Международный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 02:03, реферат

Описание работы

Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Как одна из форм международных экономических отношений он приобрел огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.

Содержание

1.Международный туризм как специфическая форма торговли услугами

2.Состояние и прогнозы развития международного туризма

3.Международные туристские организации

4.Международные туристские выставки и ярмарки

Работа содержит 1 файл

международный туризм.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     ТЕМА 10: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

     1.Международный туризм как специфическая форма торговли услугами

     2.Состояние и прогнозы развития международного туризма

     3.Международные туристские организации

     4.Международные туристские выставки и ярмарки 

     1. Международный туризм как специфическая форма торговли услугами

     Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Как одна из форм международных экономических отношений он приобрел огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Неоспоримо, что международный туризм — один из влиятельнейших (если не самый влиятельный) феноменов экономического и социального развития современного общества.

     Обмен услугами международного туризма между  странами является частью международной  торговли. При этом туристские услуги в международном товарообороте  выступают как невидимый товар. Характерной особенностью и существенным достоинством туристских услуг как товара является то, что для их производства не требуется больших затрат, если применять для этого существующую в стране материально-техническую базу. Иностранные туристы пользуются услугами предприятий туристской индустрии страны пребывания. Кроме того, они потребляют и (или) покупают и вывозят в качестве сувениров и подарков определенное количество товаров, что также обеспечивает стране пребывания значительные валютные поступления.

     Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли. В экономике отельной страны он выполняет ряд важных функций:

     является  источником валютных поступлений и  средством для обеспечения занятости  населения;

     расширяет вклад в платежный баланс;

     способствует  диверсификации экономики, оказывая стимулирующее воздействие на отрасли, обслуживающие сферу туризма;

     повышает  привлекательность страны как сферы  международного предпринимательства и делового сотрудничества;

     создает стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала.

     Главной особенностью международного туризма является пересечение туристами государственных границ. Чем сильнее различия между государствами, тем больше препятствий на пути свободного перемещения людей. Чем значительнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к туристским формальностям, но оказывают заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее отличия международного туризма от внутреннего.

     Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает  воздействие на международные туристские потоки, упрощая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствует росту международного туризма сложная и запутанная процедура оформления выездных документов, нарушение сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, введение жестких ограничений на ввоз и обмен валюты, от чего зависит уровень потребления туристами товаров и услуг. Таможенные декларации и досмотры выступают в качестве сдерживающего начала и приводят к сокращению туристских поездок.

     Другая  особенность международного туризма носит экономический характер и раскрывается через влияние, оказываемое им на платежный баланс страны. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Именно поэтому прием иностранных туристов получил название активного туризма. С другой стороны, выезд туристов за границу сопряжен с оттоком валюты из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода отражаются в пассиве платежного баланса страны — поставщика туристов, а сам туризм характеризуется как пассивный.

     Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму и не распространяется на туризм внутренний.

     В международном туризме, как известно, выделяют две разновидности — выездной и въездной, которые различаются по направлению туристских потоков. Один и тот же турист может быть одновременно классифицирован как въездной и выездной в зависимости от того, по отношению к каким странам описывается его перемещение.

     Основными направлениями деятельности государств по развитию международного туризма в соответствии с Заключительным актом совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе {Хельсинки, 1975 г.) являются:

     оценка  взаимосвязи между развитием  туризма и мерами, принимаемыми в других областях экономической деятельности;

     поощрение развития туризма на индивидуальном, семейном, групповом, коллективном уровнях;

     содействие  улучшению материальной базы туризма  и сотрудничеству в этой области;

     реализация  собственных проектов по туризму, включая  техническое сотрудничество;

     содействие  обмену информацией;

     рассмотрение  в позитивном духе вопросов, связанных с финансовым обеспечением туристских поездок за границу, с учетом своих экономических возможностей, а также связанных с формальностями, требуемыми для таких поездок;

     содействие  деятельности иностранных туристских агентств и транспортных компаний, связанных с развитием международного туризма;

     активизация туризма во внесезонный период;

     обмен студентами и специалистами в  области туризма с целью повышения их квалификации;

     содействие  проведению конгрессов и симпозиумов  по вопросам планирования и развития туризма, а также с целью обсуждения детальных исследований по проблемам туризма. 

     2. Состояние и прогнозы  развития международного  туризма

     Анализ  тенденций развития международного туризма позволяет:

     идентифицировать  те страны и регионы, где он возрастает, и те, где снижается;

     объяснить причины больших различий в географическом распределении туристских потоков  и доходов от туризма;

     идентифицировать  страны, где он имеет большой потенциал для превращения в важный элемент экономического развития.

     Основным  статистическим показателем международного туризма является общее количество прибытий иностранцев во всех странах мира в течение календарного года. В 2003 г. зарубежные страны посетило более 691 млн. туристов, а поступления от международного туризма (без учета доходов от международного транспорта) превысили 523 млрд. дол. США (табл1).

     Таблица 1. Международные туристские прибыли и поступления от туризма

     Год Число прибытий, млн. туристов
    Поступления от туризма, млрд. дол.
     1950      25,3      2,1
     1960      69,3      6,8
     1970      159,7      17,9
     1980      284,8      102,3
     1990      459,2      264,7
     2000      697,6      476,1
     2001      684,0      463,0
     2002      703,0      480,0
     2003      691,0      523,0

     Несмотря  на кратковременные колебания в  отдельные периоды, развитие международного туризма отличается устойчивым динамичным ростом. При этом необходимо отметить, что поступления от него в целом характеризуются более высокими темпами, чем количество прибытий туристов. Это в значительной степени связано с ростом цен на туристские услуги как в связи с повышением их качества, так и с частичным сдвигом потоков международного туризма в страны с более высокими уровнем цен и стандартами обслуживания (Западная Европа, Северная Америка, Япония).

     В основе интенсивного развития международного туризма лежат следующие предпосылки:

     экономический и социальный прогресс, особенно в промышленно развитых странах, позволивший значительно повысить уровень заработной платы и пенсий, а также увеличить продолжительность отпусков населению этих стран;

     совершенствование средств транспорта, ускорение и удешевление в результате этого перевозок туристов;

     ослабление  таможенных, валютных ограничений, пограничных формальностей, а также отмена их, в частности, между странами ЕС;

     создание  мощной туристской индустрии;

     существенный  рост бизнес-путешествий.

     Основные  туристские потоки в мире сосредоточены  в Европе, Северной Америке, Восточной  Азии и Тихоокеанском регионе.

     Что касается туристских путешествий между  регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой, Европой  и Восточной Азией, Европой и Ближним Востоком, Восточной Азией и Америкой, Восточной Азией и Европой.

     Международный туризм распределен крайне неравномерно, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов. На мировом туристском рынке заметно выделяется Европа (398,8 млн. прибытий в 2003 г.), на долю которой приходится примерно 58 % всех туристов. Этот регион пользуется большой популярностью как у самих европейцев, так и у жителей США и Канады. Сильную позицию на протяжении многих лет занимает Америка (более 113 млн. прибытий в 2003 г.). Европа и Америка, прежде всего Северная, являются основными туристскими макрорегионами (на них приходится около 74 % всех прибытий в мире).

     Существенные  различия имеет также региональная динамика международного туризма. При общем более чем 10-кратном росте прибытий туристов в мире в период с 1960 по 2000 г. близкие к среднемировому уровню показатели характерны для Европы и Америки (6,6 и 5,9 % в год соответственно).

     Наиболее  динамично развивающимся макрорегионом является Азия и Океания, где темпы прироста туристских прибытий в отдельные годы выражаются двузначными цифрами (например, в 2000 г. - 14,5 %). Некоторое сокращение туристской активности в этом регионе в 1997—1998 гг. было связано с мировым экономическим кризисом. Но уже с 1999 г. регион преодолел его последствия, свидетельством чего служат показатели количества туристских прибытий (1999 г. — 94 млн., 2003 г. — 119,3 млн. человек). При этом постоянно увеличивается внутрирегиональный туризм. Большую заинтересованность в поездках в страны Азиатско-Тихоокеанского региона проявляют жители Европы и американского континента.

     Африканский макрорегион и Ближний Восток, посещаемость которых увеличивается сравнительно быстро при низких абсолютных значениях показателя прибытий, не оказывают существенного влияния на динамику международного туризма.

     Неравномерность темпов роста международного туризма  привела к изменению его региональной структуры. Если в 50-60-х гг. XX в. удельный вес Европы и Северной Америки составлял более 80 %, то к 2003 г. их доля снизилась до 74 % при значительном увеличении удельного веса Азиатско-Тихоокеанского региона (с 3,2 % в 1970 г. до 17,2 % в 2003 г.) и некоторой стабилизации положения остальных регионов мира.

     Принимая  во внимание темпы и быструю динамику экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Китай и другие «новые индустриальные страны»), степень концентрации демографического потенциала и динамику населения в крупнейших странах (Китай, Индия, Индонезия и др.), а также опережающие темпы развития международного туризма, следует ожидать, что в первой половине XXI в. значение этого региона будет увеличиваться. Об этом свидетельствуют и прогнозные оценки ВТО (табл.2).

     Как видно из таблицы, в 2020 г. количество прибытий туристов составит 1 млрд. 603 млн. человек. При этом Европа удержит доминирующие позиции (44,7 % от общего числа прибытий), Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (27,3 %), опередив традиционно занимавшую данную позицию Америку (17,7 %).

     Таблица 2. Прогноз прибытий международных туристов в мире и по регионам (млн. чел.)

     Регион      2010 г.      2020 г.
     Европа      527      717
Восточная Азия

и Тихий океан

     231      438
Америка      195      285
Африка      46      75
Средний Восток      37      69
Южная Азия      11      19
Всего      1047      1603

Информация о работе Международный туризм