Методика проведения лыжных экскурсий (техника и тактика)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

По своей популярности и массовости лыжный туризм занимает одно из первых мест, приближаясь в этом отношении к туризму пешеходному. Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха лыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию в ряде развитых стран целой индустрии зимнего отдыха, занявшей ведущие позиции в национальной экономике. Раньше поездки, например с целью катания на лыжах, не носили столь массового характера, да и оснащение горнолыжных центров оставляло желать лучшего. Сегодня мы можем рассматривать спортивный туризм как состоявшееся явление. Особенно большой интерес туристы проявляют к поездкам в зимний период в горнолыжные центры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ (ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ)
ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА
ЛЫЖНЫЕ ХОДЫ С РЮКЗАКОМ
Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне
Тропление лыжни
Преодоление склонов
Подъёмы
Спуски на лыжах
Торможение
Повороты
Тактика лыжной экскурсии, похода
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЫЖНЫХ ПОХОДОВ И ПУТЕШЕСТВИЙ
ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА
Погодные явления
Естественные препятствия
ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ТУРИСТОВ-ЛЫЖНИКОВ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ
Действия группы в пургу
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ПРОЕКТ.docx

— 279.76 Кб (Скачать)

Рис. 4. Подъем зигзагом «вразбивку»

Рис. 5. Подъем зигзагом «первый —  последним»


При смене направления движения могут иметь место случаи падения  одного участника на другого, находящегося ниже по склону. В качестве одной  из мер предосторожности инструктор может порекомендовать двигаться  группе так, чтобы на каждом участке  подъема находились один-два человека (рис. 4), т. е. двигаться «вразбивку». Самым безопасным следует считать  способ «челноком», когда для движения в обратном направлении группа разворачивается  одновременно: замыкающий становится направляющим, а первый — последним (рис. 5). Этот способ несколько удлиняет путь, но позволяет группе двигаться  компактно, что особенно важно в  условиях плохой видимости.

Спуски на лыжах

Рис. 6. Спуск по сложному склону. а — встречный склон, выпрямление корпуса; б — бугор, подогнуть колени; в — яма, выпрямление корпуса; г — уступ, в низкой стойке


Спуски — важнейшие элементы лыжной техники. Инструктор должен своевременно предостеречь туристов от лихачества и разъяснить, что именно во время  спусков происходит основная масса  случаев травматизма как расплата за неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов.

В результате занятий и тренировочных  выходов участники будущих походов  должны научиться самостоятельно выбирать стойку и способ спуска в зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова.

Для закрепления навыков и обретения  уверенности при спусках инструктор должен подобрать сложный склон (когда пологие участки чередуются с крутыми, выпуклые формы ската — с вогнутыми и ровными) с разнохарактерным снежным покровом. Спуск по такому склону требует быстрого выбора соответствующей стойки и приема сохранения равновесия, Необходимо обратить внимание, что спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуется увеличением скорости на участках плотного снега и резким торможением на рыхлом снегу, что приводит к потере равновесия и падению вперед. Инструктор должен преподать очень простой прием — «разножку» — одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимо выдвинуть еще дальше вперед и больше согнуть в колене.

В зависимости от крутизны склона и характера снежного .покрова выбираются стойка и способ спуска. Спускаться можно в высокой, средней и низкой стойках. Чаще всего приходится спускаться в средней стойке, которая наиболее выгодна при спусках со склонов средней крутизны. Для этого необходимо развести лыжи на ширину 15—20 см, ноги согнуть в коленях, а корпус наклонить вперед до положения, при котором из-за коленей можно было бы видеть носки ботинок. Полусогнутые в локтях руки следует опустить вдоль туловища, палки держать кольцами назад и никогда не выносить вперед во избежание травм.

На крутых склонах рекомендуется  спускаться в низкой стойке, для  чего необходимо сильно согнуть ноги в коленях, нрисесть, корпус наклонить вперед и вынести руки вперед. В зависимости от крутизны склона спускаться можно по прямой, зигзагом, боковым соскальзыванием и лесенкой. Спуск по прямой целесообразно применять на ровных, коротких, до средней крутизны хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. Инструктор должен подчеркнуть, что с увеличением скорости необходимо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до преднамеренного падения, памятуя, что это лучше сделать умышленно, чем потеряв контроль.

На крутых и большой протяженности  склонах, без наличия признаков  лавинной опасности, когда торможение не обеспечивает контролируемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или  после остановки способом «кругом». Инструктор должен советовать каждому спускаться по своему пути. При спуске По одному пути «гасить» скорость можно путем выката одной или обеими лыжами с лыжни, а также торможением с помощью лыжных палок.

На крутых и недлинных склонах, без обрывистых участков необходимо обучить спуску боковым соскальзыванием. Для этого следует поставить  лыжи параллельно склону и, нажимая  на ребра лыж, обращенные к склону, уменьшить сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В  случае увеличения скорости нужно усилить  упор на ребра лыж, обращенных к склону.

Спуск лесенкой применяется на крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. Встретив склон  с настовым или обледенелым покрытием, инструктор обязан показать, что лыжи необходимо ставить твердо, с прихлопыванием на кант. Завершать занятия по спускам желательно на склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы. и встречные склоны, на которых инструктор может научить умению постоянно сохранять контакт лыж со снегом и сохранять устойчивость. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 6).

Торможение

Рис. 7. Остановка падением


Уверенное владение всеми способами  торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и своевременно останавливаться  в нужное время и в желаемом месте.

Прежде чем отрабатывать способы  торможения, инструктор должен научить  остановке предумышленным падением. Для этого следует присесть как  можно ниже и упасть на бок, откинув  руки с палками назад, лыжи поставить  поперек склона и упираясь ими  в снег затормозить движение по склону (рис 7). Характерной ошибкой, на которую  инструктор должен обратить внимание, является падение плашмя, без предварительного группирования тела.

Чаще всего применяется торможение плугом — двусторонним упором внутренними  ребрами лыж. Для этого нужно, удерживая носки лыж вместе, развести пятки и тем шире, чем быстрее  необходимо остановиться (рис. 8). При спусках наискосок склона торможение осуществляется одной лыжей, находящейся ниже по склону. Этот способ называется полуплуг или односторонний упор (рис. 9).

Торможение с помощью палок  применяется при спусках наискосок  склона, а иногда и при прямом спуске. Для этого необходимо несколько  присесть, а палки, сложенные вместе, уткнуть штырьками в снег и  увеличивая давление, замедлить движение (рис. 10). Торможение палками между  ног по ряду моментов, в том числе  и по причине возможной поломки  палок, применять нежелательно.

Рис. 8. Торможение плугом

Рис. 9. Торможение полуплугом

Рис. 10. Торможение лыжными палками


Повороты

 

К обучению поворотам целесообразно  приступать после отработки приемов  торможения, поскольку они выполняются  из позиций торможения — плуг и  полуплуг. Более сложные способы поворотов с тяжелым рюкзаком и без специальных креплений туристам-лыжникам не рекомендуется применять.

Поворот из положения плуг обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для  выполнения поворота, например, влево (рис. 11) надо перенести тяжесть тела на правую ногу и поставить лыжу круто на ребро, а левую — разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения полуплуг (рис. 12) выполняется на более высоких скоростях, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней при спуске наискосок к склону. Для этого нужно запятник разгруженной «верхней» лыжи отвести в сторону, поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» — поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чего и осуществляется поворот.

При спусках на небольших скоростях  по пологим склонам изменять направление  движения можно способом переступания, напоминающим движение на коньках, когда  лыжник делает толчки ногами не одинаковой силы. Например, при повороте в левую  сторону более сильные толчки производятся правой ногой.

Совершенствование лыжной техники  инструктор (руководитель похода) должен производить на каждом выходе. Более  приемлемым методом обучения в это  время является индивидуальная работа с теми участниками, у которых  какой-либо элемент требует доработки. Кроме этого, следует широко использовать участие в соревнованиях по лыжной технике на короткой полосе препятствий  в соответствии с «Временными  правилами соревнований по технике  и тактике лыжного туризма» и  др.

ТАКТИКА ЛЫЖНОГО ПОХОДА

Изучение этой темы чаще всего начинают с лекции. Это обосновывается тем, что будущие участники походов, зная основы теории, более осмысленно будут подходить к решению  вопросов подготовительного периода  и во время путешествия. Лекцию целесообразно начать с рассмотрения понятия тактика. Наиболее приемлемым является такое определение, которое включает планирование (похода в целом, дневных переходов и преодоления препятствий) и действия в соответствии с планом или принятыми решениями, преследующие достижение спортивных, эстетических и других целей с соблюдением мер безопасности и в установленные сроки. Лектору следует обратить внимание на то, что данное определение относит к тактике лишь те мероприятия, которые связаны с анализом условий обстановки, выработкой плана действий и его выполнением. Такое определение позволяет более четко определить грань между тактикой и техникой, отнеся к последней навыки и умения экономного и эффективного исполнения физических приемов передвижения, страховки, самостраховки, бивачных и иных работ. Следуя такому определению понятия тактики все мероприятия планирующего характера и им соответствующую практическую деятельность, можно отнести к трем группам: план похода, дневного перехода и преодоления препятствия. План похода вырабатывается до выхода на маршрут и состоит из тактических решений общего характера, которые вытекают из целей и задач похода и включают: вид, протяженность и продолжительность маршрута, количество дневок и резервных дней, график похода, распределение по маршруту технически сложных участков, зависимость веса рюкзаков от вида маршрута, запасные варианты маршрута, планирование эмоциональных нагрузок.

Важнейшим элементом планирования похода является выбор вида маршрута. В настоящее время в лыжном туризме предпочтение отдается такой  классификации маршрутов: линейный и кольцевой без промежуточного населенного пункта; линейный с одним населенным пунктом. Ему соответствует маршрут, состоящий из двух кольцевых выходов из одного населенного пункта — «восьмерка»; линейный с несколькими населенными пунктами на пути движения группы. Ему соответствует маршрут с несколькими радиальными выходами из одного пункта — «ромашка». В основе такого деления маршрутов, наряду с начертательным элементом, правомерно выступает один из показателей спортивного похода — ненаселенность и как следствие — непреложное требование успеха и безопасности — «на весь поход все с нами». Далее в лекции необходимо раскрыть преимущества и сложности каждого из этих видов маршрутов. В частности, небезынтересно рассмотреть зависимость веса рюкзаков от видов маршрутов. Особому разъяснению подлежат положения, относящиеся к регламентации количества радиальных выходов и требований к ним.

Планируя протяженность маршрута, следует учитывать, что указанная  в разрядных требованиях длина  маршрута понимается как наименьшая допустимая, что ее уменьшение или  увеличение возможно не более чем  на 25 % при условии сохранения предусмотренных  сложностей. Особо необходимо разъяснить, что чрезмерное увеличение протяженности  маршрутов по инициативе самих групп, находится в противоречии с требованиями обеспечения безопасности и приводит к вредным перегрузкам организма, особенно начинающих туристов.

Продолжительность похода в минимальном  значении также определена разрядными требованиями. Увеличение ее или некоторое  уменьшение возможно как следствие  внесенных изменений в протяженность  маршрута. Увеличение количества дней на отдых не должно снижать спортивности похода. Особое внимание в лекции необходимо обратить на стремление выдать за наивысшие  показатели спортивности прохождение  маршрута за меньшее количество дней, чем определено разрядными требованиями. Истоком таких взглядов является различный подход к оценке возможностей групп, степень технической подготовленности которых различна. Действительно, группа, все участники которой высоко и в равной мере владеют техническими приемами передвижения и преодоления  сложных участков, может пройти маршрут  несколько быстрее, сэкономив, например, на 15-дневном маршруте два дня, Больше вряд ли возможно, поскольку указанные  нормы рассчитаны на хорошо подготовленные группы. Всякая большая экономия дней не может быть только результатом  технического мастерства. Она достигается  за счет перенапряжения, нарушения  мер безопасности или тактической  безграмотности прохождения сложных  участков. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев  в лыжном туризме происходит именно по этим причинам. Поэтому лектору  следует подчеркнуть, что нужно  пресекать любые попытки проходить  маршруты по сокращенным графикам и  выдавать их за наивысшие показатели спортивности, иначе это может  перерасти в лихачество с самыми тяжелыми последствиями. Количество дневок и резервных дней должно соответствовать протяженности, сложности, продолжительности похода, а также характеру климатических условий района путешествия. Лектор может порекомендовать следующее: чтобы не допускать физических перегрузок дни отдыха (дневки) надо намечать через пять — шесть дней хода. В маршрутах IV—V категории сложности целесообразно планировать не менее двух дневок. Наиболее сложно спланировать количество резервных дней: погода — самый трудно прогнозируемый фактор, в зависимости от категории маршрута группы резервируют от двух до пяти дней.

Информация о работе Методика проведения лыжных экскурсий (техника и тактика)