Исторические аспекты формирования дизайна гостиниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Индустрия туризма и гостеприимства занимает важное место в экономике многих стран мира. В современной России гостиничный комплекс рассматривается как важнейший элемент социальной сферы, который играет существенную роль в повышении эффективности общественного производства. Услуги, предоставляемые индустрией гостеприимства, выступают средством оздоровления, обеспечения не только материального, но и морально-психологического комфорта людей, удовлетворения эстетических запросов.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 28.69 Кб (Скачать)

Введение

 

Индустрия туризма и гостеприимства занимает важное место в экономике многих стран мира. В современной России гостиничный комплекс рассматривается  как важнейший элемент социальной сферы, который играет существенную роль в повышении эффективности  общественного производства. Услуги, предоставляемые индустрией гостеприимства, выступают средством оздоровления, обеспечения не только материального, но и морально-психологического комфорта людей, удовлетворения эстетических запросов.

Зарубежные  и отечественные ведущие специалисты  в области гостиничного бизнеса  подчеркивают, что в современных  условиях высшей целью деятельности в сфере индустрии гостеприимства является прежде всего удовлетворение нужд клиента, и только потом - повышение доходов ее предприятий. Все организационные уровни предприятий должны участвовать в процессе выявления клиентов и находить способы не только удовлетворить эти ожидания, но и превзойти их.

 

 

 

1 Фирменный стиль

 

Начало  формирования элементов фирменного стиля как явления можно отнести  к концу XIX в. Это время, когда сосуществовали старые традиции путешествий как  вида досуга и новые формы гостиничного сервиса. Именно тогда на смену гостиницам со скромными названиями появились  роскошные отели со звучными именами - «Метрополь», «Палас», «Савой», «Гранд-отель». В обиход вошли слова комфорт  и дизайн.

Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео и др.), которые обеспечивают некое единство всех изделий и  услуг предприятия; улучшают восприятие и запоминаемость потребителями, клиентами, покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров  и услуг, но и всей деятельности предприятия, а также позволяют противопоставлять  свои товары, услуги и деятельность продукции конкурентов.

Фирменный стиль, как правило, отражает идеологию  компании и ее подход к бизнесу. Создавая фирменный стиль, всегда следует помнить о том, какое впечатление он должен производить. У фирменного стиля есть три функции:

  1. имиджевая - является наиболее важной, формирующей имидж (образ ) компании;
  2. идентификационная - отражает индивидуальность компании. Это своего рода «лицо», определяющее статус компании в ряду ей подобных и в то же время отличающее, идентифицирующее ее стиль;
  3. корпоративная - поддерживает и укрепляет внутрикорпоративную культуру.

Разработка  фирменного стиля компании включает следующие этапы:

  1. Составление технического задания, т. е. определение

информационной  нагрузки, которую должен нести фирменный  стиль.

    • Подробно изучается сфера деятельности компании вплоть до исследования сегмента рынка (при необходимости); образ, который должен создаваться в сознании потенциального потребителя.
    • Разрабатываются варианты товарного знака, логотипа, а также пакет фирменного стиля, который включает множество компонентов.
  1. Дизайнерская разработка:
    • фонотипа (названия) и логотипа (графического исполнения);
    • визуальных составляющих фирменного стиля;
    • оригинала построения логотипа в масштабно - координационной сетке;
    • цветового решения логотипа;
    • фирменного блока;
    • цветового решения фирменного стиля;
  1. Проведение патентных исследований.
  1. Правовая защита.

Согласно  определению, данному в словаре - справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис», фирменный стиль - это набор  словесных, графических, цветовых, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое  единство товаров и услуг, всей исходящей  от фирмы информации, ее внутреннего  и внешнего оформления. Таким образом, фирменный стиль - это не только совокупность приемов, обеспечивающих единство по всем товарам и услугам предприятия, запоминаемость потребителями всех его товаров, но и средство формирования имиджа компании, а также определенный «информационный носитель», так как стилеобразующие компоненты обеспечивают возможность потребителю товаров и услуг идентифицировать и находить именно удовлетворяющие его товары, услуги и предложения, формируя при этом положительное отношение к компании. Удачно сформированный фирменный стиль повышает конкурентоспособность предприятия.

 

2 Дизайн предприятий индустрии  гостеприимства

 

Дизайн (от англ.design - замысел, проект, чертеж, рисунок) - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле понятие «дизайн» означает художественное конструирование. Интерьер (от фр. interieur - внутренний) - это внутреннее пространство помещения, его устройство и убранство. При этом важна гармония - закономерное сочетание всех элементов интерьера, а также вкус и понимание общего стиля предприятия. Высокая культура дизайна в оформлении интерьера современных предприятий индустрии гостеприимства связана с достижениями зарубежных и отечественных дизайнеров, и обусловлена не только стремлением людей к прекрасному, но и тем, что при этом возникают положительные эмоции. Хорошо известно, что от интерьера во многом зависят и настроение посетителей, и условия работы персонала. Таким образом, помимо эстетических функций, интерьер оказывает непосредственное влияние на уровень корпоративной культуры, обеспечивает физическую и психологическую комфортность.

Профессионально созданный интерьер предприятия  индустрии гостеприимства - это своего рода творческое произведение, в котором  взаимное соответствие отдельных элементов  обусловлено единым замыслом автора. Единство стиля в интерьере достигается  соотношением его компонентов (объемно- пространственного решения, цветовой композиции, приемов освещения и  декоративных элементов), которые взаимосвязаны. Например, расстановка мебели связана  с ее назначением и размерами  площадей помещений, освещение - с расстановкой мебели. Цвет стен, потолков и напольных  покрытий связан с цветом мебели. Освещение  влияет на цветовое решение интерьера.

 

 

3 Исторические аспекты формирования  дизайна гостиниц

 

Дизайн  гостиниц античного мира воссоздается по имеющимся сведениям о римской  цивилизации, возникшей более 2 тыс. лет назад. В Риме, основанном в VIII в. до н. э., в полной мере не сохранилось никаких изобразительных источников, но по деталям росписи, мозаике оснований стен, отдельным фрагментам можно воссоздать интерьер римских гостиниц. Это были одно - двухэтажные здания, без окон на первом этаже из-за соображений безопасности. Помещения предназначались для приема гостей и предоставления им пищи и отдыха. Сохранившийся пол первого этажа свидетельствует о том, что он был из утрамбованной земли, а на верхних этажах - глиняный. Использовались также шиферные и деревянные полы. Найдены фрагменты цветного вулканического стекла, вделанные в цементные полы наряду с плитками известняка.

В наиболее богатых гостиницах сохранилась  мозаика стен, сводов. В I в. до н. э. особую популярность приобрели картины - мозаики, составленные из крохотных кусочков мрамора, камня или отшлифованной гальки, которую брали с речных берегов. Мозаики создавались вдавливанием этих кусочков во влажную штукатурку. Широкое распространение имели мозаичные черно-белые композиции с геометрическим орнаментом. Часто изображались сцены из греческой мифологии, сельские пейзажи, декоративные натюрморты, животные. Комнаты для богатых украшались статуями, расписанными яркими красками. Стены облагораживались станковыми произведениями (картинами) и фресками (росписью по влажной штукатурке). Двери внутри помещений были редкостью. Вместо них использовались шерстяные или суконные ткани, которыми завешивался дверной проем.

В гостиничных  помещениях мебели было немного. Основной предмет - кровать или кушетка, в  изголовье которых делалось возвышение. Перины и матрасы набивались пухом или шерстью. Покрывалом служило одеяло. Роскошные обрамления кроватей часто украшались драгоценными металлами.

Римский образ жизни получил широкое  распространение и оказал большое  влияние на культуру гостиничного дела последующих эпох.              Раскопки в Древнем Египте и Греции показали, что уже тогда существовал внутренний двор, где находились вьючные животные: верблюды, лошади. Вокруг внутреннего двора располагались номера.

В период Средневековья для внутреннего  убранства жилых помещений и  гостиниц характерен готический стиль. Основным источником, свидетельствующим  об этом, является документ «Rela-tio de Zegatione Constantinopolitana» («Донесение о посольстве в Константинополь»).

Интерьер  гостиниц эпохи Ренессанса представлен  в живописи, где религиозные сюжеты помещены художниками в бытовое  окружение. Существенные изменения  в этот период претерпела архитектура  гостиниц: они росли вверх, принимали  форму башен; маленькие окошки уступали место большим застекленным плоскостям, пропускавшим потоки света, что было характерно для французских шато и отелей. Появились двери, богато декорированные растительными мотивами (листьями жимолости, грифонами), камины, окна, а также новые принципы взаимосвязи комнат. Большая часть помещений имела гладкие беленые стены, украшенные фресками и декорированные в нижней части, важным элементом декора были ковры.

Потолки также отделывались богатой лепниной, ленточным орнаментом или стилизованными языками пламени. Характерными были белые и слабо тонированные оштукатуренные стены с рельефными членениями из серого камня, четкая скульптура, богатое  убранство парадной лестницы. Выступающие  части камина отделывались резьбой, фруктовыми гирляндами. Пол из терракотовых плиток выкладывался разнообразными узорами  или глазурованными изразцами ярких  расцветок.

В XVII в. архитектура и дизайн гостиниц Европы плавно переходят от ренессансного к стилю барокко. Впервые мастерами изготавливались целые ансамбли обстановки, гармонично вписывающейся в интерьер. Все комнаты гостиницы украшались с роскошью и пышностью - подогнанные по размеру зеркала и картины в деревянных рамах, позолоченные панели, канделябры, кресла, угловые столы.

Потолки комнат расписывались в виде планет - Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, а  также украшались лепниной в фантастических вариациях. Дверные проемы делали из мрамора. Большое развитие во Франции  получило декорирование каминов  резьбой по дереву, золочением, лепниной.

Во второй половине XVII в. лепнина на стенах стала заменяться живописью, выполненной крупнейшими художниками из разных стран. Для гостиниц Франции характерно строительство галерей, с которых открывался вид на р.Сену. В гранд - апартаментах Версаля, которые декорировались художником Шарлем Лебреном (1671-1681 гг.), комнаты обтягивались зеленым или алым бархатом и являлись прекрасным фоном для богатой картинной коллекции в роскошных золотых рамах. Причем картины развешивались так, что составляли узор на стене. Потолки отделывались обильной лепниной, в росписи на сюжеты подвигов Геракла преобладали белый и золотой тона.

Аристократизм и сложность — типичная черта  в стиле рококо - выражены в дизайне  гостиниц XVIII в. Представителями великолепных французских мебельных мастеров являются Крессан, Годро, Дюбуа, Деланцо, Мартен Кармен. Рококо как стиль возник на итальянской почве. Характерными архитектурными линиями здания гостиницы являются полуокружность, овал, асимметричный причудливый выпукло - вогнутый рисунок; в интерьере преобладают сильно выраженные вертикали - камины, высокие зеркала, бронзовые канделябры.

В стенных  росписях, тканях появились драконы, экзотические птицы, фигуры китайцев, арабески - узоры, отличающиеся изяществом (гирлянды с птицами, маленькие девочки, стрелы), роскошные накладки из позолоченной бронзы.

В конце XVIII в. в дизайне гостиниц на смену стилю рококо приходят классицизм и неоклассицизм.

Франция унаследовала от эпохи классицизма  много гостиниц в стиле Луи XIII, Луи XIV. Комнаты отелей украшались кессонными сводами, прямоугольными проемами окон и дверей, часто без лепнины. В  декоре каминов появились этрусские  и египетские детали. Потолок был  плоский, простой. Двери, зеркала увенчивались ограниченным набором декоративных элементов - венками, гирляндами, простой  филенкой.

В гостиничных  номерах появились облегченная  кровать с балдахином и тонкими  стойками, шезлонг, кресло, шкаф в виде горки, бюро. Преобладающими цветами  были зеленый, розовый, пурпурный с золотистым акцентом, небесно- голубой.

 В  архитектуре зданий гостиниц  Европы появились алюминиевые  винтовые легкие детали. Конструкции  окон, дверей отличались особым  устройством, они были раздвижными,  вращающимися. Преобладающими цветами  стали серебристый, перламутровый, флуоресцентный. С концентрацией производства начал бурно развиваться капитализм. Появляются новые города, прокладываются новые пути сообщения, железные дороги. Капитализм совершил решающий переворот и в дизайне гостиничного хозяйства.

В архитектуре  начала XIX в. появляются стальные, железобетонные конструкции с широкими прямоугольными окнами, балконами, лоджиями и верандами. Для мебели остается характерным пластичность форм, индивидуальность решений, орнаментальность. Развитие капитализма в Европе дало толчок для строительства отелей дворцового типа.

В Москве гостиницы первоначально существовали в виде постоялых дворов и монастырских подворий. Первые гостиницы открылись  в середине XVIII в. В конце XVIII - начале XIX в. специальные здания для гостиниц были выстроены по проекту архитектора В.П.Стасова на Бульварном кольце, у Пречистенских, Никитских, Сретенских и Покровских ворот. В начале XIX в. в Москве было семь гостиниц, к его середине - уже несколько десятков. В начале XX в. - около 40 гостиниц (среди них «Националь», «Метрополь», «Савой» и др.). Крупнейшими были «Гранд-отель», «Боярский двор», «Новомосковская», «Европа», «Славянский базар». Большинство гостиниц находилось в пределах Бульварного кольца. После Октябрьской революции все гостиницы были национализированы, а некоторые из них - закрыты. В 1920-1930 гг. началось строительство первых советских гостиниц («Северной», «Москвы», «Киевской» и др.). В середине 50-х годов были сооружены гостиницы: «Алтай», «Восток», «Заря», «Золотой колос», «Останкино», «Турист», «Ярославская». В высотных зданиях были открыты гостиницы «Украина» и «Ленинградская». В 60-80-х годах гостиницы строились как в центре Москвы - «Россия», так и вне его - «Южная» и «Салют», «Юность», «Аэрофлот»; гостиничный комплекс в Измайлове, Дом туриста на Ленинском проспекте. В настоящее время среди крупнейших и наиболее комфортабельных гостиниц Москвы - «Балчуг- Кемпински», «Президент- отель», «Рэдиссон- Славянская», «Космос», «Белград», «Мариотт».

Информация о работе Исторические аспекты формирования дизайна гостиниц