подросткового туризма…………………………………………………………11
1.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма…………………..15
Глава 2. Специфика и особенности организации детского и подросткового туризма…………………………………………………………………………...18
2.1.Учёт особенностей подросткового возраста в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………….18
2.2Особенности культурно – досуговой деятельности в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………..24
2.3. Педагогическое воздействие в процессе организации детского и подросткового туризма……………………………………………………….....27
Заключение………………………………………………………………………37
Приложение 1……………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курса.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

                    Министерство культуры Российской Федерации

             Федеральное государственное образовательное  учреждение 

                             высшего профессионального образования

             Алтайская Государственная академия  культуры и искусств

                             Факультет художественного творчества

                           Кафедра социально – культурного  туризма 

  ОСОБЕННОСТИ  КУЛЬТУРНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

      В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО  ТУРИЗМА

                                                 Курсовая работа 
 

                                                                                Выполнила студентка

                                                                                4 курса группы ОУСТ

                                                                                Губанова Мария Вячеславовна

                                                                                _________________/                 / 

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                 Буянкина Елена Григорьевна

                                                                                 канд. пед. наук.,

                                                                                 доцент

                                                                              

                                                                                 Рекомендовано к защите

                                                                                 «___________»2009 года

Работа защищена

«___________» 2009 года 

Оценка____________                                                                            

                                                                                 И.о.зав. кафедрой,

                                                                                 Буянкина Елена Григорьевна

                                                                                 _____________ подпись

                                                Барнаул, 2009

                                           СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1. Теоретические основы видов детского и подросткового туризма.....6

1.1. Основные  виды детского и подросткового  туризма………………………6

1.2.Детский оздоровительный лагерь как разновидность детского и подросткового туризма…………………………………………………………11

1.3. Проблемы  и перспективы развития детского туризма…………………..15

Глава 2. Специфика  и особенности организации детского и подросткового туризма…………………………………………………………………………...18

   2.1.Учёт особенностей подросткового возраста в организации детского и подросткового туризма………………………………………………………….18

2.2Особенности  культурно – досуговой деятельности  в организации детского и подросткового  туризма………………………………………………………..24

2.3. Педагогическое воздействие в процессе организации детского и подросткового туризма……………………………………………………….....27

Заключение………………………………………………………………………37

Приложение 1……………………………………………………………………38

Список литературы………………………………………………………………39 
 
 
 
 
 

                                                         -2-     

                                                    ВВЕДЕНИЕ 

   В современном мире туризм считается одной из высокодоходных отраслей  мировой экономики. А один из самых массовых видов туризма – это детский и подростковый туризм. Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России. Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.

Еще более важен  детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.

Велика роль путешествий и в обеспечении  многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

Кроме того, детский спортивно-оздоровительный туризм является одной из

                                                        -3-

наиболее эффективных  оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Детский туризм – это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее поколение  страны в современных экономических  условиях не должно терять нравственные ориентиры, попадать  в криминальную среду, быть в зависимости от алкоголя  и наркотиков, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.

Объект исследования:

Культурно –  воспитательная деятельность.

Предмет исследования:

Детский и подростковый туризм.

Поэтому целью  данной курсовой работы является:

Изучить влияние  туристической деятельности на воспитание и культурное развитие детей и  подростков.

Задачи:

  1. Определить сущность понятий   детский и подростковый туризм.
 

                                                         -4-

  1. Проанализировать специфику и особенности организации детского и подросткового туризма.
  2. Рассмотреть туризм как одну из методик культурно – воспитательной деятельности.

    Методологическая  основа: В своих работах о данной проблеме пишут такие учёные, как Квартальнов, Сластёнин, Бочарова, Выготский и т.д. Поэтому при написании работы использовались метод сбор и анализ используемой литературы. А также метод описания. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                         -5-

ГЛАВА 1.Теоретические основы видов детского и подросткового туризма 

    1.1. Основные виды  детского и подросткового  туризма.

При организации  самодеятельных походов со школьниками  существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку. Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек

В детском туризме  существует особенность в классификации  на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

- сезонный - каникулярный  период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

- межсезонный.

Все эти виды детского туризма на практике встречаются  как по отдельности, так и в  сочетании друг с другом.

Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

1. Внутренний  туризм:

- экскурсии для школьников

- спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

- самодеятельные школьные обмены

- познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе

- оздоровление и отдых в детских лагерях

                                                        -6-

2. Выездной туризм:

- организация международных безвалютных обменов

- образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

- познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе

- выезды в международные детские центры (лагеря).[5; 5 – 7с] 

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая  сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая  сфера представлена:

- государственными и муниципальными органами управления,

- государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования

- общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана  с получением финансовой прибыли  и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

В настоящее  время встречается и смешанный  тип организации детского

                                                        -7-

туризма, который  объединяет государственные дотации  с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.

Органы управления образованием и  комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи  и т.д.) в настоящее время, как  правило, тоже включают в свои учебные  планы элементы туристской деятельности.

Учреждения дополнительного  образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

Информация о работе Особенности культурно-воспитательной деятельности в организации детского и подросткового туризма