Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, контрольная работа
По своей популярности и массовости лыжный туризм занимает одно из первых мест, приближаясь в этом отношении к туризму пешеходному. Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха лыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию в ряде развитых стран целой индустрии зимнего отдыха, занявшей ведущие позиции в национальной экономике. Раньше поездки, например с целью катания на лыжах, не носили столь массового характера, да и оснащение горнолыжных центров оставляло желать лучшего. Сегодня мы можем рассматривать спортивный туризм как состоявшееся явление. Особенно большой интерес туристы проявляют к поездкам в зимний период в горнолыжные центры.
ВВЕДЕНИЕ (ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ)
ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА
ЛЫЖНЫЕ ХОДЫ С РЮКЗАКОМ
Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне
Тропление лыжни
Преодоление склонов
Подъёмы
Спуски на лыжах
Торможение
Повороты
Тактика лыжной экскурсии, похода
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЫЖНЫХ ПОХОДОВ И ПУТЕШЕСТВИЙ
ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА
Погодные явления
Естественные препятствия
ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ТУРИСТОВ-ЛЫЖНИКОВ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ
Действия группы в пургу
Заключение
Список литературы
Замерзшие водопады, при невозможности обхода, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам Со страховкой. Инструктор должен напомнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода — и тогда намокшая и обледеневшая обувь и одежда затрудняют четкое выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, весьма опасные при провале в них человека.
Заснеженные гребни с карнизами следует проходить с наветренной стороны ниже предполагаемой линии возможного отрыва карниза (ее можно определить, посмотрев на склон со стороны карниза) в связке со страховкой, которую» организуют на 1—2 м ниже пути движения. Инструктор (руководитель) должен внушить обучаемым, что выход на гребень при сильном ветре и плохой видимости, подход к краю карниза и спуск с него недопустимы. В случае необходимости преодоления карниза надув в самой безопасной и менее выступающей части обрушивается или в нем прорывается щель.
Замерзшие озера и реки. Прежде всего инструктор должен показать, где образуются наиболее опасные участки с тонким льдом или заснеженные промоины: в местах впадения в озеро (реку) реки или вытекания реки из озера, а также у крутых берегов на резких изгибах реки. Такие места, обычно заблаговременно наблюдаемые или предполагаемые, у группы всегда имеется возможность обойти. Самую серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега — провалы в таких местах происходят неожиданно, при отсутствии мер страховки. Единственным признаком ключевой промоины льда может служить выступившая на лыжне вода, которая может появиться и по другим причинам. Встретив такое место, группа должна обойти его, уклоняясь в сторону до тех пор, пока на лыжне не перестанет проступать вода.
При вынужденном движении по опасному участку инструктор должен показать, какие необходимо принять меры предосторожности: рюкзак нести на одном плече, снять с рук темляки палок, ослабить крепление лыж, выдерживать интервалы не менее 10 м. Первый участник, кроме того, должен двигаться на страховке. Страхующему надлежит находиться выше по течению реки, чтобы не допустить затягивания провалившегося под лед. При провале необходимо быстро освободиться от рюкзака и лыж, опереться палками или руками на закраину льдины и, помогая движением ног, подняться на лед и отползти от места провала. Оказывая помощь, участники не должны собираться все вместе и подходить близко к провалу. Провалившемуся, если он не был застрахован веревкой, следует кинуть ее или подтолкнуть лыжей, которую он также может использовать, как опору при вылезании на лед.
При движении по заснеженному руслу горной реки особую опасность представляют провалы снежных мостов над закрытыми промоинами, которые обычно образуются на стрежне между валунами и ближе к крутому берегу у резкого изгиба реки. Открытые промоины следует обходить «прижимаясь» к излучине, где более мелко, меньше скорость течения и прочнее лед и где провал не так опасен.
Наледи, кроме неприятных моментов при падении на сырой лед, могут стать причиной ушибов и травм только при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах, на понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может стать причиной более серьезных последствий. Спускаться на таких участках необходимо на кошках. Сырые наледи необходимо проходить как можно быстрее, чтобы не допустить промокания обуви. Трещины в ледниках. Необходимо иметь в виду, что даже в среднегорье (Алтай, Саяны, Забайкалье, Якутия, горы Бырранга и др.), где пролегает большинство лыжных маршрутов, встречаются ледники, опасные закрытыми трещинами. Используя схему и реальную местность, инструктор должен показать, где образуются на леднике трещины: у внешних изгибов — радиальные, расходящиеся веером от места внутреннего изгиба и расширяющиеся к внешней стороне изгиба, в местах перегиба — поперечные с наружным или. внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину — продольные трещины.
|
Рис. 18. Подъем пострадавшего. |
Двигаться по леднику надлежит след
в след в связке, как правило, из
трех человек с тщательным зондированием
снега в подозрительных местах. Наиболее
правильный путь движения на участке
изгиба — ближе к его внутренней
стороне. На расширяющейся части
ледника следует двигаться «
Прежде чем отрабатывать тактику и технику движения по ледникам, необходимо научить оказывать помощь провалившемуся в трещину. Из множества способов подъема из трещины, описанных в альпинистской литературе (Более подробно см. Кропф Ф. Спасательные работы в горах. М, Профиздат, l976), целесообразно обучить самому простому — подъем на страхующей веревке (рис. 18). Пострадавшего вначале необходимо опустить до полки или дна трещины, чтобы под ослабленную веревку можно было подложить две связанные лыжи (скользящими поверхностями к снегу), вытащить на другой веревке рюкзак, лыжи и палки пострадавшего. Затем группа, взявшись за основную веревку общими усилиями поднимает провалившегося до уровня поверхности ледника, закрепляет веревку, а двое, предварительно застрахованных, помогают провалившемуся вылезти из трещины.
ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ТУРИСТОВ-
Сложные ситуации могут возникнуть в результате резкого ухудшения погоды, заболевания участника, потери ориентировки и др. Инструктор (руководитель группы) должен использовать любой повод для обучения действиям в экстремальных ситуациях.
Действия группы в пургу
Очень важно научить оценивать сложившуюся обстановку и принимать решение, как действовать в пургу: отсиживаться в лагере или выходить с бивака? Ответить однозначно «Да» или «Нет» нельзя. Все будет зависеть от конкретных условий обстановки, всесторонне оценить которую, найти разумный способ действий и определяет зрелость руководителя и участников группы.
В группе больной. Ему нужно срочно оказать квалифицированную медицинскую помощь. Промедление грозит опасностью. В этих условиях верх всегда возьмет чувство товарищества и взаимовыручки: все решат — надо идти! Однако за морально оправданным решением должны последовать правильные действия. Этому и следует учить, чтобы в реальных условиях все делалось быстро и без суеты.
Из лыж пострадавшего и
Для обучения действиям в пургу
инструктор (руководитель группы) может
воспользоваться открытым участком
поля или озером. Обучение целесообразно
начать при не очень сильном ветре,
но обязательно повторить в
В походе, если пурга застала группу на открытой местности, то ей целесообразно действовать так:
1) собраться всем вместе, прекратить движение и снять лыжи. Если вблизи окажется большой камень (груда камней, складка местности), нужно уйти под его защиту;
2) соорудить из лыж
3) под прикрытием стенки из лыж надеть куртки (пуховки, непродуваемые анораки). Первыми должны одеваться девушки и те, кто больше замерз. Переодевающихся следует прикрывать, помогать им, отогревать их руки. Рекомендаций на этот счет много: резкие взмахи, растирание, теплые рукавицы с рук другого. Однако лучше всего засунуть руки под свой или свитер товарища и отогреть их на теле;
4) поставить палатку. Палатка,
вынутая из рюкзака
Дальнейшие действия зависят от
состояния туристов и погоды: ветер
может достичь такой силы, когда
пребывание вне палатки окажется
опасным. В этом случае все должны
забраться в палатку, залезть
в спальные мешки и отогреться.
Чтобы не было толчеи, руководитель
должен четко руководить, указывая
кому и что делать. Прежде чем
лезть в мешок, надо снять верхнюю
одежду и обувь, очистить их от снега,
а ботинки уложить в
Наиболее сильные и выносливые, отогревшись, приступают к устройству ветрозащитной стенки вокруг палатки: сначала у торцовой стенки, затем с боков и в последнюю очередь — против входного торца. Чтобы стенка была прочной и ее не завалил ветер, снежные кирпичи следует укладывать узкой частью к палатке.
Палатка «чум» устанавливается еще проще: зафиксировать лыжами все донные петли и поставить центральную опору. После этого, если необходимо, следует переставить некоторые лыжи у «полощущихся» граней.
Установка шатровой палатки: вначале
необходимо с помощью лыжных палок
последовательно зафиксировать
стенки граней и закрепить их оттяжки
к воткнутым лыжам и только
после этого поставить
Существует мнение, что прежде чем
ставить палатку, необходимо соорудить
ветрозащитную стенку и под прикрытием
ее поставить палатку. Это мотивируется
тем, что палатку на сильном ветру
не поставить. Вариант возможный, хотя
и не лишен определенных недостатков,
на которые инструктор (руководитель
группы) и должен обратить внимание:
во-первых, в группе могут оказаться
нуждающиеся в немедленном
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие лыжного туризма в настоящее время сдерживает, прежде всего, недостаточное количество или отсутствие специального снаряжения и имущества (окантованных лыж, специальных лыжных ботинок, универсальных креплений, групповых спальных мешков и утепленных ветрозащитных костюмов из современных материалов, многоместных зимних палаток и т. п.), портативных средств связи, средств обеспечения безопасности и облегченного лавинного снаряжения. Совершенно очевидно, что эта проблема может быть решена только централизованно, в плановом порядке. Сюда же можно отнести и такие важные задачи, как создание постоянно действующих учебных центров по подготовке туристов-лыжников, постройку в наиболее популярных районах лыжного туризма приютов (где можно было бы пополнить запас продуктов и отправить сообщение с маршрута), обеспечение в необходимом количестве туристской литературой, учебными и наглядными пособиями. Ко второй группе проблем относятся: дальнейшая разработка теории и практики лыжных походов, особенно мер по обеспечению безопасности, совершенствование системы и методов обучения и воспитания туристов, выработка объективных критериев оценки категорирования сложности лыжных маршрутов, классифицирование перевалов в среднегорье применительно к зимним условиям. Эти проблемы могут и должны решаться силами самих туристов в лице комиссий лыжного туризма и маршрутно-квалификационных комиссий. Не смотря на сопутствующие проблемы лыжный туризм – одно из самых действенных и надежных средств развития выносливости сердечной мышцы и всего организма, прекрасный способ сохранения стройной талии и гибкости позвоночника. Ведь лыжник за три часа хода повторяет упражнения на гибкость и «для живота» около трех тысяч раз. Многое еще пока в перспективе. Но завтра лыжный туризм станет еще более разнообразным, эмоциональным, и в этом залог его дальнейшего развития как средства массового активного отдыха, сочетающего в себе познавательный элемент с высокой спортивностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. – Ростов-на-Дону, 2008. 2. Самойленко А. А. География туризма: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 3. Биржаков М. Б. Введение в туризм. – СПб., 2001. 4. Сергеев В. Плюсы морозных дней. «Турист», 1982, № 11. 5.. Соколова М. В. История туризма. – М.: Академия, 2004. |
Информация о работе Методика проведения лыжных экскурсий (техника и тактика)