Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изложение основных аспектов развития мирового рынка технологий.
Задачи курсовой работы. В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:
- определить понятие мирового рынка технологий;
- изучить сущность мирового рынка технологий;
– подготовка и стажировка специалистов;
– управленческие контракты;
– научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.
Передача технологии в
коммерческих формах подразумевает, что
технология является специфическим
товаром. Покупатель новой технологии
получает в свое распоряжение научно-технические
разработки и/или созданные
Повышенная
В то же время технология как товар обладает весьма высокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже произведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает их к ее возможно большей утилизации, как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров. Технологии передаются двум основным группам покупателей:
– зарубежным филиалам или дочерним фирмам ТНК;
– независимым фирмам.
Новые технологии преимущественно
предоставляются ТНК своим
– в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;
– сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы ТНК;
– увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию освобождаются от налогообложения. Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные инвестиции. При продаже технологии представляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и услуги.
Продажа технологии независимым
компаниям означает утрату монопольного
права на ее использование. Кроме
того, покупатель технологии, обладающий
значительным научно-техническим
Все формы технологического
обмена существуют не сами по себе, а
обусловлены содержанием
1-й этап – уникальная;
2-й этап – прогрессивная;
3-й этап – традиционная;
4-й этап – морально устаревшая.
К уникальным технологиям
относятся изобретения и другие
научно-технические разработки, защищенные
патентами или содержащие ноу-хау,
что делает невозможным их использование
конкурирующими организациями. Данные
технологии обладают новизной, наивысшим
техническим уровнем, могут быть
использованы в производстве на условиях
исключительной монополии. Такие технологии
создаются в результате НИОКР
и изобретательской деятельности специалистов.
При определении цены уникальной
технологии на рынке учитывается
ее способность создавать
К прогрессивным технологиям
принадлежат разработки, обладающие
новизной и технико-экономическими
преимуществами по сравнению с технологиями-
Традиционная (обычная) технология
представляет собой разработки, отражающие
средний уровень производства, достигнутый
большинством производителей продукции
в данной отрасли. Такая технология
не обеспечивает ее покупателю значительных
технико-экономических
Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которых достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.
Рынок технологий сегментирован. В той его части, где осуществляется торговля лицензиями, патентами, ноу-хау и т.д., технология выступает как самостоятельный фактор производства. На других сегментах этого рынка, где технологии материализованы в технологически емких видах продукции, квалифицированных работниках, высокотехнологичном капитале, международное перемещение технологий смыкается с межстрановым движением товаров, рабочей силы и капитала.
Важнейшей предпосылкой возникновения
и функционирования технологического
рынка является правовая защита научно-технических
знаний и интеллектуальной собственности.
Правовая защита призвана обеспечить
ученым, изобретателям, разработчикам
новых технологий исключительное право
распоряжения результатами своего труда
на определенный срок и исключить
возможность безвозмездного использования
этих результатов третьими лицами.
Наиболее распространенными
Патентом (patent) называют признание государством и оформление прав юридического или физического лица на авторство и распоряжение изобретением абсолютно нового продукта или процесса производства или значительным усовершенствованием существующего продукта или технологии в виде документа, выдаваемого компетентным государственным органом изобретателю, который удостоверяет его авторство и приоритет, а также предоставляет ему монопольное право на использование новшества в течение определенного времени (обычно 15–20 лет). Чтобы получить одобрение патента, изобретатель должен представить в патентное бюро полную информацию об изобретении, а также доказательства того, что продукт содержит оригинальные, совершенно новые черты, и продемонстрировать его промышленное применение.
Система патентов преследует двойную цель: во-первых, поощрение изобретательства и изобретателей взять на себя риск и расходы по открытию новых путей в науке и производстве, что компенсируется временными монопольными правами на всю прибыль от их работы. Во-вторых, это способствует распространению передовой технологии на благо всего общества.
Система патентной защиты
позволяет обществу располагать
полной и регулярной информацией
о новых изобретениях, способствует
ускорению внедрения в
Однако злоупотребление
патентной монополией способно привести
и к прямо противоположному результату
– искусственному сдерживанию научно-
Оформление патента и его поддержание предполагают уплату высоких патентных пошлин. Поэтому изобретатели-одиночки и малые фирмы-эксплеренты зачастую вынуждены продавать патенты тем фирмам, которые в состоянии коммерчески освоить изобретение. При продаже патента титул собственности на коммерческое изобретение переходит к покупателю, чаще всего к крупным компаниям.
Патенты, зарегистрированные в одной стране, могут быть действительны и в других странах, если эта страна является членом взаимного соглашения (например, в странах-членах ЕС).
В мировом масштабе заявки
на патенты рассматриваются
Потребность в скорейшем
распространении новых
Лицензия (license) – это разрешение лицензиара, т.е. владельца технологии или прав промышленной собственности независимо от того, защищены они патентом или нет, которое выдается лицензиату, т.е. заинтересованной стороне, приобретающей технологию или соответствующие права, на использование технологически применимых в производстве знаний на определенный срок и за установленное вознаграждение. Такое разрешение позволяет лицензиату организовывать производство с применением изобретений, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой и иной информации, являющихся предметом выданной лицензии.
Следовательно, наряду с патентными лицензиями (patent license) существуют беспатентные лицензии, т. е. лицензии на право использования научно-технических достижений и технологий либо непатентоспособных, либо не запатентованных по каким-либо причинам. Беспатентные лицензии, как правило, выступают в виде ноу-хау (know-how license). При этом бесплатные лицензии в количественном аспекте преобладают над патентными.
К ноу-хау принято относить
технический опыт и секреты производства,
информацию, имеющую коммерческую ценность.
Ноу-хау может быть представлено
программно-математическим обеспечением,
математическими формулами и
алгоритмами, приемами и навыками производства,
схемами, чертежами, описаниями и т.д.
предмет ноу-хау, будучи использован
в производстве, создает известные
преимущества, хотя и не обеспечен
патентной защитой. На практике нередко
совершается продажа патентной
лицензии и одновременной передачей
ноу-хау и оказанием
Авторские права на мировом рынке технологий наряду с патентами и лицензиями защищает копирайт (copyright), что буквально означает право воспроизведения. Копирайт защищает от копирования главным образом произведения искусства и литературы – книги, фильмы, радиопередачи и т.д. однако часто он распространяется и на используемые в производстве знания в виде эскизов, макетов, рисунков, чертежей и т.д.
И, наконец, инструментом правовой защиты технологий выступает товарный (фирменный) знак, или марка (trademark), обычно помещаемый на продукции фирмы в виде рисунка, инициалов основателя (владельца) компании, аббревиатуры, графического изображения и т.д. товарный знак регистрируется как по месту нахождения компании, так и за рубежом, и его запрещено использовать другим фирмам без официального разрешения.
Как уже отмечалось, технологии
как фактору производства присуща
высокая степень международной
мобильности. Опыт показывает, что издержки
передачи технологий внутри национальных
хозяйств заметно меньше, чем при
передаче технологий иностранным фирмам.
В связи с этим можно было бы
ожидать, что реализация технологий
на внутреннем национальном рынке будет
превосходить их продажу на мировом
рынке. Однако на практике наблюдаются
прямо противоположные
В большинстве развитых стран крупные компании охотнее продают технологически применимые знания иностранным фирмам, чем отечественным, а внешние рынки технологий значительно превосходят внутренние. Причины этого явления достаточно многообразны.
Во-первых, на пути международного
перемещения технологий стоит меньше
барьеров и ограничений по сравнению
с движением товаров и