Конкурентоспособность туристического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в разработке рекомендаций (мероприятий) по обеспечению конкурентоспособности туристического предприятия ОДО «ЛеоТур».

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
определить понятие конкурентоспособности предприятия на рынке туристских услуг и рассмотреть методы ее изучения,
провести анализ конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур»;
на основании проведенного исследования разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур» и провести расчет их экономической эффективности.

Содержание

Введение 4

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности туристского предприятия 6

1.1 Понятие конкурентоспособность предприятия 6

1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 8

2 Оценка конкурентоспособности туристского предприятия ОДО «ЛеоТур» 13

2.1 Краткая характеристика предприятия 13

2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия 15

2.3 Оценка конкурентных преимуществ предприятия 17

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур» на рынке туристских услуг 24

3.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ОДО «ЛеоТур» в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке 24

3.2 Расчёт и обоснование экономической эффективности проекта по формированию конкурентных преимуществ туристической фирмы 26

Заключение 29

Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа2.2.docx

— 503.81 Кб (Скачать)

Примечание  – Источник: собственная разработка

Рисунок 2.1 - Организационная  структура ОДО  «ЛеоТур»

Примечание  – Источник: собственная разработка 

     Таким образом, видим, что организационная  структура относится к дивизиональным, при этом разделение идет по виду деятельности и географическому признаку.

     Директору по внутреннему туризму подчиняется  отдел по внутреннему туризму (по городам РБ) и две базы отдыха (действующая и строящаяся).

     Директору по выездному туризму соответственно подчиняется отдел по выездному  туризму, который занимается операторской деятельностью на международном  уровне.

     Отдел по лечебно-оздоровительной деятельности, который находится в подчинении директора по лечебно-оздоровительной  работе, занимается управлением работой  оздоровительных учреждений ОДО  «ЛеоТур».

     Главный бухгалтер:

  • производит выплату заработной платы;
  • производит начисления;
  • составляет отчет по финансовой деятельности;
  • обрабатывает информацию и своевременно предупреждает о негативных явлениях в финансовой деятельности;
  • мобилизует внутрипроизводственные резервы и эффективно их использует.

     Менеджеры по выездному туризму занимается анализом потребительского спроса и  приемом групп иностранных туристов.

     Помощники менеджера по выездному туризму  предоставляют всю необходимую  информацию клиентам, отвечает на телефонные звонки, поддерживает связь с фирмами  — сотрудниками, занимается оформлением  загранпаспортов, виз и покупкой билетов.

     Менеджеры по внутреннему туризму занимается анализом потребительского спроса, а  также приемом и отправкой  групп туристов, предоставляет всю  необходимую информацию клиентам, отвечает на телефонные звонки, поддерживает связь  с фирмами — сотрудниками, занимается оформлением путевок и покупкой билетов.

     Основными методами и способами распространения  информации о предложениях фирмы  клиентам является реклама в СМИ: на телевидении, в газетах, в журналах, на выставках, с помощью полиграфии с рекламой фирмы.

     Также очень важную роль играет то, как  сотрудники фирмы предоставляют  информацию об услугах по телефону и непосредственно в беседе. Многое зависит от доброжелательности и  приветливости персонала, что присутствует в ОДО «ЛеоТур». 

     2.2 Анализ финансовой  деятельности предприятия

 
 

     Результаты  в любой сфере деятельности зависят  от наличия и эффективности использования  финансовых ресурсов. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют  первостепенное значение.

     В ходе финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность (таблица 2.2).  

Таблица 2.2 – Основные показатели работы предприятия

Показатели  работы Ед. изм. Факт

2009г.

Факт

2010г.

Изменение (+, -) Темп  роста, %
1 2 3 4 5 6
Выручка Тыс.руб 55,972 57,647 +1,675 +2,99
Среднегодовая стоимость ОФ Тыс.руб 12,108 13,446 +1,338 +11,05
Среднесписочная численность рабочих Чел. 13 11 -2 -15,39
Фондоотадача Руб. 3,76 3,61 -0,15 -3,99
Фондовооружённость Руб. 40,09 40,38 +0,29 +0,72
Продолжение таблицы 2.2
1 2 3 4 5 6
Коэффициент оборачиваемости - 2,7 2,6 -0,1 -3,70
Длительность  одного оборота Дн. 134,1 138,4 +4,3 +3,21
Среднегодовая выработка на одного работающего Тыс.руб 0,214 0,217 +0,003 +1,40
Материалоёмкость Руб. 0,51 0,56 +0,05 +9,80
Материалоотдача Руб. 1,95 1,78 -0,17 -8,72
Себестоимость Тыс.руб 42,4 46,421 +4,021 +9,48
Балансовая  прибыль Тыс.руб 5,209 6,337 1,128 21,65
Чистая  прибыль Тыс.руб 4,503 5,528 +1,025 +22,76
Резервный фонд Тыс.руб 0,225 0,276 0,051 +22,67
Фонд  накопления Тыс.руб 2,702 3,870 1,168 +43,23
Фонд  потребления Тыс.руб 1,576 1,382 -0,194 -12,31
Рентабельность  капитала % 3,53 5,02 +1,49 -
Рентабельность  продаж % 10,43 10,83 +0,4 -
Рентабельность  производственной деятельности % 12,85 13,56 +0,51 -

Примечание  – Источник: собственная разработка 

     Как видно из таблицы 2.2 в целом предприятие  на протяжении 2009-2010 гг. работало эффективно в том числе:

     - выручка от реализации увеличилась  на 1,675 тыс. руб., что составляет 2,99%;

     - произошло повышение фондовооруженности на 0,29 руб., что составляет 0,72 %;

      - произошло увеличение среднегодовой  выработки на одного работающего  в размере 0,003, что составляет 1,40%;

     - за счёт увеличения выручки  балансовая прибыль увеличилась  на 1,128 тыс. руб., что составляет 21,65%;

     - увеличение общей прибыли повлекло  за собой рост чистой прибыли  и размеров отчислений в специальные  фонды, в частности: чистая  прибыль – 1,025 тыс. руб. (22,76%), резервный  фонд – 0,051 тыс. руб. (22,67%), фонд  накопления  - 1,168 тыс. руб. (43,23%).

     Тем не менее, некоторые показатели увеличились, что повлекло за собой снижение выручки  от реализации:

     - произошло увеличение себестоимости  продукции на 4,021 тыс. руб. (9,48 %);

     - произошло увеличение длительности  одного оборота на 4,3 дня (3,21%);

     Уменьшение  данных показателей свидетельствует  о нерациональном использовании  предприятия материальных ресурсов и оборотных средств.

     Однако  в целом предприятие имеет  положительную тенденцию к росту  рентабельности.

     Главная цель финансовой деятельности ОДО «ЛеоТур» сводится к одной стратегической  задаче – наращиванию собственного  капитала  и укрепление рыночных позиций. Для этого оно должно постоянно наращивать объем продаж  и прибыль, поддерживать платежеспособность и рентабельность, а  также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

     Показатели  финансовой устойчивости приведены  в таблице 2.4.

     В 2010 году предприятие занималось торгово-закупочной  и производственной деятельностью. Выручка в размере 4.175.803 тыс. рублей получена от торгово-закупочной и производственной деятельности. 

Таблица.2.4 - Показатели финансовой устойчивости

 
 
 
ПОКАЗАТЕЛИ
Значение  показателя на: Рекомендуемый критерий
1.01.

2009 г.

1.01.

2010 г.

1.01.2011 г.
по  балансу с учет.

льгот

1 2 3 4 5 6
Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общей сумме) 0.68 0.64 0.54 0.63 >0.5
Коэффициент заемного и

собственного  капитала

(финансовой  неустойчивости)

0.47 0.57 0.85 0.59 <1.0
Коэффициент финансовой зависимости (отношение  общей суммы капитала к собственному капиталу) 1.47 1.58 1.87 1.6 ~1.0
Доля  собственного оборотного капитала в  формировании текущих запасов и  затрат 0.58 0.65 0.61 0.73 60-80%

Примечание  – Источник: собственная разработка 

     От  хозяйственной деятельности предприятия  в 2010 году была получена прибыль в размере 230.843 тыс. рублей. Внереализационные расходы (курсовые разницы и др.) составили 204.583 тыс. руб.; Внереализационные доходы  (курсовые разницы и др.) – 51.861 тыс. рублей. В итоге, облагаемая налогом прибыль составила 78. 121 тыс. рублей. Уплачены налоги и обязательные сборы и платежи из прибыли в размере 44.708 тыс. рублей. 

2.3 Оценка конкурентных  преимуществ предприятия

      Оценку  конкурентоспособности ОДО «ЛеоТур» проведем посредствам анализа туристических продуктов данного предприятия, так как они являются основой его коммерческой деятельности.

     Туристический продукт – это комплексное  понятие, которое охватывает совокупность всего того, что можно предложить на рынке вниманию потребителя для  приобретения, использования или  потребления, способная удовлетворить потребность или желание. Он включает в себя физические объекты, услуги, места, организации и идеи.

     Основными видами туристического продукта на рынке  являются:

  • туры – комплексы различных видов услуг, объединенных на базе главной цели путешествия и предоставляемые по определенному маршруту и в определенный срок. Цели путешествия могут быть совершенно различными, но обязательно должны вызывать интерес клиента и покупку тура;
  • туристско-экскурсионные услуги различных видов, предоставляемые туристическими предприятиями;
  • товары – включают специфическую часть туристического продукта (карты, открытки, буклеты, сувениры, туристическое снаряжение и др.).
 

Таблица 2.5 – Туристические  и лечебно-оздоровительные  продукты ОДО «ЛеоТур»

Продукт Пояснение
группа  наименование  продукта
Туры  «Созвездия  неба» (Беларусь) Конно-водный тур
  «Сказочная  тайна» (Беларусь) Конный тур
«Катунские  пороги» (Беларусь) Водный тур
"Лесной  мир" Пеший тур
«Кучерлинская быстрина» (Беларусь) Водный тур
Курорт "На Телецком  озере" (Беларусь) Лечебно-оздоровительный  отдых
Курорт "На Кучерлинском озере" (Беларусь) Лечебно-оздоровительный  отдых
Курорт "Горы Шории" (Горная Шория) Горнолыжный курорт
Курорт Турбаза "Ареда" (Беларусь) Горнолыжный курорт
Туристско-экскурсионные  услуги «Один раз увидеть» (Франция) Экскурсионный тур
«Кельнский  собор» (Германия) Экскурсионный тур
«На родину Гете» (Германия) Экскурсионный тур
Курорт «Давос» (Швейцария) Горнолыжный курорт
Тур "Сафари" (Швеция) Спортивный  тур (мотосани, подледная рыбалка, ледовое  лазание по замерзшим водопадам, катание на парусных лыжах)
Курорт "Инсбрук" (Австрия) Горнолыжный курорт
Тур "Доломитовые  Альпы" (Италия) Экскурсионный тур
Курорт "Менорка", "Ибица", "Фарментера" (Испания) Отдых для семей
Курорт "Салпее", "Касурина" (Финляндия) Горнолыжный курорт
Курорт "Шарвар" (Венгрия) Оздоровительный тур
Курорт "Рио-де-Жанейро" (Бразилия) Отдых
Тур "В долину  Нила" (Египет) Экскурсионный тур
Курорт "Кипр" Пляжный отдых
Курорт "Дары Кораллового  моря" (Австралия) Экскурсии и  пляжный отдых
Курорт "Мармарис" (Турция) Пляжный отдых
Курорт "Сочи" Пляжный отдых

Примечание  – Источник: собственная разработка 
 

     В таблице 2.5 представлен список туристических  и лечебно-оздоровительных продуктов  ОДО «ЛеоТур», имеющие наибольшие объемы продаж в 2009-2010 гг.

     Оценку  конкурентоспособности продукции  ОДО «ЛеоТур» проведем поэтапно, методом расчета единичных и групповых показателей, на базе которых рассчитаем интегральный показатель.

     1 этап. На первом этапе выбирается  база сравнения. В качестве  базы для сравнения примем  некий идеальный туристический  продукт, имеющий самые высокие  значения качественных показателей.

     Для того чтобы представить идеальный  продукт, необходимо выделить эти показатели, сформировать требования к нему со стороны клиентов. Тем самым мы переходим ко второму этапу –  выделение наиболее значимых для  потребителя критериев (показателей).

     2 этап. В сфере туристской индустрии  гостеприимство для всего обслуживающего  персонала объектов туризма является  профессиональным требованием. Слагаемыми  гостеприимства являются достоинство,  уважение, любезность, профессионализм.  Потребительским свойствам туристического  продукта характерны и иные  показатели, необходимые для туристов:

  • обоснованность – выполнение всех условий, требуемых для пользования тур продуктом;
  • надежность – качество, связанное с достоверностью информации, соответствием содержания продукта и рекламы;
  • эффективность – наибольший эффект для туриста при наименьших расходах с его стороны;
  • целостность – завершенность турпродукта, его способность полностью удовлетворять потребность;
  • полезность – удовлетворение тех или иных потребностей туриста;
  • простота в эксплуатации – возможность легко обнаружить ошибки в технологии обслуживания;
  • ясность – способы потребления турпродукта, его направленность должны быть поняты как туристу, так и обслуживающему персоналу;
  • гибкость – способность продукта, системы обслуживания приспосабливаться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала.

     Теперь  определим базу для сравнения  туристических продуктов.

Информация о работе Конкурентоспособность туристического предприятия