Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:49, курсовая работа
Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Историко-культурный туризм в России……………………………………………..4-9.
1.1. Понятие историко-культурного туризма……………………………………...6-9
2. Развитие историко-культурного туризма………………………………………….10-12
3. Современный историко-культурный туризм в России…………………………....13-19
3.1. Туристический потенциал России………………………………………………13
3.2. Индустрия гостиничного дела и питания……………………………………….14
3.3. Индустрия транспорта…………………………………………………………….15
3.4. Особенности внутреннего российского тур рынка на современном этапе...16-18
3.5. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России…………………..
Заключение………………………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………………………...21
Тема курсовой работы:
«Историко-культурный туризм в России: становление, современность».
Ульяновск 2010 г.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Историко-культурный туризм в России……………………………………………..4-9.
1.1. Понятие историко-культурного туризма……………………………………...6-9
2. Развитие историко-культурного туризма………………………………………….10-12
3. Современный историко-культурный туризм в России…………………………....13-19
3.1. Туристический потенциал России………………………………………………13
3.2. Индустрия гостиничного дела и питания……………………………………….14
3.3. Индустрия транспорта……………………………………………………
3.4. Особенности внутреннего российского тур рынка на современном этапе...16-18
3.5. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России…………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача историко-культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения.
Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.
Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.
В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На доля въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.
1. Историко-культурный туризм в России.
Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов.
Современные города выполняют множественные функции: политические; экономические; научно-образовательные; транспортные; информационные; культурные; туристические[1]. Для большинства городов мира характерна тенденция последовательного усиления туристических функций.
В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения туризм подразделяется на внутренний и международный.
Внутренний туризм – это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.
Международный туризм – это систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм)[2] .
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ даются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма.
Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.
Туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц не проживающих постоянно в РФ.
В литературе также дается определение внутренний турист. Это ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в статистике внутреннего туризма: - постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства, например, переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительство; - лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие; - лица, перемещающиеся между местностями в целях оплачиваемой работы или учебы; - военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей; - кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы; - транзитные пассажиры; - участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда; - члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда[3].
Государственная политика в сфере туризма – это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.
1.1. Понятие историко-культурного туризма.
Для классификации туристической деятельности существуют разные подходы.
По мнению американского учёного В.Смита (V.Smith), существуют шесть категорий туризма[4]: этнический туризм; культурный туризм; исторический туризм; экологический туризм; рекреационный туризм; деловой туризм. Украинский учёный Н.П.Крачило предложил шесть видов туризма[5]: курортно-лечебный; культурно-развлекательный (туристические путешествия, проводимые с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими и архитектурными достопримечательностями, посещения музеев, картинных галерей, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других объектов культуры); спортивный; познавательно-деловой; религиозный; промысловый. Русский учёный Н.С.Мироненко считает, что по главному мотиву рекреационная деятельность делится на следующие виды[6]: лечебная; оздоровительная и спортивная; познавательная (натуралистическая, культурно-историческая). Русский учёный В.А.Квартальнов считает, что мотивы в определённой степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя тур продукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов, и по цели путешествия предлагает следующие виды: отдых, досуг, развлечение; познание; спорт и его сопровождение; паломничество; деловые цели; гостевые цели. Он считает, что главная задача историко-культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения.
Я считаю, что классификация рекреационной деятельности должна быть многоуровневой. Туристические потребности основного уровня представлены ландшафтным туризмом, включая гуманитарные и природные ландшафты, который удовлетворяет потребности туристов в познании природы и культуры. Туристические потребности второго уровня – повышенного уровня, направлены на удовлетворение туристами потребностей в развлечениях. Специальный уровень туристической потребности включает любование памятниками культуры, курортно-лечебную деятельность, отдых, участие в конференциях, паломничество, научные экспедиции и т.д. Историко-культурный фактор является единственной постоянной аттрактивности во всех трёх уровнях туристических потребностей.
Так же, историко-культурный туризм представляет собой туристическую , которая определяется совокупностью факторов культуры и истории. По общем значению историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической притягательности. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма. Например, в Италии, в 1991 г. 36% всех туристических посещений в Средиземноморский бассейн приходилось на него. Основные туристические ресурсы Италии – горы, озера и культурные и исторические ценности, в первую очередь, привлекают иностранцев, а не местных туристов. Среди главных мотивов прибытия в страну 45% иностранных гостей отмечают её культурно-исторические ценности, 43% – климат , 27% – природу и около 30% – комбинацию всех предыдущих.
Для формирования туристической притягательности историко-культурный туризм должен содержать следующие аспекты:1. Туризм искусств и литературы. Известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.д. 2. Исторический туризм. Памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры; древние города, развалины древних городов; памятники военной культуры (крепости, оборонные стены и валы, места битв и сражений и т.п.). 3. Туризм архитектурной культуры. Архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые сооружения и храмы; малые архитектурные формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни и обелиски); гидротехнические сооружения (плотины, каналы, гидроэлектростанции); портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура. 4. Туризм тематических парков культуры. Искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные). 5. Туризм городской среды и культуры. Городская среда и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация и застройка городов. 6. Музейный туризм. Музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и презентации.
А теперь рассмотрим конкретно каждый пункт.
1. Туризм по знакомству с искусством и литературой. Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь» не только был включен в «Список рекомендованных книг для школьников» министерства образования Китая, но и был важной причиной привлечения многих китайских туристов в Украину. Прекрасные стихотворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию. Известно, что китайский древний философ Лаоцзей написал пятитысячную словную книгу, которая называется «Канон нравственности». В этой связи возникла известная достопримечательность – «Тэйчжугун», находящая в пригороде Саньмэнщя провинции Хэнань Китая, которая является местом написания этой книги Лаоцзеем. Древнекитайского философа Конфуция назвали «учителем человечества», его книга «Лунь юй» является частью основ «Этики». До сих пор родина Кунфуция – город Чюйфу провинции Шаньдун Китая является одной из самых популярных достопримечательностей Китая, и архитектурные ансамбли (включая Кунфу – место жительства Кунфуция, Кунмяо – храм Кун и Кунлинь – мавзолей Кун) были включены как культурные ландшафты в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (UNESCO).
Информация о работе Историко-культурный туризм в России: становление, современность