Конкурентоспособность туристического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в разработке рекомендаций (мероприятий) по обеспечению конкурентоспособности туристического предприятия ОДО «ЛеоТур».

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
определить понятие конкурентоспособности предприятия на рынке туристских услуг и рассмотреть методы ее изучения,
провести анализ конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур»;
на основании проведенного исследования разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур» и провести расчет их экономической эффективности.

Содержание

Введение 4

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности туристского предприятия 6

1.1 Понятие конкурентоспособность предприятия 6

1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 8

2 Оценка конкурентоспособности туристского предприятия ОДО «ЛеоТур» 13

2.1 Краткая характеристика предприятия 13

2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия 15

2.3 Оценка конкурентных преимуществ предприятия 17

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур» на рынке туристских услуг 24

3.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ОДО «ЛеоТур» в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке 24

3.2 Расчёт и обоснование экономической эффективности проекта по формированию конкурентных преимуществ туристической фирмы 26

Заключение 29

Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа2.2.docx

— 503.81 Кб (Скачать)
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 4

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности туристского предприятия 6

     1.1 Понятие конкурентоспособность предприятия 6

     1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 8

2 Оценка конкурентоспособности туристского предприятия ОДО «ЛеоТур» 13

     2.1 Краткая характеристика предприятия 13

     2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия 15

     2.3 Оценка конкурентных преимуществ предприятия 17

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур» на рынке туристских услуг 24

     3.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ОДО «ЛеоТур» в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке 24

     3.2 Расчёт и обоснование экономической эффективности проекта по формированию конкурентных преимуществ туристической фирмы 26

Заключение 29

Список использованных источников 31

     Введение

 
 

     Современный опыт мирового хозяйства подсказывает необходимость активного вмешательства  в этот процесс непосредственных субъектов рынка – предприятий. И в первую очередь это касается формирования методов эффективной  работы в условиях развития конкуренции.

     Опыт  последних лет подсказывает, что  далеко не все отечественные предприятия  готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной  продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса  маркетинга, не могут реализовать  это преимущество.

     Вместе  с тем конкурентная ситуация с  каждым годом все более осложняется  постепенным расширением границы  рынка и вовлечением в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта  на российских предприятиях часто затруднено из-за отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке.

     В современных условиях каждому предприятию  особенно важно правильно оценить  создавшуюся рыночную обстановку с  тем, чтобы предложить эффективные  средства конкуренции, которые, с одной  стороны, отвечали бы сложившейся в  РБ рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны –  особенностям конкретного бизнеса.

     Наиболее  сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это  делает актуальной тему данной курсовой работы.

     Цель  курсовой работы состоит в разработке рекомендаций (мероприятий) по обеспечению  конкурентоспособности туристического предприятия ОДО «ЛеоТур».

     Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

  • определить понятие конкурентоспособности предприятия на рынке туристских услуг и рассмотреть методы ее изучения,
  • провести анализ конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур»;
  • на основании проведенного исследования разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур» и провести расчет их экономической эффективности.

     Объектом исследования является ОДО «ЛеоТур».

     Предметом исследования – туристическая деятельность данной компании.

     Методы  исследования: анализ, синтез, группировка, сравнение, расчетно-аналитические  методы, структурно-динамические методы.  

     В соответствии с изложенными целями и задачами курсовая состоит из трех разделов.

     В первом разделе рассмотрено понятие  конкуренции, ее концепция, дан обзор  существующих теорий конкурентного  преимущества. Здесь же рассмотрены  основы исследования конкурентоспособности  продукции на рынке туристских услуг.

     Вторая  глава работы посвящена исследованию деятельности ОДО «ЛеоТур». В ходе исследования был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также составлен план исследования конкурентоспособности предприятия относительно приоритетных конкурентов.

     В третьей главе проведено исследование результатов изучения конкурентоспособности  предприятия ОДО «ЛеоТур». Кроме того, в третьей главе разработаны рекомендации по обеспечению конкурентоспособности предприятия и предоставлено их экономическое обоснование.

     При написании данной курсовой работы была использована научная литература отечественных  авторов по выбранной теме. 

     1. Теоретические аспекты конкурентоспособности туристского предприятия

     1.1 Понятие конкурентоспособность предприятия

 
 

     Понятие "конкурентоспособность организации" является рыночным, многофакторным и  междисциплинарным. Оно исходит  из конкуренции и проявляется  в конкурентных преимуществах предприятия.

     Конкуренция - это состязательность, противоборство на рынке между производителями  товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли  или достижение иных конкретных целей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция  между потребителями (покупателями) товаров и услуг [7, c.84].

     С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

     Совершенная конкуренция - вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стандартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предприятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной  конкуренции доля каждого предприятия  в общем объеме продукции на рынке  должна совпадать менее чем на 1%.

     Совершенная конкуренция определяется следующими предпосылками:

     - конкуренты не могут устанавливать  рыночную цену, а могут только  приспосабливаться к ней;

     - каждое предприятие не рассматривает  конкурентов как угрозу ее  рыночной доле;

     - ни один участник конкуренции  не в состоянии оказать влияние  на решения, принимаемые другими  участниками;

     - информация о ценах, количестве  продукта, технологии производства  и вероятной прибыли доступна  любому предприятию;

     - вход на рынок и выход из  него свободен в долгосрочной  перспективе.

     Несовершенная конкуренция - это такое состояние  рыночной системы хозяйствования, при  котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной  конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может  быть различна. Первой ступенькой к  монополизму является монополистическая  конкуренция [11, c.112].

     Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое  число производителей предлагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающиеся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги.

     Следующей ступенькой на пути к несовершенной  конкуренции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продукции (услуги), взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм «Спутник» и «Интурист», осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами типа рекламного агентства «Бегемот».

     Товар, реализуемый олигополистическими  предприятиями, может быть дифференцированным (кругосветные туры) и стандартизованным (туры в Турцию и Грецию). Основными  вопросами для согласования в  современных олигополиях являются цены, объемы продаж, направление выездных туров и т. д. Для частичной  монополизации внутренних туров  объединяются предприятия различных  отраслей: транспорта, гостиничного комплекса, АПК и др.

     Высшей  ступенью несовершенной конкуренции  является чистая монополия. Это тип  отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя предложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных  рынках, чем на национальных и, тем  более, мировых. Но монополизироваться по направлениям туризма могут и  отдельные предприятия, например агротуризм, транспортный, деловой и т. д. [6, c.54].

     Высшей  формой несовершенной конкуренции  является монопсония, когда на рынке  имеется лишь один покупатель.

     Этим  рыночным структурам соответствуют  четыре основных вида рыночной цены. В  условиях совершенной конкуренции  цена устанавливается на рынке. Эту  цену принято называть равновесной  ценой. Потребители увеличивают  спрос по мере снижения цены; производители  же увеличивают предложение по мере роста цены. Малейшему увеличению спроса сопутствует соответствующее  предложение, а цена остается неизменной.

     На  рынке монополистической конкуренции  цены устанавливаются многими крупными компаниями. Однако на этом рынке предприятия  вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. При такой  модели рынка предприятия стремятся  расширить свою область предпочтения путем индивидуализации своей продукции. Прежде всего это происходит с помощью товарных знаков, наименований и рекламных кампаний, которые однозначно выделяют различия продукта [5, c.38].

     На  рынке, где господствуют олигополии, величина спроса увеличивается при  снижении цен и уменьшается при  их росте. Однако ценообразование в  условиях олигополии отличается определенной стабильностью среднеотраслевых цен. Здесь несколько предприятий  одной отрасли практически всегда пытаются согласовать свою ценовую  политику.

     На  рынке чистой монополии цена устанавливается  одним монополистом, при монопсонии - одним монопольным покупателем. На монопольном рынке устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены. Монопольные цены порождают монопольную прибыль.

     В условиях конкурентной борьбы предприятия  интересуют конечные экономические  результаты. Эти результаты внешне выражаются в объеме продаж и прибыли [2, c.32].

     Таким образом, конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить  и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы). 

Информация о работе Конкурентоспособность туристического предприятия