Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изложение основных аспектов развития мирового рынка технологий.
Задачи курсовой работы. В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:
- определить понятие мирового рынка технологий;
- изучить сущность мирового рынка технологий;
Образование — фундамент наукоемких технологий
Фундаментом для развития наукоемких технологий является образование. С одной стороны, огромное значение имеет то, какое базовое образование получил человек. С другой, в последнее время все большую роль начинает играть последипломное образование. Речь идет о том, что для поддержания конкурентоспособности человек вынужден совершенствовать свои знания в связи с быстро изменяющимися текущими потребностями рынка труда [6].
Следует отметить, что образование в России славилось в мире именно своей фундаментальностью. Зарубежное образование с его большей практической направленностью более пластично и приспособлено для восприятия новых технологий.
При реформировании российской
высшей школы, по-видимому, наиболее целесообразно,
сохранив фундаментальность образования,
сделать его непрерывным и
более пластичным, способным реагировать
на постоянно изменяющиеся рынки
труда. Установлено, что количество
информации удваивается каждые пять
лет. Это и должно определять мотивацию
каждого участника
Концепция непрерывного образования, разработанная в развитых странах в 1970-х гг., стала для этих стран одним из эффективных инструментов, позволяющих решать проблемы соответствия квалификации специалистов и быстро растущего уровня знаний, умений и навыков, которого требует бурный технический прогресс. Эта концепция влечет за собой необходимость новых подходов в организации непрерывного образования, которые, с одной стороны, обеспечили бы должное качество получаемых знаний, а с другой, были бы минимально обременительны как для работников, так и для организаций и предприятий, которые вынуждены тратить подчас значительные средства для поддержания высокого профессионального потенциала своих кадров, обеспечивая тем самым высокую конкурентоспособность своей продукции и услуг.
Процесс организации переподготовки работников отечественных организаций и предприятий в настоящее время, по мнению многих авторов, недостаточно обеспечен как методически, так и технологически.
Одним из путей решения
этой проблемы могло бы стать широкое
внедрение новых информационно-
Технопарки и технополисы — основа венчурного бизнеса
На современном этапе
научно-технической революции
Рисковые венчурные
Необходимый капитал такие
предприниматели получают от крупных
корпораций, частных фондов и государства,
позволяющих им свободно распоряжаться
этими средствами для научных
целей. Поскольку результаты исследований
неизвестны, есть значительный риск для
такого предприятия (поэтому финансирующий
его капитал называется рисковым).
Если же предприятие добивается успеха,
оно превращается в самостоятельную
хозяйственную единицу или
Сами крупные корпорации, имея дорогостоящее оборудование и устойчивые позиции на рынке, не очень охотно идут на технологическую перестройку производства и разного рода эксперименты. Значительно более выгодно для них финансировать мелкие внедренческие фирмы и в случае успеха последних двигаться по проторенному ими пути.
Рисковый бизнес отнюдь не случайно получил свое название. Его отличает неустойчивость, ненадежность положения. "Смертность" рисковых организаций очень высока. Из 250 рисковых фирм, основанных в США еще в 1960-х гг., "выжили" около трети, 32 % были поглощены крупными корпорациями, 37 % обанкротились [3]. И лишь единицы превратились в крупных продуцентов высоких технологий, подобно "Xerox", "Intel", "Apple Computer". Однако отдача оставшихся "в живых" фирм настолько велика как с точки зрения прибыли, так и с точки зрения совершенствования производства, что делает такую практику целесообразной. Значимость рисковых предприятий и в том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивают крупные фирмы к инновационной деятельности. Так, специалисты считают, что гораздо больший вклад "Apple Computer" (возникшей как рисковое предприятие) в экономику США состоял не в создании и производстве персонального компьютера, а в том, что эта фирма побудила электронного гиганта IBM к поискам новых технологий и совершенствованию своей организационной структуры, которые способствовали повышению конкурентоспособности ее продукции.
В странах с рыночным хозяйством
выбору приоритетов научно-
Современный научно-технический прогноз представляет собой инструмент, позволяющий оценить, какие инвестиции и к какому сроку окажутся "на подходе" к этапу коммерциализации. Для предпринимателей, деятельность которых связана с созданием и производством наукоемкой продукции, эта информация является исключительно ценной, поскольку позволяет произвести серьезную заблаговременную подготовку. Скорее всего и в России уже назрела потребность в разработке научно-технических прогнозов, подобных описанным выше, которые в этой связи заслуживают тщательного изучения.
Исследование инновационных процессов показало, что сокращение сроков их осуществления и сокращение затрат на данные цели возможны при наличии ряда условий. В совокупности этих условий важную роль играет выбор организационных моделей, используемых для проведения научных разработок, с одной стороны, и производства нововведений, с другой.
Классификация технопарков
"Научные парки" —
формы интеграции науки с
В развитии "научных парков" четко прослеживаются два этапа: 1960-е гг., когда возникло большинство "научных парков" на их родине — в США — и появились зачаточные их формы в западноевропейских странах — Великобритании, Франции, ФРГ; 1980-е гг., с начала которых стало формироваться второе поколение технопарков в США и Западной Европе, появились технопарки в странах, где их раньше не было (Япония и другие страны Дальнего Востока).
"Научные парки" можно условно свести к трем моделям — американской (США, Великобритания), японской (Япония) и смешанной (Франция, ФРГ).
Американская модель. В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа "научных парков":
1) "научные парки" в узком смысле слова;
2) "исследовательские
парки", отличающиеся от первых
тем, что в их рамках
3) "инкубаторы" (в США)
и инновационные центры (в Великобритании
и Западной Европе), в рамках
которых университеты "дают приют"
вновь возникающим компаниям,
предоставляя им за
Крупнейший из "научных парков" США — Стэнфордский. Он расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год высокотехнологичным компаниям, взаимодействующим с университетом: в последнем преподает много инженеров-исследователей. Парк был объявлен заполненным в 1981 г.: 80 компаний и 26 тыс. занятых. Среди компаний — три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM, "Hewlett Packard"), аэрокосмические ("Локхид"), химические и биотехнологические компании.
С начала 1980-х гг. в западноевропейских странах получила распространение новая для этих стран разновидность технопарков, ориентированная на нужды мелких "высокотехнологичных" предприятий, — инновационные центры, сходные с американскими "инкубаторами". Их задача — соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды, чтобы обеспечить "стартовый период" новым внедренческим компаниям.
Японская модель. Японская модель "научных парков", в отличие от американской, предполагает строительство совершенно новых городов — так называемых "технополисов", сосредоточивающих научные исследования в передовых отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект "Технополис" — проект создания технополисов — был принят к реализации в 1982 г.
В качестве создания технополисов избрано 19 зон, равномерно разбросанных по четырем островам. Все технополисы должны удовлетворять следующим критериям:
— быть расположенными не далее чем в 30 минутах езды от своих "городов-родителей" (с населением не менее 200 тыс. человек) и в пределах 1 дня езды от Токио, Нагои или Осаки;
— занимать площадь, меньшую или равную 500 квадратным милям;
— иметь сбалансированный
набор современных научно-
— быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями.
В 35 милях к северо-востоку от Токио расположен "город мозгов" — Цукуба. В нем живет 11,5 тыс. человек, работающих в 50 государственных исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от технополисов, главная цель которых — коммерциализация результатов научных изысканий, предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба — город фундаментальных исследований, и роль частного сектора в ней невелика.
Смешанная модель. Примером смешанной модели "научных парков", ориентированной и на японскую, и на американскую, могут служить "научные парки" Франции, в частности, крупнейший из них "София Антиполис" (расположен на Ривьере, на площади свыше 2000 га; к середине 1980-х гг. земля была продана компаниям и исследовательским организациям; максимальное предусмотренное число занятых — около 6 тыс. человек).
2.2.Особенности
международного
Рынок высокотехнологичной
продукции прочно удерживают три
страны, являющиеся ведущими агентами
мировой технологической