Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:47, курсовая работа
Интенсивное развитие турбизнеса в России началось в первой половине 90-х годов. Туристский рынок находился в условиях свободной конкуренции, которая способствовала появлению большого числа туристских предприятий, занимающихся и туроператорской и турагентской деятельностью, не четко понимая разницы в данных видах деятельности. В результате этого, на российском туррынке сложилась ситуация, когда фирм туроператоров было в 4 раза больше, чем фирм- агентов. В то время как на цивилизованном рынке наблюдалась тенденция увеличения турагентов, и соотношение туроператоров к турагентам равнялось 1:100.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Общая характеристика коммуникативных навыков специалистов
туристического бизнеса………………………………………………….5
1.1 Особенности туристического бизнеса – как предпосылки
формирования коммуникативных навыков работников турбизнеса..5
1.2 Коммуникативная компетентность - как составляющая
профессиональной деятельности менеджера в сфере туризма……9
1.3 Мероприятия по совершенствованию коммуникативной
компетентности у специалистов туристического бизнеса…………..13
2 Разработка мероприятий по совершенствованию коммуникативных
навыков сотрудников ООО «Калипсо»………………………………….16
2.1 Общая характеристика туристической фирмы «Калипсо»………… 16
2.2 Анализ состояния коммуникативной техники у сотрудников
ООО «Калипсо»……………………………………………………….18
2.3 Разработка мероприятий по совершенствованию
коммуникативных навыков сотрудников туристической фирмы «Калипсо»……………………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы……………………………………… 28
Приложение А - Организационная структура ООО «Калипсо»……….. 31
Приложение Б - Бланк наблюдения за работой менеджеров «Калипсо».. 32
Приложение В - Сценарии тренингов по развитию невербальных
навыков……………………………………………………33
Приложение Г - Тренинг по технике активного слушания………………. 35
Кроме
изучения мотивационной сферы
В
анализе покупательского
Знание личностных факторов имеет исключительное значение для социально - культурной деятельности. Это связано с тем, что они оказывают влияние на:
- вид предлагаемых услуг;
- выбор мест их приобретения;
- возможный размер цены, которую потребитель готов уплатить за предоставленные услуги;
-
способы, при помощи которых можно повлиять
на клиента и склонить его на свою сторону
[21, c. 58].
1.2 Коммуникативная компетентность - как составляющая
профессиональной деятельности менеджера в сфере туризма
Без специальных коммуникативных умений и навыков менеджер, работающий в сфере социально-культурного сервиса и туризма, вряд ли сегодня сможет принимать верные управленческие решения. Вот почему к специалисту в этой области предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Исследования психологов и социологов показывают, что на эффективность деловых контактов решающее влияние оказывает рациональное использование программ делового общения, что, в свою очередь, определяется коммуникативной компетентностью партнеров по речевому взаимодействию.
Общение служит жизненно важной цели - установлению взаимосвязей и сотрудничества людей. Практически все проблемы, связанные со сферой социально-культурного сервиса и туризма, теснейшим образом связаны с общением.
Уметь выразить свою мысль ярко, образно, убедительно, доступно, уметь расположить к себе собеседника, уметь грамотно вести деловую переписку, составить текст документа должен не только менеджер. Эти требования распространяются на всех людей, вступающих в социально-правовые отношения и руководящих действиями других людей. И от того, насколько грамотно построено общение, зависит немало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, а также с государственными органами [3, c. 37].
Проблема низкого уровня речевой культуры была выдвинута как первоочередная крупнейшими отечественными лингвистами. Поэтому сегодня культурноречевые дисциплины введены в учебные планы вузов, обучающих студентов по сервисным специальностям.
Речевая коммуникация достаточно сложна по своей структуре, и поэтому в обучении студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» мы рассматриваем как основные три аспекта речевой культуры:
- коммуникативный (умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности);
- нормативный (соблюдение речевых норм);
- этикетный (умение использовать этикетные формы и средства для достижения взаимопонимания и гармонизации диалога).
Одним из важных аспектов коммуникативной культуры является знание форм и умение организации общения.
Одна из основных и важных задач менеджера в сфере гостеприимства и туризма - постановка персоналу конкретных целей и задач, представление ему возможности контролировать свою собственную работу, анализировать свой вклад в общие результаты деятельности. Американцы утверждают: «Бизнес - это умение разговаривать с людьми».
В соответствии с данным принципом деятельность менеджера в указанном аспекте подразумевает некоторые особенности его общения с персоналом, что во много объясняет характер требований и к речевой коммуникации, которые, в свою очередь, могут быть сформулированы следующим образом:
- четко определяйте цели своего сообщения;
- делайте сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников;
- находите конкретные иллюстрации общих понятий;
- развивайте общую идею, используя яркие примеры;
- отказывайтесь от излишней информации;
- демонстрируйте сотрудникам ваше понимание и готовность к совместным действиям.
Общепринятыми формами деловой коммуникации в деятельности менеджера являются деловые беседы, совещания, собрания, переговоры, деловые встречи и т.п.
В традиционных жанрах деловой коммуникации реализуются коммуникативные стратегии фирмы и деловых партнеров, которые требуют не только умения самопрезентации, но и пропаганды корпоративной культуры.
Многоцелевой характер этих жанров требует знания коммуникативных стратегий, технологий, процедур и операций. Поэтому жанровая организация речи, безусловно, играет важную роль в процессах социального взаимодействия: она поддерживает социальную ориентацию коммуникантов, без которой успешность их действий едва ли была бы возможной. Ориентация в целях и формах общения, в распределении социальных и коммуникативных ролей, предлагаемых жанрово организованной речью, дает возможность менеджеру предвидеть ход коммуникации, правильно ее планировать, адекватно реагировать на коммуникативные действия партнеров и в итоге достигать намеченных целей.
Специалисты в области коммуникаций доказали, что наиболее крупные удачи в деловом мире выпали на долю людей, обладающих помимо профессиональных знаний и умений, способностью хорошо говорить, склонять людей к своей точке зрения и рекламировать себя и свои идеи [4, c. 108].
Исходя из этого утверждения, при подготовке менеджеров сферы гостеприимства представляется немаловажным рассмотрение нормативного аспекта коммуникативной культуры.
Данный аспект понимается как отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. Овладение навыками основных видов речевой деятельности (чтения, слушания, письма, говорения) предполагает усвоение будущими менеджерами норм, обеспечивающих культуру речевой деятельности и способствующих не только профессиональной самореализации специалистов, но и повышению эффективности делового общения в целом.
И, наконец, этикетный аспект речевой коммуникации.
Общеизвестно, что с соблюдения речевых и этических норм начинается общая культура человека. А важнейшим принципом соблюдения этикетных норм менеджера является принцип вежливости, забота о чувстве внутреннего достоинства собеседника. Поэтому яркой чертой его поведения является повышенная вежливость в общении с подчиненными, которая предполагает в том числе мотивацию индивидуально принятых решений.
Коммуникативный
этикет представляет собой высшую ступень
речевой культуры. Кроме того, языковое
мастерство, умение выстроить речь, подчинив
ее композицию определенному замыслу,
умение пользоваться всем арсеналом выразительных
и образных средств языка - все эти качества
позволяют успешно решать те задачи, которые
стоят сегодня перед современным менеджером.
1.3 Мероприятия по совершенствованию коммуникативной компетентности у специалистов туристического бизнеса
В современных условиях коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исторически и культурно обусловленные. В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда [6, c. 94].
В сфере сервиса и туризма общение - не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория.
Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации специалистов характерно: достижение большей определенности во взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов.
Развитие
компетентного общения
Одним из главных приемов формирования коммуникативной компетентности обладает театральная педагогика, главной целью которой является предупреждение проявления затрудненности в общении, которое обусловлено фактором межличностных отношений и обнаруживается в форме изменения стилей делового общения.
Одним из самых распространенных и эффективных приемов формирования коммуникативных умений является игра. Именно ролевая игра используется театральной педагогикой в качестве одного из приемов развития коммуникативных умений специалистов. Игра как феномен сознания, как феномен культуры, как средство воспитания, самовоспитания и самопознания, как средство обучения и даже как терапевтическое средство утвердилась в сознании педагогической общественности [10, c. 68].
Особую роль в театральной педагогике занимает групповое общение и умение взаимодействовать с другими; в таких играх личность специалиста учится строить взаимоотношения с товарищами и сотрудниками, на основе кооперации и разделения, дифференциации труда. Кроме того, расширяется репертуар профессиональных ролей. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают у специалистов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
Поливариантность игрового характера отличает следующую группу приемов. Это задания проблемно-творческого характера с установкой на ролевое исполнение. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности специалиста проявляется как два взаимосвязанных и все же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, а значит, продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие ее навыки и, прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.
Театральное пространство, образовавшееся внутри социума как его органичная составляющая, дает возможность раскрыть коммуникативные способности личности специалиста. Оно помогает наработать тот позитивный жизненный опыт, который станет источником психологической поддержки человека на многие годы. Успех, пережитый публично, ставший результатом напряжения физических и психических сил личности, остается с человеком на всю жизнь как опыт счастья.