Исторя развития сервисной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: Дать оценку историческому развитию сервиса в России.
ЗАДАЧИ: 1.Отследить сущность, роль и предпосылки развития сервисной деятельности в России.
2. Проклассифицировать основные виды сервисных услуг.
3. Осветить этапы становления Российского сервиса в переходный период и на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3-4 стр.
1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………………………4-6 стр.
2. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…6-10 стр.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ………………………………………………… 10-22 стр.
4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ ……………………………………………………………….. 22-24 стр.
5. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО СЕРВИСА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ……………………………………………………………….. 24-28 стр.
6. РАЗВИТИЕ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………….. 28-40 стр.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 41-43 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа содержит 1 файл

курсовая по сервисологии.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

 Примечательно,  что в меняющейся ситуации  многие сервисные организации и учреждения социокультурного профиля, продолжая работать на базе бюджетно-государственного финансирования, вынуждены были активно осваивать новые виды и формы обслуживания. Особенно примечательно в этом отношении улучшение библиотечного и музейного обслуживания. 

 Музейные  центры страны на сегодняшний  день заняты поиском новых  форм обслуживания, способных привлечь  в них многочисленных посетителей.  Речь идет не только об обновлении  экспозиций, разработке новых экскурсионно-тематических  направлений работы. В этом плане примечательны более тесные связи музеев с образовательными центрами, турбизнесом, а также предоставление посетителям более широкого диапазона дополнительных услуг (продажа печатной, сувенирной продукции и т.п.) современного типа. 

 Рассмотрим  еще одну инновацию в российском  туризме, связанную с появлением  новой разновидности культурного  туризма — с организацией цивилизационных  туров. Новое здесь относится  к наиболее сложному аспекту  организации туризма — содержательному  наполнению туристского маршрута, обобщенному видению культуры, с которой знакомятся путешественники на примере конкретной местности и исторических памятников. В рамках целостного представления о культуре особым образом организуется весь маршрут и строится содержание экскурсий. 

 Повышенная  потребность отечественного сервиса  в инновациях особенно остро  ставит проблему освоения российскими  предприятиями сферы услуг инноваций  в организации услуг и формах  обслуживания потребителей, идущих  к нам из мировой практики. Эта тема столь обширна, что ниже она еще не раз будет затронута. В данном случае отметим лишь, что, когда инновации идут к нам из практики сервиса других стран, их освоение далеко не всегда происходит сразу и без потерь. Те перспективные виды обслуживания, которые развивались в советский период и которые на первый взгляд без труда можно было интегрировать в коммерческую среду, на самом деле далеко не всегда поддавались подобной трансформации по многим причинам. 

 Рассмотрим  трудности внедрения новых направлений  обслуживания на примере такого сложного сегмента услуг в рамках консалтинга, как венчурный бизнес, т.е. бизнес, продвигающий в производство рискованные научные разработки. В том случае, когда внедрение научной разработки оказывается удачным, экономический эффект намного перекрывает все предварительные расходы. 

 Венчурный  бизнес выступает одним из  прародителей нынешнего этапа  научно-технической революции, который  смело продвигает эффективные  научные разработки в любую  сферу практики. Казалось, что в  России, у которой после распада СССР осталась основная часть научно-проектной элиты, этот вид сервиса может найти широкое применение. 

 Сегодня в  стране зарегистрировано 40 тыс. малых  предприятий (с общей численностью  в 200 тыс. человек), у которых  в уставе прописан вид деятельности: «наукоемкая продукция». Для первого этапа развития венчурного бизнеса это неплохое начало. Однако в год новой продукции эти фирмы производят всего лишь на 30 млрд рублей, что ничтожно мало в объеме производства сервисной деятельности и совершенно недостаточно для венчурного бизнеса. Вместе с тем к этим фирмам проявляют немалый интерес иностранные покупатели, готовые скупить (и скупающие) новые технологии. Да и у отечественного производственного бизнеса капиталы имеются. Однако российский венчурный бизнес прозябает. 

 Во-первых, никто  из отечественных бизнесменов  не спешит инвестировать научно-технический  прогресс. Психология современного  отечественного предпринимателя  сформировалась под влиянием  неустойчивой обстановки в России, когда надо было в максимально короткие сроки вернуть капитал с наибольшей прибылью. При этом качество и вид бизнеса не принимались во внимание. Инновационные же, проекты требуют тщательной научной экспертизы, серьезного исследования их коммерческих перспектив. 

 Здесь выступает на первый план второй тип препятствий для венчурного бизнеса: отсутствие рыночной базы его развития. В стране необходимо с нуля создавать проводящую сеть финансовых посредников, готовить профессиональных менеджеров в этой сфере, развивать адекватно капитализированный фондовый рынок, позволяющий конвертировать результаты предпринимателей в другие высокодоходные активы, и т.п. Но в России эти компоненты рыночной инфраструктуры пока не сложились. 

 Все приведенные  выше примеры об освоении инноваций в условиях реформ свидетельствуют о наличии в российской сфере услуг творческого потенциала, который в условиях кризиса не остается втуне, но требует определенных условий для своего развития. Преодоление кризиса в российской экономике позволит и сфере услуг более широко осуществлять и использовать достижения мировой практики сервиса во всем их объеме и многообразии форм. 

 В нашей  стране существуют крупные рекламные  компании, которые являются ассоциированными  членами международных рекламных  сетей. Вместе с тем Россия сегодня является единственной страной в Восточной Европе, где ведущие позиции принадлежат не зарубежному, а национальному рекламному бизнесу. 

 Говоря о  крупном бизнесе в отечественном  сервисе наших дней, нельзя назвать  его широко распространенным явлением; лидирующее место в российской сфере услуг занимает средний и малый бизнес. Средние и малые предприятия приобретают широкое функционально-целевое назначение — строительные предприятия, торговые и посреднические организации, фирмы бытового обслуживания, правового и семейного консультирования, туристические и рекреационно-оздоровительные агентства, структуры шоу-бизнеса и т.п. 

 В начале  российских реформ особые надежды  были связаны с развитием малого  предпринимательства, которое во  многих странах является своеобразным мотором экономических преобразований. Поэтому подробнее рассмотрим особенности функционирования в сфере услуг малого бизнеса. 

 В настоящее  время в стране действует Федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14.06.1995 г. Малое предпринимательство может иметь место только на частном предприятии или на предприятии, в уставном капитале которого доля государственной и муниципальной собственности не превышает 25%. 

 Согласно российскому закону, к малому предпринимательству относятся предприятия со следующими количественными показателями по числу работников: промышленность, строительство, транспорт — 100 человек; сельское хозяйство, научно-техническая сфера — 60 человек; оптовая торговля — 50 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание — 30 человек; остальные отрасли и другие виды деятельности — 50 человек. 

 В конце  90-х годов структура услуг малого  бизнеса имела следующий вид.  Из объема услуг малого предпринимательства значительная доля (37,6%) приходилась на бытовые услуги. Затем следовали услуги пассажирского транспорта (17,0%), услуги правового характера (16,0%). Вслед за этим по убывающей располагаются услуги связи, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта, медицинские, ветеринарные, системы образования, прочие услуги. 

 Говоря об  относительно небольшой численности,  о невысоких объемах работ  малого бизнеса в сфере услуг  и вместе с тем о внушительном  потенциале развития в дальнейшем, необходимо учесть следующее. В российской экономике помимо МП (организационных структур, приобретающих административно-правовые параметры деятельности) к малому бизнесу относят также индивидуальных предпринимателей, которые трудятся без образования юридического лица. Сегодня подавляющая доля малых предприятий в российской сфере услуг состоит из бизнесменов-одиночек. В некоторых регионах страны 80-95% предприятий малого бизнеса представлено предпринимателями без образования юридического лица. 

 Нежелание  юридически фиксировать структуру малого бизнеса чаще всего вызывается следующими обстоятельствами: сложностями регистрации; трудностями административно-правового, информационного

характера; отсутствием  квалифицированных кадров; повышенным уровнем рисков самого разного плана. 

 Малое предпринимательство  в сфере услуг пока существует  у нас в недостаточных размерах, а также в простых организационно-правовых  формах. Оно сгруппировано лишь  в отдельных секторах сервиса,  что не позволяет расширять  его видовое многообразие. Достигнув  численного пика развития в 1997—1998 гг., малый бизнес вслед за этим уменьшил масштабы. В настоящее время число занятых в нем заметно не увеличивается. 

 Особенности  регионального развития отечественной  экономики серьезно тормозят  развитие коммерческого сектора услуг. Сервисный бизнес в настоящее время тяготеет в основном к столицам и к ряду крупных промышленных центров, крайне медленно (особенно это касается малого бизнеса) проникая за Урал, на Дальний Восток, на северные территории страны. 

 В рассматриваемый период в отечественную сферу сервиса стали широко внедряться зарубежные производители услуг. В связи с этим следует отметить проникновение на наш рынок услуг крупных зарубежных фирм—производителей высокотехнологичной продукции, прежде всего электронной. 

 Далеко не  все зарубежные фирмы могли  пережить ухудшение экономической  обстановки, некоторые после 1998 г.  покинули Россию. 

 Создание  в практике нашего сервиса  крупных производственно-предпринимательских  сетей в сервисе на основе  отечественных технологий и в рамках российских компаний пока не представляется возможным — формируются лишь отдельные звенья таких сетей. Некоторые российские фирмы пытаются создать нечто, сравнимое с сетевым предпринимательством. Они действуют преимущественно в крупных городах или только в Москве. 

 Отечественным  предпринимателям в сфере бизнеса  пришлось столкнуться не только  с продвинутыми мировыми образцами  сервисных продуктов. Экономическая  конъюнктура, которая складывается  во многих соседних с Россией  странах, стимулирует предприимчивых людей из ближнего зарубежья приезжать в нашу страну, где, по их представлениям, предоставляется неплохая возможность заработать. В крупных и средних городах страны сегодня действуют гастарбайтеры, а также группы предпринимателей из Украины, Закавказья, Китая, Вьетнама и других стран. 

 С одной  стороны, гастарбайтеры и предприниматели  из ближнего зарубежья позволяют  решать многие вопросы обеспечения  жителей городов страны товарами  и продуктами повседневного спроса, некоторыми услугами. С другой стороны, деятельность зарубежных диаспор во многих отношениях носит антиправовой характер, усугубляя в разных регионах России криминогенную обстановку и разрушая рост цивилизованного отечественного бизнеса в сфере услуг. 

 Огромным  бременем для современного российского сервиса, как и для всей отечественной экономики, выступает наличие масштабного теневого сектора. Но многие специалисты считают эту цифру заниженной. Теневое функционирование некоторых видов хозяйственной активности объясняется многими причинами, в их числе неудачные модели реформирования, несовершенные схемы налогообложения, прерывание в нашем обществе предпринимательской традиции и, конечно, организованная преступность. 

 Современная  сфера российского сервиса, во-первых, сама является источником, порождающим нелегальные виды предпринимательской активности. Именно в этой сфере удовлетворяются антиобщественные потребности в виде предоставления интимных услуг, распространения наркотиков, фальсифицированных лекарств, продуктов питания и спиртных напитков. Во-вторых, сфера услуг во многих случаях позволяет пускать в оборот финансы, нажитые преступным способом. 

 В качестве  криминогенных зон нашего общества, либо притягивающих теневые доходы, либо порождающих их, выступают  следующие области экономической практики: денежное обращение, отношения собственности (особенно собственность на землю, предприятия, недвижимость), внешнеэкономическая деятельность и ряд других. Если иметь в виду сферы сервиса, то здесь криминогенными зонами выступают такие сегменты и виды услуг, как банковское обслуживание, строительство, торговля, услуги общественного питания, шоу-бизнес и ряд направлений культурного сервиса (в частности, запись и распространение компакт-дисков). Все это делает указанные сегменты сервиса пространством повышенного риска для предпринимательской деятельности. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Сервисная деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей вносит большой вклад  в экономику государства, в промышленно-развитых странах на долю сервисной деятельности приходится более половины валового внутреннего продукта. Сервисная деятельность обеспечивает рост экономического потенциала страны, а также трудовую занятость населения, экономию времени и денег потребителей, повышение качества жизни людей, способствует развитию производства.

Информация о работе Исторя развития сервисной деятельности в России