Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:02, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода Тамбовской области на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
характеристика международного рынка туристских услуг;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности………...………….6
1.1. Исторический обзор развития международного туризма……………...6
1.2. Особенности сферы современного международного туризма……….13
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений………………………….16
1.4. Характеристика международного рынка туристских услуг…………..22
Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях……29
2.1. Организация и технология работы туристских фирм………………...29
2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг………...39
2.3. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма……...54
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России: региональный аспект……………………64
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России…...64
3.2. Специфика российского туристского предприятия…………………...76
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития………………………………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………96
Список использованных источников…………………………………………..99
Глоссарий……………………………………………………………………….103
Приложения…………………………………………………………………….109
Источник: Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев . - М.: Финансы и статистика, 2003. - С 132.
Приложение Ж
Таблица 4 - The prognoses of employment’s creation in the touristic industry 1997-2007 years. The quantity of employment, which create in the touristic industry in the developing countries(The facts of WTO on the condition September, 2002 years)
The country |
The quantity of employments, thousands |
Turkey |
897 |
Germany |
469 |
Great Britain |
229 |
Spain |
293 |
Italy |
233 |
France |
181 |
Netherlands |
85 |
Greece |
55 |
Portugal |
46 |
Belgium |
45 |
Finland |
44 |
Ireland |
27 |
Sweden |
21 |
Таблица 4 - Прогноз создания рабочих мест в туристской индустрии 1997-2007гг. Численность рабочих мест, создаваемых в индустрии туризма в развивающихся странах (данные ВТО по состоянию на сентябрь 2002 года)
Страны |
Количество рабочих мест, тыс. |
Турция |
897 |
Германия |
469 |
Великобритания |
229 |
Испания |
293 |
Италия |
233 |
Франция |
181 |
Нидерланды |
85 |
Греция |
55 |
Португалия |
46 |
Бельгия |
45 |
Финляндия |
44 |
Ирландия |
27 |
Швеция |
21 |
Источник: Tourism and Environmental Protection [Электронный ресурс] / WTO, Publications. – Электрон. дан. – Madrid. Spain, 2001. - Режим доступа: http://www.wto.org, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. англ.
Приложение И
Таблица 5 - Занятость в индустрии туризма в 2001 году (данные ВТО по состоянию на сентябрь 2002 года).
Страна |
млн. чел. |
Китай |
15299,4 |
Индия |
12298,6 |
США |
6412,0 |
Страны бывшего СССР |
355,6 |
Бразилия |
2488,8 |
Индонезия |
2172,4 |
Япония |
2021,5 |
Таиланд |
1831,1 |
Бангладеш |
1596,6 |
Франция |
1346,0 |
Италия |
1289,1 |
Великобритания |
1263,0 |
Испания |
1197,9 |
Филиппины |
1140,1 |
Пакистан |
1128,4 |
Египет |
1071,3 |
Нигерия |
935,1 |
Мексика |
880,0 |
Канада |
869,9 |
Германия |
831,7 |
Источник: Чуднаковский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / Под ред. А.Д. Чудновского. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЮРКНИГА, 2003. - С 35.
Приложение К
Таблица 6 - Динамика въездных/выездных потоков России за период с 1998 по 2002 год
Год |
Прибыло иностранных граждан (тыс. чел.) |
Выехало граждан России (тыс. чел.) | ||
всего |
с целью туризма |
всего |
с целью туризма | |
Общий въездной поток |
Общий выездной поток | |||
1998 |
16188 |
2885 |
10635 |
3330 |
1999 |
18820 |
3059 |
12630 |
2808 |
2000 |
21169 |
2597 |
18370 |
4485 |
2001 |
21570 |
2380 |
17938 |
41991 |
2002 |
23296 |
3106 |
20343 |
5044 |
Из стран дальнего зарубежья |
В том числе страны дальнего зарубежья | |||
1998 |
6282 |
1904 |
8430 |
3251 |
1999 |
7102 |
1924 |
8408 |
2580 |
2000 |
7410 |
2215 |
9818 |
4252 |
2001 |
7079 |
2052 |
10402 |
3971 |
2002 |
7882 |
2686 |
11436 |
4426 |
Из стран ближнего зарубежья |
В том числе страны ближнего зарубежья | |||
1998 |
9906 |
981 |
2205 |
79 |
1999 |
11718 |
1135 |
4222 |
229 |
2000 |
13759 |
383 |
8552 |
233 |
2001 |
14491 |
328 |
7536 |
219 |
2002 |
15545 |
420 |
8907 |
618 |
Источник: Сенин, В.С. Организация международного туризма: учебник В.С. Сенин.- Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С 19.
Приложение Л
Таблица 7 - Туристский поток (поездок) России с указанием цели (тыс. чел.)
Цель поездки |
Выездной |
Въездной | ||
2001 |
2002 |
2001 |
2002 | |
Общий поток |
17939 |
20343 |
21570 |
23996 |
Деловая |
2529 |
2595 |
3028 |
3014 |
Туризм |
4191 |
5044 |
2380 |
3106 |
Частная |
9490 |
10837 |
14049 |
15159 |
Обслуживание транспорта |
1729 |
1867 |
2113 |
2017 |
Страны дальнего зарубежья |
10402 |
11436 |
7079 |
7881 |
Деловая |
1951 |
2064 |
1960 |
1980 |
Туризм |
3972 |
4426 |
20520 |
2686 |
Частная |
3172 |
3600 |
2059 |
2339 |
Обслуживание транспорта |
1307 |
1346 |
1008 |
876 |
Страны ближнего зарубежья |
7537 |
8907 |
14491 |
15415 |
Деловая |
578 |
531 |
1068 |
1034 |
Туризм |
220 |
618 |
328 |
420 |
Частная |
6318 |
7237 |
11990 |
12820 |
Обслуживание транспорта |
422 |
521 |
1105 |
1141 |
Источник: Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. – Изд. 6-е, перераб и доп. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. - С 36.
Приложение М
Таблица 8 - Темпы роста международных поездок на период 1995-2010 года среднегодичный процент изменения
Регионы — поставщики туристов |
1985-1995 гг., факт |
1995-2000 гг., прогноз |
2000-2005 гг., прогноз |
2005-2010гг., прогноз |
Европа, включая Средиземноморье |
5,3 |
1,7 |
3,5 |
4,3 |
Северная Америка |
3,6 |
6,7 |
5,1 |
5,0 |
Центральная и Южная Америка |
5,1 |
6,5 |
7,1 |
6,3 |
Юго-Восточная Азия |
10,1 |
7,9 |
5,8 |
4,8 |
Дальний Восток |
13,9 |
8,6 |
6,9 |
8,2 |
Австралия/ Южная Африка |
5,6 |
5,6 |
6,0 |
6,2 |
Основные страны-поставщики туристов |
5,5 |
3,4 |
4,4 |
4,4 |
Остальные страны |
7,0 |
3,5 |
4,3 |
3,7 |
Всего в мире |
5,7 |
3,4 |
4,4 |
4,3 |
Источник: Балабанов, И.Т. Экономика туризма: Учебник / И.Т. Балабанов, Ф.И. Балабанов.- М.: Финансы и статистика, 2002. - С 54.
Приложение Н
Таблица 9 - Прогноз самых популярных туристских направлений к 2020 году
Страна |
Количество туристских прибытий, млн. |
Доля на мировом туристском рынке, % |
Динамика роста 1995-2020 гг., % |
Китай |
137,1 |
8,6 |
8,0 |
США |
102,4 |
6,4 |
3,5 |
Франция |
93,3 |
5,8 |
1,8 |
Испания |
71,0 |
4,4 |
2,4 |
Гонконг |
59,3 |
3,7 |
7,3 |
Италия |
52,9 |
3,3 |
2,2 |
Великобритания |
52,8 |
3,3 |
3,0 |
Мексика |
48,9 |
3,1 |
3,6 |
Россия |
47,1 |
2,9 |
6,7 |
Чешская Республика |
44,0 |
2,7 |
4,0 |
Всего |
708,8 |
44,2 |
- |
Источник: Квартальнов, В.А. Международный туризм: политика развития: учеб. пособие / В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 2003 – С 286.
Приложение П
Таблица 10 - Динамика роста международного туризма на период 1995-2010 года
Показатели |
1995 г., факт |
2000 г., прогноз |
2005 г., прогноз |
2010г., прогноз |
Турпоездки, млн. |
535 |
632 |
782 |
964 |
Ночевки, млн. |
4571 |
5518 |
6903 |
8654 |
Расходы на туризм, млрд. долл. США (в ценах 1995г.) |
393 |
516 |
686 |
922 |
Источник: Азар, В.И. Экономика туристского рынка/ В.И. Азар, С.Ю. Туманов. - М.: ИПК госслужбы, 1998. – С. 23.
Приложение Р
Таблица 11 - Примерные требования к обслуживанию туристов, путешествующих с целью отдыха по высокому классу обслуживания
Пакет услуг |
Требования к условиям размещения |
Рекреационные условия |
Проживание в гостинице (4-5 звезд) Питание – полупансион (возможен полный пансион), наличие специальных меню Экскурсии индивидуальные или групповые (возможен выбор) Досугово-развлекательные услуги высокого класса Услуги восстановительного характера (массаж, консультации врачей) Спортивные программы Курортные программы с соответствующим обеспечением Тематические досугово- |
1-2 местные номера Наличие апартаментов в номере «люкс» Наличие ресторанов, баров с высоким уровнем обслуживания Наличие помещений для спортивных занятий элитного типа (теннисом, бильярдом) Наличие бассейна Наличие бани и сауны Наличие помещения для массажных и мануальных процедур Наличие парикмахерской, салона красоты Наличие помещений для спокойного отдыха (солярий, зимний сад, аэрарий) |
Наличие большой озелененной территории Спортивные сооружения для элитных видов спорта Открытые и закрытые плавательные бассейны Автостоянки для личных транспортных средств Торгово-сувенирная сеть Наличие различных шоу и других развлечений Наличие тематических и природных аквапарков Собственный или отдельный пляж Возможность для морских и водных развлечений |
Информация о работе Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности