Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, контрольная работа
По своей популярности и массовости лыжный туризм занимает одно из первых мест, приближаясь в этом отношении к туризму пешеходному. Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха лыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию в ряде развитых стран целой индустрии зимнего отдыха, занявшей ведущие позиции в национальной экономике. Раньше поездки, например с целью катания на лыжах, не носили столь массового характера, да и оснащение горнолыжных центров оставляло желать лучшего. Сегодня мы можем рассматривать спортивный туризм как состоявшееся явление. Особенно большой интерес туристы проявляют к поездкам в зимний период в горнолыжные центры.
ВВЕДЕНИЕ (ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ)
ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА
ЛЫЖНЫЕ ХОДЫ С РЮКЗАКОМ
Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне
Тропление лыжни
Преодоление склонов
Подъёмы
Спуски на лыжах
Торможение
Повороты
Тактика лыжной экскурсии, похода
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЫЖНЫХ ПОХОДОВ И ПУТЕШЕСТВИЙ
ОПАСНОСТИ ЗИМНЕГО МАРШРУТА
Погодные явления
Естественные препятствия
ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ТУРИСТОВ-ЛЫЖНИКОВ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ
Действия группы в пургу
Заключение
Список литературы
С особым вниманием лектор должен раскрыть вопрос о планировании маршрута с точки зрения распределения технически сложных участков и подчеркнуть, что умение делать его тактически грамотно выявляет зрелость руководителя и группы. Наиболее правильно построенным считается маршрут, когда самые сложные участки приходятся на серединную часть пути, а их преодоление начинается с радиального выхода. Обосновать это положение лектор может так: к этому времени организм успевает адаптироваться к новым условиям, втянуться в ритм движения и нагрузки, т. е. обретает самый работоспособный пик формы. Немаловажным фактором является установление в группе взаимопонимания и согласованности действий. Исходя из этих соображений маршрут целесообразно подразделять на три участка: начальный, основной и заключительный. Лектор должен предостеречь от такого планирования маршрута, когда пик сложности падает на начальный или заключительный этап пути. Последнее особенно нежелательно: накопившаяся усталость и кажущаяся завершенность похода притупляют чувство опасности и ответственности, а это может привести к серьезным травмам и даже несчастьям.
Более подробно надо остановиться на советах по разработке графика похода; подчеркнуть, что он является производным из вышеизложенных решений и заключается в разбивке маршрута по дням, определении величин дневных переходов и распределении дневок. При разработке графика движения может возникнуть необходимость внесения уточнений в ранее принятые решения по планированию похода. Например, разбивка маршрута по дням показывает, что хотя маршрут проходится за намеченное количество дней, но с учетом обеспечения безопасности — прохождения перевалов в утренние часы — потребуется еще один день.
В качестве иллюстрации графика
похода можно сослаться на один из
возможных вариантов графика
маршрута IV категории сложности (рис.
13). При среднесуточной скорости в 20
км для преодоления 280 км потребуется
14 дней. Начало маршрута приходится на
всхолмленный тундровый участок
с рыхлым снегом в долинах, что
потребует, даже при небольшом километраже
первых дней пути, значительных затрат
физической энергии. Неоднократное
прохождение подобных участков подтверждает
целесообразность планирования первого
перехода в пределах 15 км с увеличением
в последующие дни на 2—5 км. После
пяти дней пути перед двухдневным
кольцевым выходом с траверсом
ребра между вершинами
Будет весьма правильно, если лектор обратит внимание на распространенную ошибку, с которой приходится сталкиваться членам маршрутно-квалификационных комиссий при рассмотрении заявочных материалов на поход — механическую разбивку маршрута по усредненным нормам дневных переходов. Руководители обычно оправдывают это так: все равно без корректировки в пути не обойтись. Подобная аргументация настораживает, поскольку такое планирование является следствием слабого изучения района похода, незнания трудоемких участков пути, сложных препятствий и целесообразного времени их преодоления, удобных мест биваков и др. Лектор должен со всей силой подчеркнуть, что чем меньше пришлось уточнять график движения во время похода, тем более качественным была его разработка, тем более качественным было планирование похода в целом.
Важным моментом планирования похода является выбор запасных маршрутов, которые желательно разрабатывать в нескольких вариантах. Например, сокращение заключительной части путем выхода в ближайший населенный пункт, упрощенное прохождение сложного участка или прекращение путешествия.
Следует также рассмотреть вопрос об эмоциональных нагрузках в походе, которые пока еще не стали предметом специального планирования похода. Проблема эта реально существует и порождается, на наш взгляд, самим содержанием туризма — его спортивной и эстетической сторонами, которые вступают в противоречия при своем взаимодействии: спортивность требует отдачи максимума времени и физической энергии на выполнение технической программы в предусмотренные сроки и без ошибок в обеспечении безопасности, а эстетическое восприятие также немыслимо без психологически углубленного переживания увиденного, на что также требуется время.
На туристских тропах можно иногда встретить людей, которые видят в туризме только одну спортивную сторону и довольствуются чувством самоутверждения, возникающим как результат противоборства техническим сложностям маршрута. Конечно, это немаловажный факт — активный отдых благотворно влияет на физическое совершенствование человека, восстанавливает его силы для жизни и труда. Но только ли эти рационалистические мотивы манят туристов в белоснежье, на порожистые реки и в заоблачные высоты? Самым сильным побуждением является извечная человеческая потребность общения с природой, а спортивная сторона со всеми ее положительными качествами служит лишь средством достижения этого эстетического начала. Одними физическими целями вряд ли удастся убедительно объяснить тягу людей к походам, потребность повидать неведомые земли и диковинные явления природы. Вот тогда-то и выступает в качестве подлинного смысла туризма его эстетическая сторона.
Лектор на ряде примеров может убедительно показать, что к разочарованию походом одинаково приводит невыполнение спортивной цели или ее засилие в ущерб эстетической стороне. Только разумное сочетание этих начал, когда наряду с физическими нагрузками участник похода получает и эмоциональный заряд, может принести подлинное удовлетворение путешествием. А это обязывает руководителя туристского похода осмысленно подойти к распределению эмоциональных нагрузок на маршруте.
Степень эмоционального напряжения, если ее изобразить в виде кривой, в общих чертах повторит линию, которая отражает распределение по маршруту сложных участков. Самой богатой яркими впечатлениями окажется срединная, технически нагруженная часть пути. На этом участке нет необходимости в планировании дополнительных эмоциональных воздействий. Начало пути также не вызовет особых опасений: каждого участника приводит в восторг сам факт, что поход, несмотря на множество преград, стал реальностью, товарищи открываются друг другу неожиданно привлекательными сторонами, а зубцы серебряных вершин на горизонте будоражат ожиданием. Руководитель в дополнение к этому естественному состоянию приподнятости может предусмотреть показ какого-нибудь объекта природы, что вызовет дополнительные положительные эмоции.
В последние дни маршрута, когда
позади кульминационные пункты похода
и начинает сказываться усталость,
руководителю следует особо позаботиться
о поддержании в группе хорошего
настроения и дружелюбного психологического
климата. Именно в эти дни происходят
«срывы» и проступает наружу то,
что раньше легко сдерживалось. Вот
в этих-то условиях и пригодятся
запланированные и припасенные
«эмоциональные инъекции». Лектор может
воспользоваться таким
Кроме того, в ежедневных графиках необходимо обязательно предусматривать свободное время, которым каждый участник мог бы располагать по своему усмотрению и побыть наедине с самим собой и природой, без назойливого внимания со стороны других. Такое положение должно стать непременным условием взаимоотношений в группе, правилом хорошего туристского тона и показателем воспитанности участников.
Планирование дневных
График движения вырабатывается исходя из запланированной протяженности дневного перехода, характера рельефа местности и состояния погоды, а также средней скорости движения группы. Более подробно лектору следует осветить рекомендации по разработке графика движения, который заключается в определении количества и протяженности переходов, потребного времени на движение, отдых и обеденный перерыв. При этом необходимо учитывать следующее: первый переход должен быть самым коротким, а последующие — постепенно увеличиваться, до оттренированной нормы, например, 3 км на 50 мин. хода. Перед обедом и остановкой на бивак величину переходов следует уменьшать. Обеденный перерыв целесообразно назначать, пройдя половину и более дневного пути, а его продолжительность зависит от принятой в группе манеры довольствоваться холодным питанием или горячим обедом (в безлесье — с установкой палатки).
Лектор может привести такой вариант возможного графика движения. В итоге получилось: ходовое, время — 5 ч. 40 м, на малые привалы — 60 мин., на обеденный перерыв — 1 ч. 20 м. Общее время от момента выхода до окончания дневного перевода составит 8 часов.
Распорядок дня регламентирует всю деятельность группы от подъема до отбоя. Он вырабатывается с учетом времени, потребного группе от подъема до отбоя — в нашем примере 13 час. (от подъема до выхода на маршрут — 2 час., от начала до окончания дневного перехода — 8 час., от начала разбивки бивака до отбоя с учетом личного времени, времени на подведение итогов и выработку плана на следующий день и др. — 3 час.);
бюджета светлого времени суток;
наиболее благоприятного времени преодоления сложного препятствия.
На основе этих данных следует четко установить и довести до сведения участников время подъема дежурных и группы, завтрака, выхода, остановки на ночлег, ужина, отбоя, а при необходимости и других мероприятий.
Лектор должен обратить внимание на
то, что разработанный график не
догма: резкие изменения погоды и
состояния снега, непредусмотренный
и усложненный характер естественных
препятствий, усталость группы и
другое могут стать причинами
необходимости корректировки
Выбор места бивака — одно из важнейших каждодневных тактических решений, особенно при путешествиях в горных районах, где место ночлега должно выбираться, прежде всего, с учетом лавинной опасности и только после этого — с учетом удобства расположения, наличия укрытий от ветра и «строительного» снега. Это необходимо подчеркнуть в лекции с особой силой, поскольку неправильный выбор места бивака может привести к несчастному случаю. Место бивака следует начинать выбирать на последнем переходе. Не беда, если оно найдется несколько раньше — всегда выгоднее встать на удобном месте и затратить меньше времени на устройство бивака, чем пунктуально выполнить дневную норму и потратить больше сил и времени на организацию ночлега в менее подходящем месте.
В конце дня необходимо обязательно подвести итоги и выработать план действий на следующий день. Нужно делать так, чтобы в его разработке принимали участие все: такой план выполняется более желанно, без воздействия и принуждения со стороны. Планирование преодоления препятствий — это наиважнейшие тактические решения. Лектор должен подчеркнуть, что их приходится принимать почти ежедневно, а иногда и несколько раз в течение дня. Большинство несчастных случаев происходит от неумения принимать обоснованные решения по преодолению встречающихся естественных препятствий. Раскрытию сущности и последовательности при выработке тактического решения на преодоление препятствия лектор и должен уделить основное внимание.
При планировании дневных переходов
надо определять наиболее целесообразное
время подхода к препятствию,
которое бы позволило осуществить
его преодоление в самых
Приняв решение на преодоление препятствия необходимо выработать конкретный план действий: выбрать безопасный путь движения в обход опасных мест, определить способы страховки и самостраховки, наметить действия участников в сложных ситуациях, которые могут возникнуть во время преодоления препятствия. В случае принятия решения идти в обход препятствия, особенно если новый путь значительно отклоняется от основного маршрута, следует на видном месте оставить сообщение о причинах изменения маршрута и дальнейшем пути следования. Завершая лекцию лектор должен изложить свою точку зрения на вопрос: «А куда отнести такие моменты, как цели и задачи похода, выбор района и время совершения похода, принципы комплектования группы (количество и персональный состав группы) и др.». На наш взгляд, будет правильно, если лектор подведет к мысли, что они не укладываются в рамки понятия тактики и больше того — являются определяющими по отношению к ней. В туристской литературе все эти моменты принято относить к положениям исходным, составляющим основу для планирования всего похода.
Информация о работе Методика проведения лыжных экскурсий (техника и тактика)