Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 02:03, реферат
Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Как одна из форм международных экономических отношений он приобрел огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.
1.Международный туризм как специфическая форма торговли услугами
2.Состояние и прогнозы развития международного туризма
3.Международные туристские организации
4.Международные туристские выставки и ярмарки
ВТО в своей классификации выделяет страны, являющиеся основными поставщиками туристов (Германию, США, Японию, Великобританию, Францию, Италию, Австрию, Нидерланды, Канаду), и страны, в основном принимающие туристов (табл.3)
Таблица 3.Страны-лидеры по международным туристским прибытиям в 2003г.
№ п/п |
|
Прибытия туристов,
млн чел. |
Доля в общем мировом объеме, % |
1 | Франция |
|
10,8 |
2 | Испания |
|
7,5 |
3 | США |
|
5,9 |
4 | Италия |
|
5,7 |
5 | Китай |
|
4,8 |
6 | Великобритания |
|
3,6 |
7 | Австрия |
|
2,8 |
8 | Мексика |
|
2,7 |
9 | Германия |
|
2,6 |
10 | Канада |
|
2,5 |
Итого по 10 странам |
|
49,0 |
По прогнозам ВТО в 2020 г. лидером мирового туризма по количеству туристских прибытий станет Китай (табл. 4), а выезду туристов — Германия (табл. 5).
Таблица 4. Страны-лидеры по международным туристским прибытиям в 2020 г.
№ п/п | Страна | Прибытия туристов, млн.чел. | Доля в общем мировом объеме, % |
1 | Китай | 137,1 | 8,6 |
2 | США | 102,4 | 6,4 |
3 | Франция | 93,3 | 5,8 |
4 | Испания | 71,0 | 4,4 |
5 | Гонконг | 59,3 | 3,7 |
6 | Италия | 52,9 | 3,3 |
7 | Великобритания | 52,8 | 3,3 |
8 | Мексика | 48,9 | 3,1 |
9 | Россия | 47,1 | 2,9 |
10 | Чехия | 44,1 | 2,7 |
Итого по 10 странам | 708,9 | 44,2 |
Таблица 5. Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 г.
№ п/п | Страна | Выезды туристов, млн.чел. | Доля в общем мировом объеме, % |
1 | Германия | 163,5 | 10,2 |
2 | Япония | 141,5 | 8,8 |
3 | США | 123,3 | 7,7 |
4 | Китай | 100,0 | 6,2 |
5 | Великобритания | 96,1 | 6,0 |
6 | Франция | 37,6 | 2,3 |
7 | Нидерланды | 35,4 | 2,2 |
8 | Канада | 31,3 | 2,0 |
9 | Россия | 30,5 | 1,9 |
10 | Италия | 29,7 | 1,9 |
Итого по 10 странам | 788,9 | 49,2 |
Наряду с туристскими потоками важнейшими характеристиками международного туризма являются туристские доходы и расходы. Они представляют собой стоимостные оценки туризма, необходимые для изучения его влияния на национальную экономику, в частности платежный баланс страны.
В 2003 г. международные туристские расходы (без учета международного транспорта) составили 523 млрд. дол. США. Большая их часть (более 285 млрд.) приходится на Европу. Европейцы тратят на путешествия столько же, сколько туристы всех остальных регионов вместе взятые. На втором месте находится Америка, далее располагается Азиатско-Тихоокеанский регион.
Основные расходы на международный туризм, по данным ВТО, несет население индустриально развитых стран, главным образом Германии, США, Великобритании и Японии (табл.6). На долю этих стран приходится около трети всех мировых туристских расходов. Кроме них заметную роль в формировании международных туристских расходов, их величины и структуры играют Франция, Италия и Китай.
Таблица 6. Страны-лидеры по расходам на международный туризм (без учета международного транспорта) в 2003 г.
№ п/п | Страна | Расходы, млрд. дол. США | Доля
в общем
мировом объеме, % |
1 | Германия | 64,7 | 12,4 |
2 | США | 56,6 | 10,8 |
3 | Великобритания | 48,5 | 9,3 |
4 | Япония | 29,0 | 5,5 |
5 | Франция | 23,6 | 4,5 |
6 | Италия | 20,5 | 3,9 |
7 | Китай | 15,2 | 2,9 |
8 | Нидерланды | 14,6 | 2,8 |
9 | Канада | 13,3 | 2,6 |
10 | Российская Федерация | 12,9 | 2,5 |
Итого по 10 странам | 298,9 | 57,1 |
Поступления от международного туризма концентрируются в группе развитых стран Северной Америки (США, Канаде) и Западной Европы (Франции, Великобритании, Германии), средиземноморских (Испании, Италии) и альпийских (Австрии, Швейцарии) государствах. На их долю приходится около половины мировых доходов от международного туризма.
Многолетним лидером в этом отношении являются США (табл.7). По данным ВТО, в 2003 г. поступления от международного туризма в данной стране в 1,5 раза превышали их объем в Испании и Франции, занимающих в этой таблице следующие строчки. В ведущую десятку лидеров ворвался Китай, который с 25-го места в 1990 г. передвинулся на 7-е место в 2003 г. Из государств Центральной и Восточной Европы лучшие результаты демонстрируют Польша (4,1 млрд. дол. США) и Чехия (3,5 млрд.).
Таблица 7. Страны-лидеры по доходам от международного туризма (без учета поступлений от международного транспорта) в 2003 г.
№ п/п | Страна | Доходы, млрд. дол. США | Доля
в общем
мировом объеме, % |
1 | США | 64,5 | 12,3 |
2 | Испания | 41,8 | 8,0 |
3 | Франция | 37,0 | 7,1 |
4 | Италия | 31,2 | 6,0 |
5 | Германия | 23,0 | 4,4 |
6 | Великобритания | 22,8 | 4,3 |
7 | Китай | 17,4 | 3,3 |
8 | Австрия | 14,1 | 2,7 |
9 | Турция | 13,2 | 2,5 |
10 | Греция | 10,7 | 2,0 |
Итого по 10 странам | 275,7 | 52,7 |
Анализ
стоимостных показателей
Объем поступлений от международного туризма широко используется для оценки доходности туристского направления (дестиниции). Однако более информативными являются доход с одного прибытия и размер дохода от туризма, приходящийся на душу населения. Исследования, проведенные ВТО, свидетельствуют, что поступления от одного прибытия составляют в среднем 756 дол. США. При этом величина поступлений существенно варьируется по отдельным странам. Так, доход с общего прибытия ниже в государствах (Канада, Мексика), имеющих общую сухопутную границу со странами — поставщиками туристов (в данном случае США). Высокий уровень доходов с прибытия отмечен в странах, которые территориально удалены от крупных рынков выездного туризма, характеризуются высокой стоимостью жизни или ориентированы на элитарный туризм.
Немаловажным показателем, отражающим состояние экономики в целом и туризма в частности, является платежный баланс страны (табл.8).
Таблица 8. Платежный баланс некоторых стран по статье «Туризм» в 2003г.
(млрд.дол.США)
|
Импорт | Экспорт | Сальдо |
Франция | 23,6 | 37,0 | 13,4 |
Италия | 20,5 | 31,2 | 10,7 |
США | 56,6 | 64,5 | 7,9 |
Китай | 15,2 | 17,4 | 2,2 |
Германия | 64,7 | 23,0 | -41,7 |
Великобритания | 48,5 | 22,8 | -25,7 |
Российская Федерация | 12,9 | 4,5 | -8,4 |
Нидерланды | 14,6 | 9,2 | -5,4 |
Экспорт туристских услуг (обслуживание иностранных туристов в стране) является составной частью общего экспорта товаров и услуг, а расходы на международный туризм гражданами страны оказывают непосредственное влияние на объем импорта, связанного с оттоком валютных средств за границу. Соответственно меры, принимаемые по привлечению иностранных туристов в ту или иную страну, укрепляют ее экономику в целом, а динамику развития платежного баланса по статье «Туризм» можно считать одним из показателей стабильного развития экономики государства.