Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода Тамбовской области на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
характеристика международного рынка туристских услуг;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности………...………….6
1.1. Исторический обзор развития международного туризма……………...6
1.2. Особенности сферы современного международного туризма……….13
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений………………………….16
1.4. Характеристика международного рынка туристских услуг…………..22
Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях……29
2.1. Организация и технология работы туристских фирм………………...29
2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг………...39
2.3. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма……...54
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России: региональный аспект……………………64
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России…...64
3.2. Специфика российского туристского предприятия…………………...76
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития………………………………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………96
Список использованных источников…………………………………………..99
Глоссарий……………………………………………………………………….103
Приложения…………………………………………………………………….109

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 885.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России:

региональный  аспект

3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России

    Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги.

    Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок.

    До 1991 года в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного туризма.

    Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привело к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами.

    По данным Госкомстата РФ, общий поток иностранных туристов, прибывших в 2001 году на различных видах транспорта в Россию, составил 16,2 млн. человек, в том числе на автомобильном транспорте - 6,2 млн. человек, железнодорожном транспорте - 5,5 млн. человек, авиационном транспорте - 2,7 млн. человек, морском транспорте - 819,9 тыс. человек, пешком - 933,7 тыс. человек38.

    В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные туристские перевозки. В 1970 году СССР стал равноправным членом ICAO в лице Министерства гражданской авиации, а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.

    В начале 90-х годах создана Федеральная авиационная служба России (ФАС). Цель организации: регулирование гражданских авиаперевозок в России, контроль за перевозками и выдача лицензий.

    В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент РФ 18 мая 1995 года издал «Указ о создании финансово-промышленного объединения - Российского авиационного консорциума». В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества: Ульяновский    авиационный    промышленный    комплекс «Авиастар», Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева, АО «Пермские моторы», «Аэрофлот - Российские международные авиалинии», Научно-производственный центр «Универсал» и Промстройбанк России.

    Воздушные трассы России связывают между собой около 3900 городов и населенных пунктов. Общая протяженность воздушных линий России -1,5 млн. км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Соглашения о воздушных сообщениях заключены со 130 странами. По данным ФАС (на 01.01.99 год), в России зарегистрировано 300 авиакомпаний, 8 перевозчиков федерального значения, 77 регионального значения и еще 93 местные авиакомпании; остальные авиаперевозчики специализируются на деловой, коммерческой и бизнес-авиации.

    Падение объема авиаперевозок за последние несколько лет привело к сокращению сети аэропортов в нашей стране с 1200 до 639. Из них 63 - федерального значения, которые обслуживают более 80 % внутренних и 95 % объемов международных пассажирских перевозок. По состоянию на 01.01.98 год к обслуживанию международных полетов допущено 55 аэропортов РФ; 26 имеют аэродромы, сертифицированные по I и II категориям ICAO; 52 аэропорта по результатам выполнения технических рейсов допущены к приему самолетов 1 -го и 2-го классов.

    Динамика развития отрасли показывает, что объем пассажироперевозок гражданской авиации за последние 5 лет сократился в 2,3 раза, рентабельность авиаперевозок упала с 21-го до 5,5-х %. Одной из главных причин кризиса, по мнению Отчетной палаты РФ, является чрезмерное раздробление «Аэрофлота» на множество мелких экономически несостоятельных авиакомпаний, расчленение лётных служб, служб обеспечения и материальной части. Резко ухудшилось обеспечение безопасности полетов, эксплуатируемый парк воздушных судов физически и морально устарел.

    В настоящее время состояние на рынке внутренних перевозок можно оценить следующим образом: авиакомпания «Аэрофлот» пока значительно уступает другим компаниям на внутреннем рынке. В 2001 году его услугами воспользовались всего 129 тыс. пассажиров (что составляет 2 % от общего объема перевозок компании), основную же часть перевозок по стране осуществляют «Внуковские авиалинии», «Пулково» и «Трансаэро». По данным ФАС, настоящую экспансию проводят на российском рынке авиакомпании «Lufthansa», «British Airways», «Finn-air», вывозя пассажиров не только из Москвы, но и из крупнейших региональных центров39.

    Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров.

    Железные дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток). Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением (Приложение Ц).

    Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 2001 годов, это мнение подтверждается: раньше 70 % туристов пользовались услугами железной дороги, 15 % - «Аэрофлотом», а в 2001 году доля железнодорожных перевозок снизилась до 35 %.

    Снижению туристского потока на железнодорожном транспорте есть ряд объективных причин: значительное уменьшение числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения; низкое качество обслуживания туристов в пути следования; высокие тарифы и пр.

     Железнодорожный и автомобильный виды транспорта являются основными в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что железная дорога - это основной путь в Россию из этих государств.

    В 1990 года доля российских автоперевозчиков на международном рынке составила 75 %, в 1996 году сократилась до 27 %. Доля перевозок в 2001 году составила 15,4 %. Сокращение доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее, автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции: 1) самостоятельный вид путешествий и экскурсий; 2) вспомогательный транспорт.

    В настоящее время только в Москве работает более 30 фирм-перевозчиков, специализирующихся на международном туризме: «Интуртранс», «Автотур-Спутник», «Автотур-транс» и т. д. Популярными маршрутами являются: Москва - Минск - Варшава - Берлин Париж - Москва; Москва - Стамбул - Москва; Москва - Лондон - Москва; Москва - Рим - Москва; Калининград - Берлин - Калининград и др. Наиболее популярный маршрут автобусных туров по России – это города «Золотого кольца России».

    Основной проблемой в настоящее время при организации автобусных туров является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса на российском туристском рынке - это большая редкость, а отечественные автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.

    Перевозка туристов водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес - около 5 % общего объема транспортных путешествий. Снижение объема водных туристских путешествий обусловлено также тем, что после распада СССР целый ряд портов, водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных заводов. В России на водных маршрутах в 2001 году было задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных пассажирских лайнеров.

    Несмотря на то, что круизный бизнес - самый динамично развивающийся и прибыльный на сегодняшний день сектор мирового туристского рынка, в 2001 году из 4,1 млн. выехавших за рубеж российских туристов, по данным Госкомстата, круизные путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.

    Сегодня на российском рынке работают всего лишь несколько фирм, предлагающих круизный отдых. Наиболее известные из них: «Ланта-тур», «СВО туры и круизы», «Нептун», «Голден-тур», которые продают круизы западных компаний, и «При-мэкспресс» - единственная круизная компания, предлагающая отечественный продукт собственного производства в течение всего года40.

    На сегодняшний день большое количество россиян предпочитают российские круизные компании. Это объясняется низкой стоимостью туров по сравнению с турами, предлагаемыми западными круизными компаниями. Также огромное значение имеет привычная для российского путешественника языковая среда.

    Около 80 % всех используемых на данное время пассажирских судов СНГ принадлежит Черноморскому морскому пароходству. За последние 15 лет состав круизных теплоходов не обновлялся. Многие компании-судовладельцы имеют большие задолженности, и нет гарантий, что судно не арестуют в одном из портов мира.

    Плохое техническое состояние судов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие сложившегося спроса на круизы тормозят развитие в России круизного бизнеса.

    Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 года. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было. Согласно данным Госкомстата РФ, в 1997 году в России насчитывалось более 5 тыс. гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих, из них 4 тыс. - гостиницы. На одну среднестатистическую российскую гостиницу (включая мотели и общежития гостиничного типа - далее гостиницы) приходилось 40 номеров на 78 мест. Цена на 25-50% ниже средней по региону при хорошо оборудованном номере; питание - только завтрак; этот тип гостиниц предназначен для туристов со средним достатком.

   В гостиничной индустрии России употребляются следующие понятия:

  • гостиница - имущественный комплекс, в котором предоставляют питание и проживание любому человеку;
  • место (койко-место) - площадь с кроватью, предназначенная и пригодная для пользования одним человеком;
  • номер - помещение, состоящее из одного или нескольких мест (единичный элемент бронирования); размер и обозначение номера приводятся в туристской путевке.

    Основные данные и финансовые показатели гостиничного хозяйства России за 2001 год приведены в приложение Ш. Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. В Москве гостиницы насчитывали в среднем 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге -203 номера на 375 мест каждая.

    Москва обладает колоссальным туристским потенциалом, следовательно, рассмотрения гостиничного комплекса столицы является наиболее важным, так как столичный статус города, его большой экономический, научный, культурный и коммерческий потенциал ежегодно привлекают в Москву миллионы иногородних граждан. Из общего числа ночевок, предоставленных отечественными гостиницами российским и иностранным гражданам, на долю столицы приходится около 22%, т.е., каждый пятый человек, совершающий поездку в пределах Российской Федерации, посещает в ходе этого путешествия Москву. Посетители из Дальнего зарубежья, в целом по России, составляют 33,8% общего туристского потока. В Москве этот показатель находится на уровне 57,5%. Основная часть потока международных посетителей города Москвы осуществляет ночевки в средствах размещения столицы.

    В целом за почти десятилетний период статистических наблюдений количество иностранных посетителей, пользующихся услугами московских гостиниц, увеличилось почти в 2,5 раза. Однако в относительных показателях эта динамика имеет иной характер, поскольку в последние годы наметилась тенденция к увеличению разрыва между числом иностранных граждан, прибывших в Москву, и их количеством, зарегистрированным в гостиницах города.

    Наиболее востребованы отели города у граждан Дальнего зарубежья, прибывающих в Москву с туристскими целями: 82,8% посетителей этой категории размещается в гостиницах города. Для деловых путешественников этот показатель находится на уровне 59,74%. Для граждан стран СНГ этот показатель составляет 23,7%41.

    В 2002 году столицу посетило более 2,25 млн. иностранных граждан, зарегистрированных пограничными службами международных аэропортов Московской воздушной зоны. Это на 31,7% больше, чем в предыдущем 2001 году. Из диаграммы видно, что отрицательная динамика туристского потока, отмеченная после финансово-экономического кризиса августа 1998 года, уже в 2000 году перешла в положительную стадию.

    Сегодня в Москве объемы въездного туризма растут темпами, почти в 4 раза превышающими среднероссийский показатели и в 10 раз общемировые. Это дает основание прогнозировать к 2010 году увеличение количества иностранных гостей города в 2,2 раза, т.е. до 5 млн. человек ежегодно.

Информация о работе Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности