Методика проведения лыжных экскурсий (техника и тактика)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

По своей популярности и массовости лыжный туризм занимает одно из первых мест, приближаясь в этом отношении к туризму пешеходному. Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха лыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию в ряде развитых стран целой индустрии зимнего отдыха, занявшей ведущие позиции в национальной экономике. Раньше поездки, например с целью катания на лыжах, не носили столь массового характера, да и оснащение горнолыжных центров оставляло желать лучшего. Сегодня мы можем рассматривать спортивный туризм как состоявшееся явление. Особенно большой интерес туристы проявляют к поездкам в зимний период в горнолыжные центры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ (ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ)
ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА
ЛЫЖНЫЕ ХОДЫ С РЮКЗАКОМ
Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне
Тропление лыжни
Преодоление склонов
Подъёмы
Спуски на лыжах
Торможение
Повороты
Тактика лыжной экскурсии, похода
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЫЖНЫХ ПОХОДОВ И ПУТЕШЕСТВИЙ
ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА
Погодные явления
Естественные препятствия
ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ТУРИСТОВ-ЛЫЖНИКОВ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ
Действия группы в пургу
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ПРОЕКТ.docx

— 279.76 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки

республики  казахстан

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ  государственный университет

им. М. козыбаева

Естественно – географический факультет

Кафедра географии  и экологии

 

 

 

 

Тема:  МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЫЖНЫХ ЭКСКУРСИЙ (ТЕХНИКА И ТАКТИКА)

 

Проект

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила : студентка группы г(о)-11

                                                               Гришина диана

 

 

 

 

 

 

ПетроПавловск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ (ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ)
  2. ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА
    1. ЛЫЖНЫЕ ХОДЫ С РЮКЗАКОМ
    2. Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне
    3. Тропление лыжни
    4. Преодоление склонов
    5. Подъёмы
    6. Спуски на лыжах
    7. Торможение
    8. Повороты
  3. Тактика лыжной экскурсии, похода
  4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЫЖНЫХ ПОХОДОВ И ПУТЕШЕСТВИЙ
    1. ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА
      1. Погодные явления
      2. Естественные препятствия
  5. ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ТУРИСТОВ-ЛЫЖНИКОВ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ
    1. Действия группы в пургу
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение (лыжный туризм)

По своей популярности и массовости лыжный туризм занимает одно из первых мест, приближаясь в этом отношении  к туризму пешеходному. Стремительное  развитие туризма, организация массового  отдыха лыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию в ряде развитых стран целой индустрии  зимнего отдыха, занявшей ведущие  позиции в национальной экономике. Раньше поездки, например с целью катания на лыжах, не носили столь массового характера, да и оснащение горнолыжных центров оставляло желать лучшего. Сегодня мы можем рассматривать спортивный туризм как состоявшееся явление. Особенно большой интерес туристы проявляют к поездкам в зимний период в горнолыжные центры. Любители горных лыж устремляются в горнолыжные центры малых и больших гор. С помощью подъемников туристы «накатывают» за день многие десятки километров спусков. Такой объем тренировочных нагрузок недостижим при других занятиях физкультурой. Некоторые, самые опытные, любители путешествий в поисках романтики и острых ощущений направляются в отдаленные горные районы, чтобы спуститься в сложных, незнакомых и порой экстремальных условиях по ледникам, ущельям, в лесных массивах по не проложенным еще маршрутам. Спуски смельчаков на лыжах с горных великанов – не новое увлечение горнолыжников. Еще на заре горнолыжного спорта альпинисты нередко брали с собой лыжи, чтобы потом на спуске испытать ни с чем несравнимое ощущение полета по снежным кручам и полям. Недаром считают, что именно альпинисты дали второе, романтическое, рождение современным горным лыжам. Альпинисты были первыми, кто во Франции систематически использовал горные лыжи в конце XIX - начале XX в. Энтузиасты отправлялись высоко в горы в поисках удобных для катания склонов. Каждый метр подъема стоил больших усилий. Однако это не мешало лыжникам уносить с собой наверх на всякий случай тяжелую ношу ремонтного снаряжения, мазей, продуктов и учебников по горнолыжной технике. К лыжным экскурсиям следует тщательно подготавливаться.

ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА

Инструктор должен разъяснить слушателям и убедить их на практике, что  уверенное владение техникой движения на лыжах с рюкзаком, приемами спусков, поворотов, торможения и подъемов на лыжах, а также преодоления естественных препятствий является важнейшим  условием проведения похода без травм  и несчастных случаев, быстрого движения на маршруте с наименьшей затратой сил. Плохое владение лыжной техникой резко снижает темп движения, приводит к частым падениям, следствием чего могут стать ушибы или поломка  лыж. Инструктор (руководитель походной, экскурсионной группы) должен особо подчеркнуть, что различие в степени технической подготовленности участников вызывает обычно «растяжку» группы, когда одни уходят далеко вперед, а другие - отстают. Это особенно опасно при движении ночью или в пургу. Если при спусках менее подготовленные участники. преодолевают склоны без лыж, это вызывает «разрыв» группы и затрудняет своевременное оказание помощи отставшим. Движение разными путями и нахождение одной части группы выше по склону относительно другой потенциально опасно, особенно при срывах участников верхней группы.

Обучать технике движения и преодоления  склонов на лыжах необходимо, не только на специальных занятиях, но и на каждом учебном выходе и во время похода, экскурсии. Первые практические занятия необходимо посвятить отработке техники движения на лыжах с рюкзаком, преодоления наиболее распространенных препятствий и тропления лыжни.

Лыжные ходы с рюкзаком

Инструктор должен напомнить слушателям, что основным способом передвижения туристов на лыжах по пересеченной местности и с тяжелым рюкзаком является скользящий (попеременный) ход. На пологих склонах с плотным  или неглубоким рыхлым снегом можно  спускаться коньковым ходом или  ускорять движение одновременными толчками палками без смены положения  ног (бесшажный ход). При этом инструктору необходимо обратить внимание на то, что наклон корпуса вперед во время завершения толчка палками не должен быть очень резким и сильным, иначе это может вызвать перемещение рюкзака на шею и привести к потере равновесия и падению.

В начале занятия инструктору необходимо узнать, как его слушатели владеют  техникой движения на лыжах. Для этого  следует проложить кольцевую  лыжню и обязать всех туристов пройти по ней с рюкзаками. Если окажется, что не все уверенно владеют лыжными  ходами, то занятие целесообразно  построить в такой последовательности: сначала обучать движению скользящим шагом без палок, потом — движению с толчками палками без переступания ногами и отработке приема в целом.

Перед каждым этапом инструктор показывает правильное исполнение приема, обязывает  одного из учеников повторить его, а  затем приступает к тренировке. При  этом он обязан обращать внимание на плавный  перенос тела на выдвигающуюся вперед ногу, на расслабление ноги после толчка с отрывом каблука ботинка  от лыжи и запятника лыжи от снега, а также на энергичное завершение толчка палкой. Убедившись, что все приемы освоены, инструктор приступает к тренировке с рюкзаком по кольцевой лыжне, а потом — по намеченному маршруту учебных похода, экскурсии. Перед этим он должен показать, как надеть рюкзак и как освободиться от него при падении.

Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне

Каждое встречающееся на маршруте препятствие необходимо использовать для обучения его преодоления. Это  должно стать особой заботой инструктора (руководителя походной группы), поскольку  поломка лыж и различные травмы являются следствием плохого владения приемами преодоления препятствий.

Рис. 1. Преодоление     канавы

Рис. 2. Преодоление бревна


«Корытообразные» канавы (несколько  меньше длины лыж) нужно советовать преодолевать так: (рис. 1) одной лыжей  осторожно съехать в канаву, не допуская упора носком в противоположный  скат, обе палки поставить в  середину канавы и опереться на них, плавно перенести вторую лыжу через  канаву и поставить ее на противоположном  скате, перенести на нее тяжесть  тела, затем освободить от нагрузки первую лыжу и перенести ее за канаву. При этом инструктор должен обратить внимание на следующую характерную ошибку: попытка поставить лыжу с упором носком и запятником на скаты обычно приводит к ее поломке.

Для преодоления бугров, неровностей  и поваленных деревьев (рис. 2) на лыжне  необходимо с подходом к препятствию  освободить от нагрузки ногу, сделать  ею широкий шаг вперед и поставить  лыжу грузовой площадкой на препятствие, после чего, не замедляя темпа движения, приподнять носок второй лыжи (одновременным  приподнятием носка и опусканием пятки ноги) и опустить ее за препятствием. Деревья на лыжне можно преодолевать и так: встать боком вплотную к дереву и, опираясь на палки (одну из которых поставить по другую сторону дерева), поочередно перенести лыжи через дерево.

Тропление лыжни

Одним из препятствий зимнего маршрута является глубокий снег. Скорость движения группы в этих условиях будет зависеть от физической подготовленности участников и умения выбирать рациональный способ «пробивания» лыжни. Инструктор при обучении способам тропления лыжни, должен объяснить, что при движении в сторону хорошо видного дальнего ориентира, по просеке, руслу реки, когда нет необходимости постоянно контролировать направление движения по компасу, применяется способ тропления, условно названный в туристской практике «карусель». Он заключается в поочередной смене направляющих через установленный промежуток времени. Чем глубже и «тяжелее» снег, тем меньше время тропления лыжни каждым участником. Смену в этом случае можно рекомендовать и попарно.

При движении в лесу, в метель и  в сумерках, когда нужно постоянно  сверять направление движения по компасу, инструктор должен показать другой способ тропления лыжни — «малая карусель». Для этого нужно всю группу разбить на несколько подгрупп, например, по три человека, которые по очереди участвуют в прокладывании лыжни. Руководитель идет за первой подгруппой, видит всех участников и его команда слышна направляющему, которому он указывает путь движения. В троплении лыжни участвуют три человека, которые сменяют друг друга, становясь перед руководителем. Уставшая группа по распоряжению руководителя уходит назад, а вместо нее выходит следующая группа.

Преодоление склонов

Следующие занятия необходимо посвятить  отработке техники преодоления  склонов на лыжах. Инструктор должен разъяснить и, пользуясь примерами  из практики, убедить слушателей, что  успешное преодоление различных  по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда все участники  хорошо владеют различными приемами подъемов, спусков, торможения и поворотов. Во время проведения этих занятий  нетрудно показать, что рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные  моменты при спусках с гор  и часто приводит к падениям. Поэтому  отработанным можно считать тот  прием, который уверенно выполняется  с рюкзаком за плечами.

Особой заботой инструктора  при проведении занятий на склонах  является обеспечение безопасности, исключение даже малейших травм и  сохранение инвентаря. Для этого  он должен делать сам и обучить  слушателей следующему:

начинать разучивание приемов  на ровных и пологих склонах с  постепенным переходом на более  крутые и сложной конфигураций;

выбирать склон с плавным  переходом в ровную площадку, обеспечивающую лыжнику остановку без усиленного и экстренного торможения. Нельзя использовать склон, упирающийся в  проезжую дорогу, опушку леса, кусты  или овраг;

проверить, нет ли на склоне засыпанных снегом пней, камней, обледенелых участков и ям;

утоптать снег на склоне;

обозначить флажками (хвойными веточками) полосу спуска и места подъемов;

спускаться по одному, чтобы исключить  случайный наезд при падении. На широкой полосе склона можно организовать спуск одновременно по несколько  человек.

Перед отработкой каждого из приемов  инструктор, построив группу вдоль  склона лицом к трассе, должен показать его исполнение, а затем обязать  одного из участников повторить прием. После этого каждый должен на виду у всей группы выполнить прием, а  инструктор — опросить обучаемых, какие они заметили ошибки, после чего можно приступить к тренировке. В помощь себе инструктор, кроме стажера, может привлечь тех из обучаемых, кто хорошо владеет отрабатываемым приемом. Место для проведения занятия инструктор должен выбирать заранее, обычно вначале или середине учебного маршрута, а каждый, встретившийся на лыжне склон — использовать для повторения и тренировки отрабатываемого приема. Хотя материал ниже будет изложен отдельно по различным приемам преодоления склонов, занятия следует проводить, сочетая подъемы и спуски, спуски и торможения, спуски, повороты и торможения.

Подъемы

Рис. 3. Способы подъема на лыжах. а — ступающим шагом; б — полуелочкой; в — елочкой: г — лесенкой





В зависимости от крутизны и характера  снега на склоне подниматься можно  ступающим шагом, полуелочкой, елочкой, лесенкой и зигзагом. Для отработки этих приемов инструктор должен подобрать склон с постоянно увеличивающейся крутизной, чтобы сами обучаемые почувствовали необходимость перехода от одного к другому способу подъема (рис. 3).

Ступающим шагом обычно поднимаются  на ровных и пологих склонах. Инструктору следует обратить внимание обучаемых на необходимость наклона корпуса вперед и более сильную опору руками на палки, а при «отдаче» рекомендовать ставить лыжи с прихлопом.

На более крутых склонах следует  двигаться полуелочкой наискосок к склону; лыжа, находящаяся выше по склону (на рисунке — левая), ставится по направлению движения, а другая — несколько развернутой в сторону.

Елочкой поднимаются на склонах  средней крутизны, когда подъем полуелочкой невозможен. При этом носки лыж широко разводятся в стороны и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра. Палки ставятся позади лыж. Инструктор обращает внимание на то, что прежде чем переставить лыжу, необходимо освободить ее от нагрузки, т. е. перенести тяжесть тела на другую лыжу. Для того чтобы носки лыж не зарывались в снег, следует рекомендовать одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

На крутых и обрывистых склонах  лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно  переставлять вверх лыжи и палки. Инструктору следует обратить внимание на то, что не нужно делать слишком  широкий шаг, и прежде, чем перенести  тяжесть тела на «верхнюю» лыжу, необходимо утоптать ею снег. На широких  склонах, когда подъем лесенкой из-за осыпания снега невозможен, подниматься  следует «лесенкой» наискосок, т. е. одновременно с подъемом продвигаться несколько вперед.

Подъем зигзагом применяется обычно на длинных нелавиноопасных склонах, по которым передвигаются скользящим шагом, полуелочкой или «лесенкой» наискосок. С особым вниманием инструктор должен разъяснить меры предосторожности и безопасности при этом способе подъема. В целях исключения «подрезания» снега на склоне отрезки пути от поворота до поворота следует прокладывать длиной не более 30 м и под прикрытием деревьев, кустов и камней. Крутизну надо выбирать такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти на руках», т. е. сильно опираться на палки, что очень утомительно. Большого внимания требует отработка приема перемены направления движения на склоне, который производится способом поворота кругом, стоя спиной к склону. Инструктор обязан обратить внимание на то, что исполнять прием из положения лицом к склону более сложно, а самое главное — небезопасно: при потере равновесия турист падает спиной вниз по склону, что затрудняет «зарубание» палками и остановку движения упавшего. При обучении и в походе необходимо организовывать подстраховку, особенно тех участников, которые неуверенно исполняют поворот «кругом».

Информация о работе Методика проведения лыжных экскурсий (техника и тактика)