Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изложение основных аспектов развития мирового рынка технологий.
Задачи курсовой работы. В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:
- определить понятие мирового рынка технологий;
- изучить сущность мирового рынка технологий;
Во-вторых, многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть даже и отечественным. Объясняется это тем, что многонациональная компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование новых технологий, исключается возможность утечки производственных секретов и превращения покупателя в серьезного конкурента.
В-третьих, реализация технологий
за рубеж часто сопровождается дополнительными
поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов
и т.д. Следовательно, продавец технологий
получает возможность увеличить
выпуск продукции на экспорт. Выгода,
извлекаемая фирмой-продавцом
В-четвертых, часто только
путем продажи новой технологии
за рубеж фирма может получить
доступ к необходимому ей новшеству,
которым располагает
Таковы важнейшие причины, по которым собственник новых технологий стремится реализовать их не на внутреннем, а на внешнем рынке.
Заинтересованность продавца
совпадает с
Во-первых, импортируя новые
технологии, покупатель обычно добивается
существенной экономии средств и
времени в сравнении с
Во-вторых, приобретая новые
технологии, покупатель получает возможность
ликвидировать в короткие сроки
свое техническое отставание в той
или иной области. И хотя далеко не
все, что продается на рынке технологий,
является последними научно-техническими
достижениями, тем не менее, покупки
на технологическом рынке
В-третьих, приобретение импортных
технологий обычно сопровождается сравнительно
малыми издержками по освоению производства
продукции. Объясняется это тем,
что на продажу поступают обычно
практически отработанные технологии.
К тому же покупатель может рассчитывать
на помощь лицензиара при освоении
новых технологических
В-четвертых, практика показывает,
что изделия, производимые по зарубежной
технологии, отличаются высокой
Экономическими агентами на мировом технологическом рынке, как правило, выступают развитые страны. Именно на них приходится преобладающая часть оборота мирового рынка технологий. Мировым лидером на этом рынке являются США. Они ежегодно экспортируют наукоемкую продукцию на сумму около 700 млрд. долл. За США идут Германия (530 млрд. долл.) и Япония (400 млрд. долл.).
Основной формой международной передачи технологий является лицензионная торговля, которая осуществляется на основе лицензионных соглашений. Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:
– запатентованные изобретения,
– промышленные образцы,
– товарные знаки,
– ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной.
Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей.
Техническое решение необязательно
должно сопровождаться теоретическим
обоснованием. Оно считается новым
при условии, что его сущность
не была раскрыта ранее в данной
стране или за границей настолько, что
стало возможным его
Техническое решение признается обладающим существенными отличиями, если оно характеризуется новой совокупностью признаков, дающих положительный эффект, например:
а) все признаки являются новыми;
б) часть признаков является новой, а часть – известной;
в) все признаки являются известными, а их сочетание – новыми.
Сходные однородные изобретения
называются аналогами, а наиболее близкий
из них к предложенному новому
техническому решению – прототипом.
Несущественные отличия в новом
техническом решении не позволяют
считать его изобретением, например
использование эквивалентных
Промышленным образцом (industrial design) признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.
Товарный знак (trademark) – это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.
Патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, охраняемые Парижской конвенцией 1883 г., относятся к промышленной собственности.
Промышленная собственность вместе с авторскими правами образует понятие интеллектуальной собственности.
Авторское право (copyright) распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, технические описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.). Это право означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или любым иным образом использовать охраняемые правом объекты. Авторские права охраняются национальными законами, а на международном уровне – Бернской конвенцией 1886 г. и Всемирной конвенцией 1952 г.
Наряду с патентными лицензиями
существуют и беспатентные лицензии
на ноу-хау (непатентованное научно-
В отличие от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна. Ноу-хау могут включать:
– предметы – образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления и т.д.;
– техническую документацию – формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;
– инструкции – пояснения, касающиеся конструкции производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.
В международной практике
наиболее часто встречаются патентные
лицензии с одновременной передачей
ноу-хау и оказанием
При заключении договоров
на ноу-хау не действует патентная
защита, поэтому особое значение в
данном виде лицензионных соглашений
имеют условия о неразглашении
ноу-хау как в период срока
действия лицензионного соглашения,
так и после его окончания.
В этой связи в соглашении иногда
оговаривается порядок
Наиболее характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:
– не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окончания этого срока;
– указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;
– не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.
Помимо патентных и беспатентных выделяют самостоятельные («чистые») и сопутствующие лицензии. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют независимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.
Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок. Развитию собственного производства может препятствовать множество причин – от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.
Препятствием для экспорта изделий нередко является протекционистская политика правительства страны, в которую предполагаются их поставки: высокие таможенные пошлины, импортные квоты, поощрение ввоза изделий в разобранном виде (с целью развития национальной промышленности).
Во всех этих случаях продажа лицензий – один из путей выхода на местный рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует отметить, что при продаже лицензии обычно предусматривается поставка материалов, узлов и деталей для выпуска продукции. Таким образом, лицензионная торговля оказывается действенным стимулом для сбыта собственной продукции.
В зависимости от объема
прав, предоставляемых лицензионным
соглашением покупателю и продавцу,
различают простую, исключительную
и полную лицензии. Простая лицензия
оставляет за продавцом право
предоставлять аналогичные
Поскольку основной поток новых технологий идет из развитых стран в развивающиеся, правительства последних иногда вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая верхний предел цены по лицензионному соглашению.
Многие технологии продаются лицензиаром контролируемым организациям – зарубежным филиалам многонациональных компаний или их дочерним фирмам. Последние, выступая в роли юридически самостоятельного лица, обеспечивают защиту интеллектуальной собственности, когда владение становится долевым, а также позволяют избегать ограничений по размерам платежей или валюте.
Однако и в этом случае проблема ценообразования является сложной и противоречивой. С одной стороны, многонациональные компании критикуют за то, что путем таких продаж они объявляют свои прибыли в странах с низкими налоговыми ставками. С другой стороны, сами развивающиеся страны, где уровень налогообложения невысок, часто утверждают прямо противоположное: по их мнению, многонациональные фирмы искусственно приуменьшают свои прибыли с тем, чтобы, например, переместить свои средства в страны с более надежной валютой. Поэтому государственный контроль за ценообразованием при продаже технических новинок многонациональных компаний контролируемым ими филиалам усиливается как в стране базирования, так и в принимающей стране.