Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:33, курсовая работа
Целью работы является разработка модели обеспечения качественного обслуживания в туристских фирмах, методов контроля и управления качеством обслуживания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить требования к качественному обслуживанию в туристских фирмах, показатели оценки качества;
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Требования к качеству обслуживания в турфирмах……….……..5
1.1 Понятие качества в сфере обслуживания………………………….….…5
1.2 Показатели качества обслуживания и проблемы их оценки………..…..7
Глава 2. Управление и контроль качества обслуживания в турфирмах...16
2.1 Методы контроля качества обслуживания……………………………..16
2.2 Управление качеством обслуживания на предприятии………………..26
Заключение………………………………………………………………………..35
Список литературы ……………………………………………………………...36
Приложение «Программа рекомендаций по оценки качества обслуживания в туристских фирмах»..................................................................................................37
Сфера туризма относится к такому виду деятельности, где производимый продукт, являясь неосязаемым, потребляется одновременно с его производством. У персонала предприятия, работающего в сфере туризма, нет шанса на исправление брака и, как следствие (учитывая жесткую конкуренцию на рынке туруслуг), нет шанса на возврат гостя. При этом гость, выбирая другую туристскую фирму, советует остальным поступать так же. 4, с.126.
Качество обслуживания также зависит от удобного расположения офиса турфирмы, оптимальной его планировки и организации пространства. Чтобы обеспечить максимальные удобства помещений для посетителей и персонала, офис должен иметь:
оборудованные рабочие места для персонала;
техническое обеспечение оперативной деятельности (средства связи, включая факсимильную связь, компьютер, копировальную технику);
оборудование для хранения ценных бумаг;
сидячие места для посетителей.
Также важны поддержание оптимального микроклимата (температуры и влажности воздуха), удобные подходы к офису (помещению) 1.
В офисе фирмы в доступном посетителям и удобном для обозрения и прочтения месте должна размещаться следующая информация:
1) копии регистрационных документов и лицензий на право осуществления туроператорской и/или турагентской деятельности;
2) копии сертификатов соответствия добровольной системы сертификации на услуги (при наличии);
3) информация об условиях приобретения услуг Фирмы или Правила предоставления туристских услуг;
4) табличка с указанием фамилии, имени и отчества руководителя Фирмы, его рабочего телефона и времени работы с туристами;
5) на рабочих местах персонала, непосредственно работающего с туристами - табличка с указанием должности, фамилии, имени и отчества, а на груди - фирменный значок с этими данными;
6) информация о том, что Фирма имеет право работать с иностранной валютой, с указанием номера лицензии Центробанка РФ, или работает только с российскими рублями;
7) сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, арбитражном (третейском) суде;
8) референс-номер регистрации в МИД РФ (при наличии);
9) сведения о вышестоящей организации (при наличии таковой) 11;
10) рекламные проспекты, каталоги и другие рекламные средства, разобранные по турам.
Для обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов и сохранности их имущества должны приниматься следующие меры и проводится следующие мероприятия:
1) туристам должна предоставляться точная и исчерпывающая информация об услугах фирмы, их потребительских свойствах, стоимости, возможных опасностях на маршруте, а также об ограничениях по возрастным и медицинским показаниям и необходимости (если таковая существует) иметь специальную подготовку для прохождения маршрута;
2) технологическая документации на маршрут (технологические карты, схемы, информационные листки, паспорта трасс походов, отчеты о проведении экспедиционного обследования) должны быть надлежащим образом оформлены в соответствии с ГОСТ Р 50581-94;
3) подлежащие обязательной сертификации технические средства туризма (сооружения, транспортные средства, снаряжение и инвентарь) должны быть сертифицированы;
4) туристы должны быть проинформированы о наличии договоров с контрагентами оформленных соответствующим образом;
5) туристы должны быть в обязательном порядке застрахованы от внезапных заболеваний и несчастных случаев. Фирма обязана давать туристам рекомендации по страхованию для покрытия расходов туристов по аннулированию контракта или по возвращению на родину в случае несчастного случая или болезни;
6) договор с туристом должен соответствовать требованиям российского законодательства;
7) с туристом должны проводиться инструктажи по безопасности с учетом специфики маршрута и предоставляемых услуг;
8) Фирма должна гарантировать возмещение туристу всего понесенного им ущерба вследствие недостатков услуг Фирмы и ее партнеров и контрагентов. Это положение должно быть зафиксировано в договоре с туристом;
9) в Фирме должен быть план мероприятий по эвакуации туристов из района бедствия (катастроф), включая, при необходимости, договор со службой безопасности МЧС, телефоны и иные реквизиты связи в чрезвычайных ситуациях;
10) сопровождение туристов должно осуществляться представителем Фирмы (руководителем группы). Руководитель группы назначается приказом руководителя Фирмы и действует в соответствии с утвержденным Положением 11.
Определив цену тура в соответствии с уровнем предполагаемого обслуживания, турфирмы обязаны гарантировать предоставление именно тех, а не иных услуг 5, с.220.
Таким образом, критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов:
Характеристики, свойства, особенности туруслуг (потребительское качество каждой отдельной услуги), туристского продукта. Согласно требованиям, определенным в ГОСТ Р 50690—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Общие требования», туристская услуга должна соответствовать назначению, точно и своевременно исполняться, отвечать требованиям комплексности, комфортности, эстетичности, эргономичности. 4, с.119.
Технология обслуживания: быстрота, четкость, комфортность, психологический комфорт, адресность, эстетичность, эргономичность и т.д.
Надежность: гарантии в предоставлении заранее оплаченных услуг.
Безопасность: гарантии безопасности жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.
Информационная полнота и достоверность.
Квалификация обслуживающего персонала, культура общения, поведения, этичность.
Соответствие цены уровню предполагаемого обслуживания.
Отсутствие нареканий со стороны туриста.
С помощью этих показателей можно сравнивать работу различных предприятий туристской индустрии. 5, с.220, 221.
Каждый из этих аспектов важен и служит достижению качественного обслуживания туристов. Показатели качества оговариваются и утверждаются в договоре купли-продажи, заключаемом с клиентом 5, с.222.
Можно сделать вывод, что ключевым фактором, формирующим понятие качества, является наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов с различными запросами и своим пониманием комфорта как такового.
Одно из направлений по созданию качественных услуг: четкое соблюдение параметров комфортности, которые выработаны практикой турбизнеса. В комплекс составляющих входят следующие элементы понятия «комфорт»:
информационный;
экономический;
эстетический;
бытовой;
психологический.
Информационный комфорт.
Информированность персонала, готового ответить на любой вопрос гостя о стране пребывания.
Экономический комфорт. Под экономическим комфортом понимают удобство расчета для гостя, скидки, призванные мотивировать гостя в повторном выборе туристского агентства, что и является основной целью системы качества.
Эстетический комфорт. Одной из причин, по которым гость выбирает туристскую фирму, является эстетично оформленный интерьер, создающий атмосферу уюта и домашнего тепла.
При оформлении помещений с целью повышения конкурентоспособности предприятия необходимо руководствоваться следующими общими положениями:
все помещения должны быть выполнены в едином стиле и соответствовать направленности предприятия;
цветовая гамма не должна раздражать гостя;
материалы, используемые для оформления, должны соответствовать стандартам безопасности и гигиены и иметь соответствующие сертификаты;
материалы также должны быть долговечными в использовании и устойчивыми к воздействию высоких температур и химических веществу.
Бытовой комфорт. Для достижения бытового комфорта используются кондиционеры, очистители воздуха, удобная мебель.
Психологический комфорт. С одной стороны, понятие психологического комфорта охватывает все перечисленные выше параметры комфорта, так как при отсутствии хотя бы одной из перечисленных составляющих настроение гостя будет испорчено, однако есть и специфические требования, выполнение которых гарантирует нормальное психологическое состояние гостя. Их выполнение целиком зависит от персонала - это уважение и гостеприимство по отношению к клиенту. В рамках создания психологического комфорта проводится специальная политика обучения и даже, в некоторой степени, воспитания персонала. Персонал в конечном счете должен понять, что относиться к гостю с пренебрежением просто невыгодно, и поэтому следует делать все, чтобы гость постоянно возвращался в туристскую фирму.
Качество обслуживания зависит от квалификации и заинтересованности людского капитала, от его творческих способностей, умения осваивать новые технологии, а также от использования новых организационных процессов и форм, используемой для обслуживания клиентов материально-технической базы 2, с.32.
Законом о техническом регулировании отменена обязательная сертификация туристских услуг и установлено, что сертификация может быть только добровольная по параметрам стандартов и условиям договоров. Лицензирование турагентской и туроператорской деятельности с 1 января 2007г. было отменено. В связи с этим в среде туристической общественности и бизнеса появилось мнение, что может наступить анархия, что качество туристского обслуживания резко ухудшится, что число обманутых туристов возрастет многократно. И это опасение может быть не напрасно, если не будет найден адекватный механизм регулирования уже на другом уровне. 10. Основной действующий инструмент регулирования исчезает, и государство, как главный регулятор, должно уступить свое место профессиональному сообществу. Это предусматривает и вступивший в действие в июле 2003г. Закон «О техническом регулировании» 8, с.32.
Отрасль начинает вырабатывать механизмы регулирования и контроля оптимального соотношения ценности и стоимости услуг, обеспечения безопасности и качества обслуживания. Последний показатель является одним из ключевых, потому что гарантии требуются до момента покупки услуги. Ведь не только стоимость услуги определяет ее привлекательность и конкурентоспособность. Гарантии качества - это документы, выданные организацией (или организациями), которой потребитель доверяет, и подтверждающие, что продавец выполнит заявленные им обязательства по отношению к потребителю в полной мере, в соответствии со всеми стандартами 8, с.32.
В туристской индустрии промышленно-развитых стран уже созданы единые механизмы, позволяющие одновременно решать проблемы и отрасли, и компаний, и потребителей. Главными механизмами в большинстве стран являются: сертификация услуги независимой организацией; сертификация системы менеджмента качества – также влиятельной независимой организацией; известное покупателю услуги значение индекса удовлетворенности потребителей, уже воспользовавшихся данной услугой у данной организации; диплом участника или лауреата национальной или Европейской премии по качеству 8, с.32.
Система менеджмента качества организации (СМК) - часть ее системы управления. И довольно большая часть, включающая и роль высшего руководства в организации, и управление ресурсами, в том числе кадровыми, и процесс оказания услуг. К этой части системы управления предъявляются достаточно жесткие требования международными стандартами серии ИСО 9000-2000. Сертификация производится на соответствие стандарту ИСО 9001-2000 (или национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001) 8, с.32.
Требования стандартов существенно шире, чем те требования, которые проверяются при сертификации услуги. Кроме того, организация должна доказать, что степень удовлетворенности потребителей ее работой повышается год от года, а сама работа улучшается. Потребитель хочет покупать туристские услуги только у той организации, которая хорошо управляется 8, с.32.
Что касается индекса удовлетворенности потребителя - в странах ЕС принята стандартная методика определения удовлетворенности потребителя — ECSI (Европейский индекс удовлетворенности потребителя). По этой методике, независимые организации - Европейское общество по качеству. Европейский фонд качества и некоторые другие — опрашивают потребителей, используя специальные анкеты, и публикуют данные опросов: в прессе, в сети Интернет и т.д. Индекс измеряется в процентах, для средних организаций он составляет 65% и выше, а для лидеров рынка - порядка 80% 8, с.32, 33.
Конечно, никто не мешает туристским агентствам и туроператорам самим опрашивать своих потребителей и определять их степень удовлетворенности, что строго требует стандарт ИСО 9001-2000. Но степень доверия потребителей к независимой оценке удовлетворенности, конечно, выше 8, с.33.
В России практика независимого определения индекса удовлетворенности потребителя по методике ECSI или ACSI (Американского индекса удовлетворенности потребителей) только начинает внедряться 8, с.33.
Премия в области качества также способствует признанию туристской организации на рынке. Старейшей и самой престижной, является премия имени Э. Деминга в Японии. Она присуждается с 1951г. в четырех номинациях — лучшая японская компания, лучшая иностранная компания, лучший японский менеджер, лучший иностранный менеджер. Престижна Европейская премия качества. В ней могут участвовать и российские предприятия. В России действует национальная премия качества - Премия правительства России. Ее критерии практически совпадают с критериями Европейской премии.
Информация о работе Качество обслуживания в туристских фирмах