Конкурентоспособность туристического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в разработке рекомендаций (мероприятий) по обеспечению конкурентоспособности туристического предприятия ОДО «ЛеоТур».

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
определить понятие конкурентоспособности предприятия на рынке туристских услуг и рассмотреть методы ее изучения,
провести анализ конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур»;
на основании проведенного исследования разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур» и провести расчет их экономической эффективности.

Содержание

Введение 4

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности туристского предприятия 6

1.1 Понятие конкурентоспособность предприятия 6

1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 8

2 Оценка конкурентоспособности туристского предприятия ОДО «ЛеоТур» 13

2.1 Краткая характеристика предприятия 13

2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия 15

2.3 Оценка конкурентных преимуществ предприятия 17

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия ОДО «ЛеоТур» на рынке туристских услуг 24

3.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ОДО «ЛеоТур» в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке 24

3.2 Расчёт и обоснование экономической эффективности проекта по формированию конкурентных преимуществ туристической фирмы 26

Заключение 29

Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа2.2.docx

— 503.81 Кб (Скачать)
lign="justify">     1.2 Методы оценки  конкурентоспособности  предприятия  
 

     Конкурентоспособность организации может быть оценена  тремя методами:

     а) интегральным показателем, который  основан на ряде единичных показателей  эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

     б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке;

     в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.

     Интегральный  показатель конкурентоспособности  организации можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность  ресурсов двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность  предприятия представляет собой  функцию трех составляющих:  

                ,        (1.1)  

     где ПР, ИР - сравнительная эффективность использования производственных ресурсов (соотношения отдельных пар показателей сравниваемых предприятий по производительности труда, фондоотдаче, материалоотдаче), информационных и интеллектуальных ресурсов;

     Кфин - коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

     Интегральный  показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет  свою весомость. Если окажется, что  КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с предприятием 2.

     Наряду  с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности предприятия  с показателями эффективности и  результативности его деятельности, этот метод имеет и недостаток - трудоемкость и сложность расчета  интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, по ряду причин процедура  оценки уровня конкурентоспособности  предприятия при помощи интегрального  показателя имеет ряд других проблем, среди которых следует выделить:

     - выбор критерия эффективности  использования ресурсов предприятия  (рентабельность производства или  продукции, или капитала, или труда,  или продаж; или производительность  труда, или материалоемкость; или  показатели финансовой устойчивости  предприятия и т.д.);

     - выбор базового объекта (предприятия-лидера) для сравнения с учетом соизмеримости  характеристик выпускаемой продукции  по идентичности удовлетворяемых  потребностей, соизмеримости сегментов  рынка, для которых предназначена  выпускаемая продукция; 

     - возможности сканирования (слежения) рынка товаров при недостаточности  информации с целью обеспечения  возможности адекватного отражения  в методе оценки конкурентоспособности  предприятия ситуаций на внутренних  и внешних рынках [11, c.110].

     Второй  метод определения конкурентоспособности  предприятия предполагает ее оценку через конкурентоспособность его  товаров с учетом весомости реализуемых  товаров на рынках. При этом расчет КП осуществляется по формуле: 

                           (1.2)  

     где - удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;

      - показатель значимости рынка,  на котором реализуются товары  предприятия (рынки США, Японии, Канады и страны Евросоюза  имеют значимость 1, внешние рынки  остальных стран - 0,7, внутренний  рынок - 0,5);

      - конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке [10, c.37].

     Третий  метод определения конкурентоспособности  предприятия предполагает оптимизацию  соотношения конкурентоспособности  товара и занимаемой предприятием доли на конкретном рынке (рисунок 1.1).

     Матрица определения конкурентоспособности  предприятия имеет девять полей. Из всех полей три поля (на матрице  они находятся вверху слева и  обозначены знаком плюс) характеризуют  благоприятную зону для предприятия  в части его конкурентоспособности: это поле - ВдСК (высокая доля предприятия и сильная конкурентоспособность товара на данном рынке); поле - СрдСК (средняя доля на рынке и сильная конкурентоспособность); поле - ВдСрК (высокая доля на рынке и средняя конкурентоспособность товара предприятия на этом рынке).

Рисунок 1.1 - Матрица оптимизации конкурентоспособности товара предприятия и доли его на рынке

Примечание  – Источник: [11, c.90, рис. 2.2] 

     Однако  наиболее благоприятные характеристики имеет поле ВдСК, где предприятие представлено сильной конкурентоспособностью товара и высокой долей предприятия на данном рынке.

     Благоприятная зона означает, что конкурентоспособность  предприятия в данном секторе  рынка определяется способностью конкурировать  на рынке по качеству товаров и  его ценам, что является следствием значительного удельного веса предприятия  на данном секторе рынка; знанием  рынка, конкурентов и потребителей; уровнем технологии производства; уровнем  организации производства и труда [9, c.77].

     В противоположность благоприятной  зоне матрица имеет и неблагоприятную  зону. Это три поля, которые на матрице находятся внизу справа и обозначены знаком минус. Это, в  частности, поле НдСлК (низкая доля предприятия на рынке и слабая конкурентоспособность его товара). Поле НдСлК характеризует чрезвычайно низкую конкурентоспособность предприятия. В случае, если предприятие не имеет потенциальных возможностей повысить свою конкурентоспособность, оно должно уйти из этого рынка. В неблагоприятную зону по их конкурентоспособности попадают предприятия, которые занимают поле СрдСлК (средняя доля на рынке и слабая конкурентоспособность) и поле НдСрК (низкая доля на рынке и средняя конкурентоспособность товара). Если предприятие не сможет преодолеть имеющиеся недостатки, то оно в ближайшее время должно покинуть данные рынки.

     Зону  риска для предприятия представляют оставшиеся три поля, которые расположены  по диагонали снизу вверх направо. Это поле НдСК (низкая доля на рынке и сильная конкурентоспособность товара), поле - СрдСрК (средняя доля на рынке и средняя конкурентоспособность товара) и поле ВдСлК (высокая доля на рынке и слабая конкурентоспособность товара). Из рисковой зоны предприятие в отношении конкурентоспособности может выйти, если будут предприняты меры, которые позволят переместиться предприятию в поля по направлениям стрелок (рисунок 1.1).

     Доля  предприятия на рынке в большинстве  случаев коррелирует с конкурентоспособностью его товаров. При этом доля предприятия  на рынке определяется как отношение  объемов продаж предприятия в  общем объеме продаж на данном рынке  в натуральных или стоимостных  единицах. Поэтому оценку уровня конкурентоспособности  предприятия можно осуществить  по освоенному им рыночному потенциалу, т.е. по доли рынка. Так как между  долей рынка и нормой прибыли  существует прямая связь, то по мере роста доли рынка позиции предприятия по его конкурентоспособности и финансовым показателям выглядят более устойчиво. В таблице 1.1. приведены критерии оценки конкурентоспособности предприятия по доли его на рынке [11, с.93]  

Таблица 1.1 – Оценка конкурентоспособности  предприятия по показателю доли рынка

Оценка  доли рынка Критерии оценки Оценка конкурентоспособности  предприятия
Высокая Доля предприятия  на рынке находится на уровне доли двух-трех крупнейших конкурентов или  превышает ее Высокая
Средняя Доля предприятия  на рынке равна средней доле ведущих  конкурентов Средняя
Низкая Доля предприятия  на рынке ниже доли ведущих конкурентов Низкая

Примечание  – Источник: [11, c.93, таблица 2.1] 

     При определении доли рынка могут  возникнуть трудности, связанные с  ограниченной доступностью необходимых  данных об суммарном объеме продаж в каждом сегменте и информации об объеме продаж основных конкурентов. Это обстоятельство сдерживает практическое применение метода оценки конкурентоспособности предприятия по показателю доли продаж его товаров на рынке.

     Как второй, так и третий метод определения  конкурентоспособности предприятия  связаны с конкурентоспособностью товаров этого предприятия. Абстрагируясь  от конкурентоспособности внешней  среды предприятия и качества управления, можно заключить, что  если товары предприятия конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно. Весь вопрос при этом сводится к  определению конкурентоспособности  товаров, разработке и реализации конкурентоспособной  стратегии предприятия [4, c.19].

     Таким образом, конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).

     Конкурентоспособность организации может быть оценена  тремя методами:

     а) интегральным показателем, который  основан на ряде единичных показателей  эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

     б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке;

     в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.

     Далее проведем анализ конкурентоспособности  предприятия ОДО «ЛеоТур». 

     2. Оценка конкурентоспособности туристского предприятия ОДО «ЛеоТур»

     2.1 Краткая характеристика  предприятия

 
 

     ОДО «ЛеоТур»  на данный момент занимается следующими видами деятельности:

  • туроператорская деятельность (60%);
  • гостиничный бизнес (20%);
  • лечебно-оздоровительная деятельность (20%).

     Основное  направление работы предприятия  – туризм: внутренний, въездной и  выездной. Доходы от различных видов  туристической деятельности распределяются примерно одинаково.

     Основной  персонал организации состоит из 7 человек профессионалов в туризме, имеющих большой опыт работы: генеральный директор, главный бухгалтер, менеджер по выездному туризму, помощник менеджера по выездному туризму, менеджер по внутреннему туризму, менеджер — переводчик. В таблице 2.1. представлено штатное расписание ОДО «ЛеоТур», а на рис.2.1 – его организационная структура. 

Таблица 2.1 - Штатное расписание ОДО «ЛеоТур»

№ п/п Наименование  должности Должностные оклады, тыс. руб. Кол-во штатных  единиц Годовой фонд зарплаты, тыс. руб.
1. Генеральный директор 2500 1 30000
2. Директор по внутреннему туризму 2000 1 24000
3. Директор по выездному туризму 2000 1 24000
4. Директор по лечебно-оздоровительной работе 2000 1 24000
5. Главный бухгалтер 2000 1 24000
6. Бухгалтер 800 4 38400
7. Менеджер по продажам 1000 15 180000
8. Менеджер по рекламе 1000 5 60000
9. Переводчик 1000 2 24000
10. Повар 550 10 66000
11. Строительные  рабочие 600 15 108000
12. Гид 750 10 90000
13. Водитель 900 10 108000
14. Сторож 350 2 8400
15. Уборщики помещений 350 15 63000
16. Прачечные работники 400 10 48000
11. Кухонные работники 300 10 36000
  Всего - 133 1051800

Информация о работе Конкурентоспособность туристического предприятия