Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:02, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода Тамбовской области на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
характеристика международного рынка туристских услуг;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности………...………….6
1.1. Исторический обзор развития международного туризма……………...6
1.2. Особенности сферы современного международного туризма……….13
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений………………………….16
1.4. Характеристика международного рынка туристских услуг…………..22
Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях……29
2.1. Организация и технология работы туристских фирм………………...29
2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг………...39
2.3. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма……...54
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России: региональный аспект……………………64
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России…...64
3.2. Специфика российского туристского предприятия…………………...76
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития………………………………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………96
Список использованных источников…………………………………………..99
Глоссарий……………………………………………………………………….103
Приложения…………………………………………………………………….109
Стоимость выше перечисленных экскурсий, а также стоимость предоставляемых услуг гостиницы «Турист» отражена в приложение Э.
Деятельность гостиничной индустрии не может существовать без предприятий питания. Целью работы предприятий питания является удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти с процессом общения людей, развлечений. К основным типам предприятий питания относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовую и прочие. Наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд считается ресторан. Из общего числа мест предприятий питания приходится на кафе и закусочные их в городе – 35, а также 5 баров и 4 – ресторана.
Индустрия гостеприимства неразрывно связана с развлечениями. В настоящее время не существует ни одной гостиницы, где бы не было условий для развлечения. К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. К единицам развлечений Тамбовской области относятся: Драматический театр, Кукольный театр, различные игротеки города и области, парки отдыха, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (оркестры, ансамбли и др.), которые обеспечивают процессы развлечений.
Для становления въездного потока туристов необходимо формировать новый туристский продукт, выходящий за рамки традиционного представления о туристском предложении, и который бы учитывал историко-культурную специфику города и области, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее для Тамбова не характерными.
Мировая практика свидетельствует о важнейшей роли туризма, основанного на использовании элементов исторической народной жизни как с точки зрения получения дохода, так и обеспечения условий для воссоздания естественной жизнеспособной исторической среды. Тенденции к возрождению интереса к самобытной народной культуре, проявляющиеся в последние годы не только в нашей стране, но и на Западе, должны не только учитываться, но и браться за основу при разработке нового туристского предложения. Культурный и народно-этнографический аспект может быть положен в основу развития следующих видов туризма в Тамбове:
Культурное достояние России является надежным основанием для формирования туров. Мало того, использование национально-культурного достояния для привлечения туристов не требует колоссально больших капитальных вложений, но в существующих условиях может коренным образом изменить ситуацию на рынке туруслуг.
В целом в туристской индустрии области прослеживается тенденция аналогичная общероссийской: кризисные явления в сфере въездного туризма и бурное развитие иностранного выездного туризма.
На данный момент в области осуществляют деятельность 20 туристических фирм, которые предлагают различные направления путешествий. На рынке Тамбова работает 16 туристических фирм. Из них самыми опытными на туристском рынке являются: туристическая фирма «Лига-Тур», туристическое агентство «4 стороны света», ООО ТК «ЛИГАОПТТОРГ», ООО туристическая фирма «Милосердие и сервис», ООО «Тамбовтурсервис», туристическое агентство «Грин-Турс», туристическая агентство «Навигатор», туристическое агентство «Зебра-Тур», туристическое агентство «VIP-Tour», туристическое агентство «Сан-Тур», ЗАО «Тамбовтурист» и бюро молодежного международного туризма «Спутник-Тамбов». Широко представлен город Котовск, в котором сосредоточено не меньшее количество туристических агентств (ООО «4 сезона», ОАО «Интерс», ОАО «Ландор Тур», туристическая фирма «Персей Тур»)51.
На территории области находятся курортно-лечебные предприятия, такие как: ОАО "Тамбовкурорт", санаторий-профилакторий "Сосновый бор", пансионат "Тихий угол", санаторий "Инжавинский" и санаторий-профилакторий "Химик". Предприятия этой сферы деятельности известны не только на территории области, но и в России.
В настоящее время крупнейшей организацией Тамбовской области в сфере туристического сервиса является ЗАО «Тамбовтурист», который предоставляет типичный комплекс услуг, характерный для туристических фирм Тамбовской области: туры на отдых за границу и СНГ, экскурсионные туры, «Шоп-туры», лечение на курортах СНГ и за рубежом, визовая поддержка, визовая поддержка, автобусные туристско-экскурсионные маршруты.
Рассмотрение деятельности туристических фирм Тамбовской области с клиентской базой выявляет ряд характерных нарушений:
Анализ рынка туристских услуг позволяет определить рейтинг основных направлений на рынке туруслуг г. Тамбова, который представлен в таблице1.
Таблица 1 - Рейтинг основных направлений на рынке туруслуг г. Тамбова.
Регионы мира |
Количество турфирм, предлагающих данное направление. |
Европа |
17 |
Азия – Тихий океан |
14 |
Америка |
6 |
Африка |
15 |
Средний восток |
11 |
Южная Азия |
12 |
Наибольший рост предложения на рынке туруслуг со стороны туристских фирм наблюдается в страны европейского региона. При этом самым популярными направлениями являются Греция, Италия, Испания, занимающие лидирующие позиции по комбинированным турам (экскурсии и отдых), а также «шоп-турам». Низкая популярность направлений в Америку объясняется затратностью самого тура, высокой стоимостью билетов, длительностью перелета и отсутствием культурно-экскурсионных программ.
Неизменно популярными дестинациями для Тамбовской области являются: Турция, Египет, а также Объединенные Арабские Эмираты. Курорты этих стран давно зарекомендовали себя на рынке, как наиболее подходящих для семейного, пляжного и оздоровительного отдыха. Их популярность обусловлена доступными ценами и хорошим сервисом. До недавнего времени за этими странами в рейтинге популярности основных направлений на рынке туруслуг г. Тамбова занимала одна из стран Юго-Восточной Азии – Тайланд. Недавние природные катаклизмы вывели это направление из списка самых популярных дестинаций Тамбовской области.
Кроме пляжного отдыха высоко пользуются спросом экскурсионные туры по странам Западной Европы. Особенно популярны стали поездки в Чехию, Австрию, а также Швецию. В последнее время в Тамбовской области активизировался активный и спортивный выездной туризм преимущественно в такие страны, как Австрия, Швеция, Финляндия.
Приводя анализ рынка туристских услуг, следует отметить, что за последнее время структура предложения по целям поездки претерпела изменения, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Структура предложения по целям поездки на рынке туруслуг г. Тамбов
Цели |
Количество направлений | |||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год | |
Шоп - туры |
28 |
29 |
37 |
40 |
Авто – туры |
27 |
30 |
36 |
34 |
Комбинированные туры (Экскурсии +отдых) Обучающие туры |
105
9 |
123
11 |
131
11 |
146
14 |
Всего |
169 |
193 |
215 |
234 |
В целом, данный анализ позволил выделить основные направления, в которых работают туристические компании г. Тамбова, а значит и те направления, в которых высоко развита конкурентная среда.
Активно развивающийся выездной туризм Тамбовской области не лишен проблем. В целом за год, среднестатистический тамбовский турист отправляется на отдых за границу 1-2 раза, когда московский турист планирует отдохнуть за границей 2-4 раза в год. Показатель сезонности спроса на туристическую услугу для такой маленькой области играет большое значение. Преобладающим сезоном остается летнее время года. Следует отметить, что предложение на тамбовском рынке туристских услуг превышает спрос. Цены на туристические услуги в области не выше московских. Однако большинство клиентов туристских агентств предпочитают деятельность московских фирм, полагая, что опыт, цены и гарантии московских туристских фирм значительно выгоднее, чем в Тамбовской области.
В Тамбовской области туризм становится важной отраслью в силу своего воздействия на развитие многих других видов деятельности, связанных с туризмом, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и прочее. Таким образом, туризм является катализатором развития этих отраслей и секторов народного хозяйства. При этом эволюция и изменения в туристском секторе Тамбовской области за последние годы привели к существенным сдвигам в развитии данной инфраструктуры. Ресурсы Тамбовской области позволяют сделать вывод в пользу возможности организации мощной международной туристской базы в данном регионе.
Наметившиеся положительные тенденции в международном выездном туристском бизнесе Тамбовской области необходимо закрепить и расширить сферы территориального покрытия с привлечением дополнительных финансовых вложений и стимулирования спроса на международный туристский продукт.
Основными факторами, повлиявшими на развитие и современное состояние туристского бизнеса в области, являются следующие. Негативные:
Позитивные:
Необходимо отметить, что до середины 1990-х гг. позитивные факторы действовали очень слабо, туристская отрасль не получила должного развития и не приносили возможного экономического эффекта, ее ресурсы использовались лишь частично.
После того как экономика области стала открытой, приобрели большую силу позитивные факторы, и быстрыми темпами начал развиваться туристский бизнес, особенно на субрынке турагентов. Развитие субрынка средств размещения сдерживалось кризисными явлениями и невозможностью быстрой адаптации к новым условиям вследствие относительно низкой эластичности предложения.
Очевидно, что Тамбовскую область можно назвать перспективным регионом для становления и развития международного въездного туризма при условии соответствующего инвестирования, хорошо развитой инфраструктуры, соответствующей подготовки профессиональных кадров в международном туризме, обладающих знаниями международного сервиса и финансирования.
Заключение
К рубежу третьего тысячелетия туризм прочно занял свое лидирующее место в мировой экономике. Данная отрасль относится к числу наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов все более возрастает. Пройдя длинный путь развития, туризм стал неотъемлемой частью жизни общества. Только сейчас мы понимаем, как многое дали нам те первые путешественники, мореплаватели и многие другие, кто способствовал зарождению туризма.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее, туризм сегодня выступает важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. Его существенной особенностью является огромное влияние (мультипликативный эффект) на развитие других отраслей народного хозяйства, таких как транспорт, торговля, связи, бытовое обслуживание, сельское хозяйство и многое другое. Туризм представляет собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном платежеспособном спросе
Годовой оборот от туризма составляет около 3,8 трлн. долл. Капитальные вложения в туристскую отрасль достигли 700 млрд. долл. в год, или более 11% всех инвестиций. Вклад во внутренний валовой продукт от туризма в ряде стран достигает 25%, а положительное сальдо платежного баланса по туристским услугам превышает 20 млрд. долл.
Информация о работе Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности