Современное состояние туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 02:32, реферат

Описание работы

Современное состояние туризма в России характеризуется тем, что отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих мировым стандартам из-за резкого падения достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг и значительного несоответствия потребностям населения. Установить определенные отличия в развитии данной фирмы позволяет ее конкурентоспособность. Данная относительная характеристика по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности способствует развитию и совершенствованию туристского бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Введение

Современное состояние  туризма в России характеризуется  тем, что отмечаются высокие темпы  строительства туристских объектов, отвечающих мировым стандартам из-за резкого падения достигнутых  ранее объемов предоставления туристских услуг и значительного несоответствия потребностям населения. Установить определенные отличия в развитии данной фирмы позволяет ее конкурентоспособность. Данная относительная характеристика по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности способствует развитию и совершенствованию туристского бизнеса.

Туристский  рынок России только начинает свою структуризацию, но уже можно предполагать, что в ближайшие несколько лет выделится ряд сильных операторских компаний, которые и составят основу многопрофильной работы рынка.

Маркетинговое исследование позволяет проследить за изменениями, происходящими на рынке  туристских услуг, следовательно, рекомендовать  турагентству увеличить конкурентоспособность  турпродукта и расширить спектр предложений турфирмы.

Создание эффективных  условий для работы туристских организаций  является неотъемлемой частью при формировании и совершенствовании законодательной  базы, и развитии предпринимательства  в сфере туризма. Продвижение  России на мировом туристском рынке способствует развитию инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке, укреплению материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций, а также эффективному решению вопросов сохранения историко-культурного наследия для возрождения массового социального туризма к родной стране.

В мировой практике основной формой политики является создание ассоциаций туристских фирм. Данные общественные организации являются конкурентоспособными, что является серьезным стимулом для расширения рынка потребительских услуг и обеспечения роста занятости в сфере туризма. Данные общественные организации способны быстро и гибко реагировать на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально и профессионально разбираться в организации процесса предоставления услуг, поскольку решающее значение в развитии туризма играет привлечение большего количества клиентов.

В действительности сложилась недостаточно эффективная  система государственного регулирования сферы туризма, что открыло возможности для недобросовестной конкуренции и нарушения прав потребителей, а острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствие системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках стали объективной предпосылкой для создания ассоциации туристских агентств.

В связи с  этим, остро встает проблема укрепления и развития сферы туристского  бизнеса для обеспечения соответствующего уровня качества туристских услуг и разработки эффективной современной модели конкурентоспособного отечественного туризма на мировом туристском рынке. Проблема поиска методов построения эффективной системы управления, способствуют дальнейшему обслуживанию туристов, а в целом и развитию туристской организации в индустрии мирового туризма.

Необходимость развития сферы туризма способствует повышению конкурентоспособности, поскольку за счет туризма создаются  новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, что играет важную роль в решении социальных проблем.

Целесообразным  представляется использование комплекса разработанных подходов, моделей и процедур в практике, позволяющих каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, четко соответствовать и отвечать мировым стандартам и, как следствие, сделать российский туризм конкурентоспособным.

Цель работы: разработка и описание мероприятий  по повышению конкурентоспособности  туристской организации.

Реализация  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

1. Провести сравнительный  анализ развития туризма, особенностей  туристской деятельности в зарубежной и отечественной литературе, влияющие на оценку конкурентоспособности туристских организаций;

2. Рассмотреть  механизмы формирования конкурентоспособных  туристских фирм с учетом потребительских  предпочтений туристов;

3. Предложить комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности туристской организации.

Объект исследования: туристская фирма Спутник, ЗАО, туристско-транспортная корпорация и туристическое агентство  Котрес.

Предмет исследования: мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности туристской фирмы.

Исследование  проводилось с ноября 2009 г. - май 2010 г.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных ученых А.Ю. Александровой, И.Т. Балабанова, А.А. Берестового, Н.А. Восколовича, Г. Харриса, Д. Гилберта, К. Купера, Р. Ланкара, А.Д. Чудновского по проблемам обеспечения конкурентоспособности туристского бизнеса и исследованию потребительских предпочтений при формировании комплексных туристских услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации по регулированию туризма, а также официальные материалы Всемирной туристской организации (ВТО).

В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа.

Практическая  значимость работы заключается в  разработке комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности  туристской организации, направленной на совершенствование, ее устойчивое развитие и функционирование в рыночных условиях.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы.

1. Туристские  организации на рынке туристических  услуг

1.1 Особенности развития туристских организаций в России и за рубежом

Развитие техники  и технологий производства способствовало повышению благосостояния населения  стран, что в свою очередь положительно повлияло на развитие туризма. Характерными тенденциями которого начиная с 80-90-х гг. стало увеличение спроса на туристские услуги в связи с многообразием туристского продукта, рассчитанного на людей с разным материальным достатком, различными интересами, целями и требованиями к уровню сервиса.

Анализируя  тенденции развития туризма можно выделить причины, определившие основные направления в истории развития туризма: развитие автомобильного и авиатранспорта, начала систематизации сбора данных по туризму в мировом масштабе (50-е гг.), разрешения социально-политических конфликтов, начало развития туристских контактов стран (70-е гг.), развитие крупных корпораций и предприятий питания в странах с благоприятной для развития туризма обстановкой (90-е гг.). К началу XX в. политические, экономические, технические, культурологические и социальные факторы способствовали интенсивному развитие туризма. Среди этих факторов наибольшее положительное влияние оказали развитие транспорта, повышение комфортабельности, развитие средств информации и коммуникации.

Рынок - это сфера  обмена. На туристском рынке - туристские услуги. Они представляют собой деятельность различных туристских предприятий (гостиниц, ресторанов, перевозчиков, предприятий досуга, организаторов путешествий) по удовлетворению путешественников за счет туристских услуг. Деятельность туристских фирм как организаторов путешествий и обслуживания туристов занимают центральное место в системе рыночных экономических отношений в туристской индустрии.

Туристский  рынок - это некий механизм взаимодействия покупателей и продавцов туристских услуг. В отличие от обычных товарных рынков туристский рынок не несет в себе движения товаров от продавцов к покупателям, поскольку покупатели перемещаются к месту назначения сами с целью получить зарезервированные услуги. Несмотря на свою значимость, именно эта сфера рыночных отношений в индустрии туризма до настоящего времени остается недостаточно изученной и освещенной. Целесообразно представить текущее состояние туристского рынка по основным экономическим показателям, раскрыть основные тенденции развития рынка предложений туристских услуг, а также определить значимость конкурентоспособности туристских организаций и динамику спроса на туристские услуги.

Федеральный закон  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007 г. №12-ФЗ в статье 1 определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) и постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [20].

Развитие учения о туризме тесно связано с  историей туризма, поскольку изучение туризма как науки занимались непосредственно путешественники. Подобные учения соответствовали характеру того времени, в котором непосредственно осуществлялись путешествия, а по мере расширения торговой деятельности и завоеваний, представители знатных сословий все чаще отправлялись в поездки не только с торговыми и дипломатическими целями, но и с целью развлечений. В связи с этим, важно рассмотреть исторический фундамент науки история туризма.

Изначально  термином, характеризующим перемещение  людей в пространстве, независимо от цели такого перемещения являлось путешествие. Путешествие - передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями. До XIX в. путешествия были одним из основных источников получения сведений о странах (их природе, населении, истории, хозяйстве), общем характере и очертании поверхности Земли. При этом туризм являлся разновидностью путешествий.

Туризм, по определению  М.Б. Биржакова, это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 12 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Человека, совершающего такое путешествие, именуют туристом [5].

Итак, туризм (от фр. tourisme, от tour) является весьма молодым  направлением в путешествии, но при этом имеет глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны уже с древних времен. Важно отметить, что уже с 1842 г. за рубежом было создано первое бюро путешествий, основателем которого стал Кук, а с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, связанный с расширением туристского спроса.

В России развитие туризма начало приобретать массовый характер лишь после Второй мировой  войны, поскольку отдых начал  становиться для большинства  населения потребностью, а развитие авиапутешествий еще больше привлекло внимание потребителей. На основании этого туризм начал приобретать более сложную структуру, его начали изучать научные школы, одним из представителей является В.С. Преображенский.

Теоретическую и практическую важность туристских исследований представляет опыт развития за рубежом. Быстрыми темпами начинает расти массовый туризм, но внедренные в жизнь проекты стали подвергаться тщательному анализу и нередко критике. Экономисты, работавшие по программам международных организаций: ООН, Международного Банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, все больше исследовали значение туризма. Так, определенный рост интереса к проблеме туристских исследований со стороны Франции и Германии привели к возникновению в 1946 г. первого европейского периодического издания «Туристское Ревю».

Туризм в  современном обществе играет большую  роль, поскольку существует определенная тенденция, которая благоприятствует международному туристскому обмену. Так, возрастает значение социально-экономических факторов, это связано с тем, что в современном обществе все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. При этом важной материальной предпосылкой развития туризма явились расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств. Развитию туризма способствует расширение социального состава туристов за счет повышения культурного уровня, стремления людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов.

На развитие туризма оказали существенное влияние  и демографические факторы: постоянно  растущий взаимный интерес народов  в разных странах, имеющих единый или родственный язык, связанных  общностью истории и культуры (этнический туризм); повышенный спрос на участие в специализированном туризме, а также возрастающее число одиноких, тенденция к поздним бракам и рост числа бездетных семей [27].

На рост туризма  и расширение его социальной базы оказывают материально-технические факторы. Для международного туризма наиболее важно обеспечение связей между местными, национальными и международными средствами перемещения, потому возрастают требования к технической безопасности транспортных средств, которые превращаются в факторы, имеющие решающее значение в выборе туристами средства передвижения. Основными видами транспорта в туризме являются авиация, автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, а также поезда.

Развитие туризма  в России во второй половине XX в. привело к расширению международных туристских связей, поскольку для внутриполитической стабильности страны немаловажную роль играют мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами.

Информация о работе Современное состояние туризма в России