Культурный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных туристских мотивов. В мире возрастает количество туристских поездок с культурно – познавательными целями. Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы культурного туризма как ресурса регионального развития, а также влияния на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Культурный туризм 4
1.1. Понятие и характеристики 4
1.2. Элементы культуры 8
2. Культурный туризм в современности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

истор.docx

— 40.97 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Культурный туризм 4

1.1. Понятие и характеристики 4

1.2. Элементы культуры 8

2. Культурный туризм в современности 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

ВВЕДЕНИЕ

Природная любознательность туриста  в отношении различных уголков  мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных туристских мотивов. В мире возрастает количество туристских поездок с культурно – познавательными целями.  Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы культурного туризма как ресурса регионального развития, а также влияния  на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения. Это связано с тем, что в современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка.

Потребность в изучении и развитии сферы культурного  туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом - культуры других народов. Более полное представление  об этих сторонах человеческой жизни  формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря культурному туризму.

Актуальность объясняется тем, что, современный период является периодом развития новых тенденций в культурной жизни, возрождаются ранее забытые  имена, памятники и события, по –  новому оценивается историческое наследие. И поэтому для большинства  российских регионов ориентация на культурный туризм становится одной из реальных возможностей экономического, социального  и культурного подъёма.

  1. Культурный туризм

1.1. Понятие и характеристики

Туризм является одной  из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.

Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны, подразумевает туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны). Международный туризм включает  в себя:

    • въездной туризм (предоставление туристских услуг иностранным туристам);
    • выездной туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в другой стране).

На сегодняшний день каждый человек сможет легко и просто подобрать себе вид туризма, в  соответствии с его представлениями  о идеальном путешествии:

    • Деловой туризм – путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования.
    • Рекреационный туризм – это туризм с целью отдыха или лечения.       
    • Экологический туризм включает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией служат наблюдение и приобщение к природе.
    • Спортивный туризм подразумевает участие в спортивных мероприятиях или соревнованиях и т.д.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Культурный туризм – это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

Основой культурного туризма  является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

•    памятники археологии;

•    культовую и  гражданскую архитектуру;

•    памятники ландшафтной  архитектуры;

•    малые и большие  исторические города;

•    сельские поселения;

•    музеи, театры, выставочные  залы и др.;

•    социокультурную  инфраструктуру;

• объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного  искусства;

• технические комплексы  и сооружения.

Сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.

Раскроем специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма:

- культурно-исторический (интерес  к истории страны, посещение исторических  памятников и памятных мест, тематических  лекций по истории и других  мероприятий);

- культурно-событийный (интерес  к старинным традиционным или  современным постановочным культурным  мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них);

- культурно-религиозный (интерес  к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических  лекций по религии, знакомство  с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

- культурно-археологический  (интерес к археологии страны, посещение памятников древности,  мест раскопок, участие в археологических  экспедициях);

- культурно-этнографический  (интерес к культуре этноса (народа  и народности), объектам, предметам  и явлениям этнической культуры, быту костюму, языку, фольклору,  традициям и обычаям, этническому  творчеству);

- культурно-этнический (посещение  родины предков, знакомство с  культурным наследием своего  исконного народа, этнических заповедных  территорий, этнических тематических  парков);

- культурно-антропологический  (интерес к представителю этноса  в развитии, с точки зрения  эволюции; посещение страны с  целью знакомства с современной  «живой культурой»);

- культурно-экологический  (интерес к взаимодействию природы  и культуры, к природно-культурным  памятникам, посещение природно-культурных  ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

Культурное  самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культурный туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурного туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к познанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный  туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством  расширения ресурсов для привлечения  туристских потоков.

Уровень культурного развития может быть использован для создания благоприятного имиджа конкретного  региона на туристском рынке. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного  наследия должны быть представлены разумно  и творчески. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать  популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Важными переменными, влияющими  на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

    1. Элементы  культуры

Раскроем основные элементы культуры народа.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.

Музыка и танцы. Музыкальный  потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный  элемент национальной культуры. Практически  каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Однако следует помнить, что сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал  региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений  бережно относится к своей  истории как фактору привлечения  туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Литература. Литературные памятники  региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре.   Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.

Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека.

Индустрия и бизнес. Уровень  индустриального развития региона  является серьезным мотивом для  привлечении определенной категории туристов, особенно иностранных, интересующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т. п.

Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства может привлечь внимание фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. Например, Данию как мирового лидера в области свиноводства ежегодно посещают фермеры из разных стран. Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важным звеном в туристском обслуживании.

Образование. Высокий уровень  образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей  друг на друга формирует общемировой  стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как  правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты  давно стали туристскими достопримечательностями и самостоятельными объектами туристского показа. Помимо этого система образования является особенностью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности как основа обучающего туризма. Возможность получения престижного образования привлекает студентов из разных регионов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.

Информация о работе Культурный туризм