Историко-культурный туризм в России: становление, современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3



1. Историко-культурный туризм в России……………………………………………..4-9.



1.1. Понятие историко-культурного туризма……………………………………...6-9



2. Развитие историко-культурного туризма………………………………………….10-12



3. Современный историко-культурный туризм в России…………………………....13-19



3.1. Туристический потенциал России………………………………………………13



3.2. Индустрия гостиничного дела и питания……………………………………….14



3.3. Индустрия транспорта…………………………………………………………….15



3.4. Особенности внутреннего российского тур рынка на современном этапе...16-18



3.5. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России…………………..





Заключение………………………………………………………………………………..20



Список литературы………………………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     2. Исторический туризм. Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.

     3.Туризм архитектурной культуры. Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт- Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитектуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае.

     4.Туризм тематических парков культуры. Тематические парки (Theme Parks) являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней (Walt Disney) создал Диснейланд (Disneyland), открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» (The Universal Studio Tour) Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно.

     Развитие тематических парков в Китае прошло две стадии. В конце 80-х годов прошлого века тематические парки были созданы по темам имитации древней культуры Китая, культуры других народов и разных стран мира. Главным тематическим парком стал «Прекрасный Китай», созданный в современном городе Шэньчжень. «Прекрасный Китай» занимает площадь 300 тыс. кв. метров, в его обустройство вложено 12,2 млн. долл. США. Он является самым крупным тематическим парком по величине и оборудованию в мире с полным набором тематических экспозиций об истории, культуре, искусстве и древней архитектуре Китая. Он был открыт в сентябре 1989г., и в конце 1991г. уже полностью окупил все затраты. С 1990 по 1993г.  «Прекрасный Китай» принимал по 447 тыс. иностранных туристов ежегодно. Большую популярность получили тематические парки «Окно мира» в городе Пекин и «На реке в День поминовения усопших» в городе Кайфин провинции Хэнань. В настоящее время тематические парки культуры как вид индустрии рекреации уже стали ведущей частью историко-культурного туризма Китая.

     5.Туризм городской среды и культуры. Города как места сосредоточения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и формируют туристический рынок первого класса для иностранных туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.

     6.Музейный туризм. Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой привлекательностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями. Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Развитие историко-культурного туризма в России.

     Я считаю, что развитие городов как туристических центров должно включать семь функциональных систем. 1.Система туристической привлекательности. Включает настоящие достопримечательности, памятники и достопримечательности культуры, нравов, истории и т.п. города. Она должна в полной мере представлять характерные черты и культурное содержание города.2. Система обслуживания. Функция системы направлена преимущественно на качественное обслуживание ресторанов. 3. Система транспорта. Функция данной системы проявляется в двух аспектах: она должна представлять туристам хорошие условия для посещения города и перемещений по городу; в тоже время транспортная система является важной планировочной особенностью города. 4. Система знаков указателей. Система знаков является важной частью интернационализации города, включая проектирование знаков, систему их объяснения и систему объясняющих языков. Система объясняющих языков очень важна. В принципе, английский язык является основным для иностранных туристов. Кроме того, применительно к конкретной языковой атмосфере разных стран туристам нужен второй язык. Например, в странах СНГ можно использовать английский и русский языки как основные языки системы объяснения, чтобы удовлетворить запросы иностранных туристов. 5. Система контроля качества обслуживания.6. Система поддержки инфраструктуры города. 7. Система страхования и личной безопасности туристов. Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должны обладать своим стилем. По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют, прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержание культуры.

     Города, которые обладают характерными чертами истории и культуры, могут подразделяться на следующие модели развития:

     1.Комплексный центр. Города являются совокупностью центров культуры, политики, экономики, науки, образования стран или регионов. Такими, в частности, являются столичные города: Пекин, Москва, Киев, Париж, Рим и т.д. Для рационального развития этих городов, очень важной задачей является претворение в действительность принципов устойчивого развития, сохранять историко-культурные памятники и вместе с тем не ограничивать развитие экономики годода. Например, город Кайфин провинции Хэнань является известным туристическим городом Китая, имея славное звание «Древний город семи династий». В истории Китая здесь семь раз была столица Китая, особенно в период северной Сун (960-1027). Кайфин (тогда его называли Тунцзин – восточная столица) был одним из самых оживлённых, развитых и больших городов в мире. Чтобы сохранить памятники древнего города, городское правительство решило размещать новые предприятии промышленности преимущественно с новыми технологиями только в западной части города. Кайфин является удачным примером согласованности противоречивых интересов между экономическим развитием и охраной культурно-исторических памятников в туристических городах.

     2.Историко-культурный центр. Города являются как местами сосредоточения историко-культурных памятников, так и мировыми известными центрами курортного туризма. Например, Одесса – крупный центр рекреации – курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Одессы формирует сильную привлекательность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет Одессе становиться известным туристическим городом мира.

     3.Экономический центр. Важнейшей характерной черты данного вида туристических городов являются развитая экономика, совершенная инфраструктура, современный стиль жизни городов. Для них очень важной задачей является ускоренное развитие экономики и улучшения условий жизни населения. Города Шанхай и Шэньчжень в Китае стали лучшими примерами туристических центров такого типа. Иностранные туристы вспоминают их как сочетание «развитых городов» и «прекрасных мест туризма». В 1995г.  министерство туризма Китая вместе с другими заинтересованными ведомствами организовало «Определение отличных городов туризма Китая», в результате чего в 1998г. утверждены первые 54 городов в звании «Отличных городов туризма Китая», а в 1999 г. – ешё 127 городов. Большинство «отличных городов туризма» являются развитыми экономическими центрами.

     4.Монофункциональные города культуры и истории. Такие города представляют собой высокую историко-культурную ценность. Другие функции – политические, экономические, научные и образовательные, транспортные, и т.д. в них развиты слабо или же отсутствуют. Обычно они являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и поэтому обладают большим преимуществом для привлечения иностранных туристов. Например, древний город Пинъяо провинции Шаньси был самым важным финансовым центром Китая 160 лет назад. Здесь в полной мере сохраняются древние стены и оригинальные здания древнего города. Величественные стены и здания города строили строго по системе ритуала. В 1997г. древний город Пинъяо был включен в «Список мирового наследия» ЮНЕСКО. В настоящее время он уже стал популярной достопримечательностью мира.

     Существенное развитие историко-культурного развитие дает строительство центральных зон рекреации и коммерция туристических городов. Строительство центральной зоны рекреации и коммерции – ЦЗРК (Center of recreational and commercial district - CRCD) значит, что каждый город должен располагать своим привлекательным кварталом, который полно выражает свой исключительный стиль культуры и жизни жителей данного города. ЦЗРК как важная часть функциональной структуры города должна стать ярким знаком туристического города и важным районом туризма. Другими словами, ЦЗРК должна быть много аспектной, комплексной, многофункциональной. Она выделяется как красивая и интересная часть города, которая интересна приезжающим туристам и которая популярна как рекреационная зона для местных жителей. Для туристических городов ЦЗРК является «душой города».

     ЦЗРК туристических городов должна включать следующие необходимые элементы: а) пешеходная улица, а то и пешеходный квартал города, как улица Дерибасовская в Одессе (Украина); б) места развлечения как традиционной культуры, так и современной массовой для молодёжи; в) локальную торговную сеть; г) маленькие своеобразные бары; д) центры и площадки для выступлений, конкурсов, традиционных праздников, и т.д.

     Рекреационная зона вокруг городов. Формирование рекреационной зоны вокруг городов зависит от величины городов и определяется их влиянием на пригородную зону. Для развития туристических городов это объективный и необходимый процесс. Рекреационная зона вокруг городов формируется на стыке города и пригорода. С помощью строительства рекреационной зоны вокруг города можно значительно нарастить его туристический потенциал и обеспечить долгосрочное развитие города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       Современный историко-культурный туризм в России.

 

3.1. Туристический потенциал России

     Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 – местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

     На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 – как объекты культурно наследия.

     Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

     Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.

     В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты.

     Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты[7].

 

 

3.2. Индустрия гостиничного дела и питания

Информация о работе Историко-культурный туризм в России: становление, современность