Мировой рынок технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изложение основных аспектов развития мирового рынка технологий.
Задачи курсовой работы. В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:
- определить понятие мирового рынка технологий;
- изучить сущность мирового рынка технологий;

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ.docx

— 95.05 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Актуальность темы обусловлена необходимостью развития высокотехнологичного сектора Украины и внедрения институциональных изменений, направленных на овладение технологических ниш на мировом высокотехнологичном рынке.

Цель исследования. Целью курсовой работы является изложение  основных аспектов развития мирового рынка технологий.

Задачи курсовой работы. В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:

-  определить понятие мирового  рынка технологий;

- изучить сущность мирового  рынка технологий;

- определить состояние и тенденции  развития мирового рынка технологий  в условиях глобализации;

- дать характеристику  международного  обмена технологиями;

 - определить  проблемы и перспективы развития мирового рынка технологий.

Предмет исследования –  мировой рынок технологий.

Объект исследования - объектом исследования курсовой работы является то, что проблема развития в Украине рынка высокотехнологичных товаров и услуг заключается в нейтрализации угроз в инновационной сфере, реализации мероприятий по технологической реструктуризации промышленности, повышении конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции на мировых рынках за счет инновационных сдвигов в экономике, интеграции в мировую систему производственной и научно-технической кооперации.

Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученных: 

Методы исследования. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научных исследований: литературно-описательный, сравнительный, прогностический метод.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, заключения, списка использованной литературы (___ наименований),__ таблицы, ___рисунков. Общий объем работы  __ страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА  ТЕХНОЛОГИЙ

1.1.Сущность мирового  рынка технологий

Понятия рынка технологий:

  • Рынок технологий проявляет специфические черты, которые обусловливают его особое место в системе рынков.
  • Рынок технологий представляет собой совокупность экономических отношений, охватывающих сферы формирования спроса и предложения технологий и формы технологического обмена.
  • Рынок технологий находится в тесной взаимосвязи с рынками факторов производства и товаров.
  • Рынок технологий характеризуется совокупностью и структурой субъектов рынка технологий, формирующих предложение и спрос, уровнем развития инфраструктуры, влиянием внешней среды, степенью участия государства.

К особенностям рынка технологий относятся:

  • длительный и многообразный характер сотрудничества, далеко выходящий за рамки обычной сделки купли-продажи;
  • частое использование комбинации нескольких носителе

Факторы обособления технологии в категорию самостоятельной  товарной группы:

  • Во-первых, развитие машинного производства, усложнение процесса труда, обособление специальных знаний по использованию сложной техники.
  • Во-вторых, важнейшим фактором развития рынка технологий стало развитие науки.
  • В-третьих, важным фактором возникновения рынка технологии стала разработка прав собственности на научно-технические достижения.

Структура рынка технологий характеризуется:

  • соотношением основных агентов рынка;
  • особенностями, национальных и международных рынков технологии;
  • взаимосвязью рынка технологий с рынками факторов производства;
  • взаимодействием рыночного механизма и рыночных структур;
  • отраслевыми особенностями распространения технологии.

Технология может быть импортирована с достаточно низкими  затратами, хотя существует определенный риск для страны-импортера. Одна и  та же техника в одном технологическом  контексте может вести и к  исчерпанию, разрушению природных и  социальных ресурсов, к их рациональному  расходованию и даже к наращиванию  в другом. В то же время некоторые  интеллектуальные феномены, например, научные, аккумулируются гораздо слабее.

Субъекты рынка технологий:

  • Научно-образовательные организации;
  • Предприятия;
  • Международные организации;
  • Иностранный капитал;
  • Государство.

Объекты рынка технологий:

  • Фундаментальные исследования;
  • Научные открытия;
  • Технологические изобретения;
  • Методы и техника производства;
  • Продвижения товаров и услуг.

Инфраструктура рынка  технологий:

  • Информационная;
  • Финансовая;
  • Технологические посредники;

Профессиональные объединения  специалистов, работающих на рынках технологии

Можно выделить четыре группы участников рынка технологии, которые  предлагают и приобретают технологию:

  • ТНК;
  • Международные организации;
  • Правительства,
  • Фирмы.

Каждая группа участников имеет свои причины для трансферта технологии – содействие в развитии, укрепление политического влияния, получение прибыли.

Большой интерес представляет структурирование рынка технологий по основным каналам распространения  технологии. Первоначально обмен  технологиями осуществлялся в связанной  с рабочей силой или капиталом  форме. Эти формы не утратили своей  актуальности и сегодня, что стало  основой появления такого феномена как интеллектуальная миграция, которая  занимает возрастающее значение в общемировых  миграционных потоках.

Мировой рынок технологий – сфера международной торговли, связанная с систематическими устойчивыми операциями по купле-продаже технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации.

Формирование. Появлению  рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце XVIII —  начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя  на продукты своего интеллектуального  труда, что обусловило резкое расширение торговли средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта. Формирование современного мирового рынка технологий происходило в 50-е – 60-е годы XX века, когда объем международных коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена.

Экспорт и импорт. Рынок  высокотехнологичной продукции  прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической  торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно.

Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно  развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии.

Отношения с США в обмене технологией характеризуются сотрудничеством  и конфликтами. Остается высокая  зависимость Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х  годов соотношение между экспортом  и импортом было примерно 2:1 в пользу США.

Основные формы обмена технологиями Германии с другими  странами – это прежде всего экспорт и импорт готовой продукции, произведенной с использованием этих технологий (причем в последние годы доля наукоемкой продукции во внешнеторговом обороте Германии возрастает), прямые иностранные инвестиции (как видно из структуры экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций, Германия скорее вывозит технологии за счет миграции капитала, чем импортирует), а также совместное проведение НИОКР и научно-производственная кооперация в рамках различных программ (в этом смысле для Германии плодотворно сотрудничество с США и рядом скандинавских стран).

Структура мирового рынка  технологий:

  1. рынок патентов и лицензий;
  2. рынок науко- и технологически емкой продукции;
  3. рынок высокотехнологичного капитала;
  4. рынок научно-технических специалистов.

 Субъектами мирового  рынка технологий выступают государственные  структуры, научно-исследовательские  институты и образовательные  учреждения, промышленные компании  и мелкие инновационные фирмы,  а также физические лица –  специалисты.

 Объектами мирового рынка  технологий являются результаты  интеллектуальной деятельности  в овеществленной (машины, оборудование) и неовеществленной (информация, знания, производственный опыт) форме.

Особенности рынка технологий:

1.   неуничтожимость в процессе использования;

2. иной механизм «старения»  по сравнению с амортизацией  вещественных предметов;

3.   отсутствием универсальной  стоимостной оценки.

Международная передача технологий – это передача научно-технический знаний, относящихся к конкретным производственным процессам и находящих там практическое применение.

Передача технологии в  мировом хозяйстве может быть сведена к трем каналам: 
  • экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях; 
• в чистом виде, т.е. технологии являются непосредственно товаром — лицензии, управление, контроль, оказание технической помощи; 
• вместе с капиталом и производительными силами, предоставление технического капитала.

Патент – это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. Оно дает владельцу титул собственника на изобретение и защищает его не только от местных, но и иностранных конкурентов. Патент действует на территории той страны, где выдан.

Лицензия – это разрешение продавца на использование другим лицом – покупателем – изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

 Франчайзинг – это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, материнские компании (франчайзеры) заключают договоры с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право действовать от имени франчайзера.

 Инжиниринг – это  сфера деятельности по проработке  вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг.

1.2.Международный  обмен технологиями

Под понятием международного технологического обмена в широком  смысле подразумевается проникновение  любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком –  передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству  конкретных технологических процессов.

Технологический обмен в  широком смысле осуществляется, как  правило, в некоммерческих формах:

– научно-технические публикации;

– проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;

– обмен делегациями и  встречи ученых и инженеров;

– миграция специалистов;

– обучение студентов и  аспирантов;

– деятельность международных  организаций по сотрудничеству в  области наук и техники и др.

Технологический обмен в  узком значении осуществляется, как  правило, в коммерческих формах:

– передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;

– поставка машин и различного промышленного оборудования;

– оказание технической  помощи;

– инжиниринговые услуги;

– экспорт комплектного оборудования;

Информация о работе Мировой рынок технологий