Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изложение основных аспектов развития мирового рынка технологий.
Задачи курсовой работы. В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:
- определить понятие мирового рынка технологий;
- изучить сущность мирового рынка технологий;
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность темы обусловлена необходимостью развития высокотехнологичного сектора Украины и внедрения институциональных изменений, направленных на овладение технологических ниш на мировом высокотехнологичном рынке.
Цель исследования. Целью курсовой работы является изложение основных аспектов развития мирового рынка технологий.
Задачи курсовой работы. В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:
- определить понятие мирового рынка технологий;
- изучить сущность мирового рынка технологий;
- определить состояние и
- дать характеристику международного обмена технологиями;
- определить проблемы и перспективы развития мирового рынка технологий.
Предмет исследования – мировой рынок технологий.
Объект исследования - объектом исследования курсовой работы является то, что проблема развития в Украине рынка высокотехнологичных товаров и услуг заключается в нейтрализации угроз в инновационной сфере, реализации мероприятий по технологической реструктуризации промышленности, повышении конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции на мировых рынках за счет инновационных сдвигов в экономике, интеграции в мировую систему производственной и научно-технической кооперации.
Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученных:
Методы исследования. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научных исследований: литературно-описательный, сравнительный, прогностический метод.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, заключения, списка использованной литературы (___ наименований),__ таблицы, ___рисунков. Общий объем работы __ страницы.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ
1.1.Сущность мирового рынка технологий
Понятия рынка технологий:
К особенностям рынка технологий относятся:
Факторы обособления технологии в категорию самостоятельной товарной группы:
Структура рынка технологий характеризуется:
Технология может быть
импортирована с достаточно низкими
затратами, хотя существует определенный
риск для страны-импортера. Одна и
та же техника в одном
Субъекты рынка технологий:
Объекты рынка технологий:
Инфраструктура рынка технологий:
Профессиональные объединения специалистов, работающих на рынках технологии
Можно выделить четыре группы участников рынка технологии, которые предлагают и приобретают технологию:
Каждая группа участников имеет свои причины для трансферта технологии – содействие в развитии, укрепление политического влияния, получение прибыли.
Большой интерес представляет структурирование рынка технологий по основным каналам распространения технологии. Первоначально обмен технологиями осуществлялся в связанной с рабочей силой или капиталом форме. Эти формы не утратили своей актуальности и сегодня, что стало основой появления такого феномена как интеллектуальная миграция, которая занимает возрастающее значение в общемировых миграционных потоках.
Мировой рынок технологий – сфера международной торговли, связанная с систематическими устойчивыми операциями по купле-продаже технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации.
Формирование. Появлению рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце XVIII — начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение торговли средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта. Формирование современного мирового рынка технологий происходило в 50-е – 60-е годы XX века, когда объем международных коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена.
Экспорт и импорт. Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно.
Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии.
Отношения с США в обмене
технологией характеризуются
Основные формы обмена технологиями Германии с другими странами – это прежде всего экспорт и импорт готовой продукции, произведенной с использованием этих технологий (причем в последние годы доля наукоемкой продукции во внешнеторговом обороте Германии возрастает), прямые иностранные инвестиции (как видно из структуры экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций, Германия скорее вывозит технологии за счет миграции капитала, чем импортирует), а также совместное проведение НИОКР и научно-производственная кооперация в рамках различных программ (в этом смысле для Германии плодотворно сотрудничество с США и рядом скандинавских стран).
Структура мирового рынка технологий:
Субъектами мирового
рынка технологий выступают
Объектами мирового рынка
технологий являются
Особенности рынка технологий:
1. неуничтожимость в процессе использования;
2. иной механизм «старения» по сравнению с амортизацией вещественных предметов;
3. отсутствием универсальной стоимостной оценки.
Международная передача технологий – это передача научно-технический знаний, относящихся к конкретным производственным процессам и находящих там практическое применение.
Передача технологии в
мировом хозяйстве может быть
сведена к трем каналам:
• экспорт технологии на изобретение
в овеществленном виде, вывоз ее вместе
с вещными товарами с материализацией
в прямых заграничных инвестициях;
• в чистом виде, т.е. технологии являются
непосредственно товаром — лицензии,
управление, контроль, оказание технической
помощи;
• вместе с капиталом и производительными
силами, предоставление технического
капитала.
Патент – это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. Оно дает владельцу титул собственника на изобретение и защищает его не только от местных, но и иностранных конкурентов. Патент действует на территории той страны, где выдан.
Лицензия – это разрешение продавца на использование другим лицом – покупателем – изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.
Франчайзинг – это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, материнские компании (франчайзеры) заключают договоры с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право действовать от имени франчайзера.
Инжиниринг – это
сфера деятельности по
1.2.Международный обмен технологиями
Под понятием международного
технологического обмена в широком
смысле подразумевается проникновение
любых научно-технических
Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:
– научно-технические публикации;
– проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
– обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
– миграция специалистов;
– обучение студентов и аспирантов;
– деятельность международных организаций по сотрудничеству в области наук и техники и др.
Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:
– передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;
– поставка машин и различного промышленного оборудования;
– оказание технической помощи;
– инжиниринговые услуги;
– экспорт комплектного оборудования;