Исторические аспекты становления родительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить феномен родительства

Объект исследования: родительство как психологическое образование личности.

Предмет исследования: психологическая готовность к родительству.

Задачи исследования:

Раскрыть понятие "родительство", историю возникновения и современные тенденции.

Рассмотреть феномены материнства и отцовства.

Определить психологическую готовность к родительству

Содержание

Введение

1. Исторические аспекты становления родительства

1.2 Тенденции развития института материнства

1.3Тенденции развития института отцовства
Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Тема институт родительства,феномен материнства и отцовства психологическая готовность.docx

— 37.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

1. Исторические аспекты становления родительства

1.2 Тенденции развития института материнства

1.3Тенденции развития института отцовства

Выводы

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание  себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние  общества, института семьи и психологическое  здоровье личности последующих поколений.

Родительство  играет значительную роль в жизни  конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой  для человека. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако при относительно активной разработке отдельных проблем материнства (А.Я. Варга, Д. Винникотт, М. Мид, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова) отцовство является практически  неизученным (Т.М. Афанасьева, К. Витакер, И.С. Кон, В.И. Кочетков, М. Мид, В.А. Сухомлинский). То же необходимо отметить и по отношению  к родительству в целом - в психологии нет четкого определения родительства, нет обоснования этого феномена с психологической точки зрения, за исключением исследования этнографического аспекта родительства (И.С. Кон) Это  и определило выбор темы курсовой работы: «Институт родительства.Феномен материнства и отцовства.Психологическая готовность к родительству.» 
 

Цель  работы: изучить феномен родительства

Объект  исследования: родительство как психологическое образование личности.

Предмет исследования: психологическая готовность к родительству.

Задачи  исследования:

Раскрыть понятие "родительство", историю возникновения и современные тенденции.

Рассмотреть феномены материнства и отцовства.

Определить психологическую  готовность к родительству 
 

Глава 1. История возникновения и современные тенденции родительства.

То, как условия  внешней среды и природные  задатки влияют на развитие личности детей, привлекало внимание исследователей с незапамятных времен. Со временем родительство стали рассматривать  не только как одно из «условий», влияющее на жизнь ребенка, но и как важный этап развития личности родителей. Толчком  к научному исследованию родительства стало появление психоаналитических теорий, диадического подхода, теорий зависимости и последовавших за ними разработок.

Для изучения влияния  условий жизни и состояния  родителей (в том числе и психологического) на их взаимодействие с ребенком создается перинатальная психология. Ряд фактов, отмеченных в исследованиях этой дисциплиной (например, внутриутробная память) не нашли объяснения среди имевшихся в то время научных наработок. Наряду с этим, проблемы родительских переживаний в Европейском обществе, которое как раз в этот период переходило на позицию детоцентризма, поставило новые вопросы для исследователя-психолога.

Первоначально предметом научного изучения стала  только одна часть психологии родительства — психология материнства. Это обусловлено тем, что именно с матерью связь ребенка первоначально особенно сильна. Как научное направление психология материнства появилась в Росси, благодаря трудам Г.Г.Филипповой.

Родительство стали активно изучать с позиций разных научных областей (медицинских, культурологических, генетических и т.д.).

Предметом изучения стала и роль отца, фигура которого в научных исследованиях первое время оставалась в тени. Благодаря  этим работам оформилась еще одна часть психологии родительства — психология отцовства. В научной и научно популярной литературе рассматривался теперь не ребенок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность. Обсуждение результатов работы ученых спровоцировали рост психологической грамотности населения и интерес к возможностям психологической помощи, подготовке к родительству, раннему развитию детей и т.п.

Современная концепция  психологии родительства основывается на идее о том, что родительство, должно рассматриваться с двух позиций:

  • роль, которую оно исполняет (обеспечение условий для развития ребенка);
  • часть личности женщины и мужчины (их потребности, ценности, мотивы, переживания и поступки, связанные с родительством).

Психология родительства — очень молодое направление  в науке, которое сотрудничает с  рядом разных научных сфер (имеет  междисциплинарную направленность) и характеризуется системностью подхода. Становление ее теоретической  модели и подтверждение экспериментальным  материалом продолжается.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Феномен материнства

На сегодняшний  день единого, однозначного понятия  «материнство» нет.

Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как  психосоциальный феномен: как обеспечение  условий для развития ребёнка, как  часть личностной сферы женщины.

Представители феминистского подхода (Е.А.Каплан, Э.Оаклей) объявляют материнство  существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.

Большая же часть  теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.

Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой  детерминирующее влияние оказывают  общественные нормы и ценности.

«Материнство, - утверждает итальянский психолог А. Минегетти, - в действительности всего  лишь исполнение женщиной заученной  с детства роли».

Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические  особенности, которые женщина имеет  как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого  таланта.

 
Изучение материнства в настоящее  время становится все более популярным. Данной проблемой занимаются социологи, медики, педагоги,
психологи и многие другие специалисты.

Необходимость изучения психологии материнства и  подготовки специалистов в этой области  обусловлена  бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отношений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетически ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной научной рефлексии как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррекции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где активно развивающийся социальный запрос на такого рода психологические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.

Если обобщать имеющиеся направления исследований, то можно обнаружить, что данный вопрос, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение  условий для развития ребенка  и как часть личностной сферы  женщины

Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери.

Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к  миру, общения, основных личностных качеств  ребёнка и его деятельности.

Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную и конкретно-культурную.

К видотипичным функциям матери относятся следующие.

1. Обеспечение  стимульной среды для пре- и  постнатального развития когнитивных  и эмоциональных процессов.

2. Обеспечение  условий (в форме разделения  деятельности с ребёнком) для  развития видотипичной структуры  деятельности.

3. Обеспечение  условий для возникновения прижизненно  формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном  взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.

4. Обеспечение  условий для освоения видотипичных  средств отражения в форме  формирования потребности в общении,  как системообразущих для сферы  общения.

5. Обеспечение  условий для развития мотивационных  механизмов.

Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим  функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций Филиппова  относит следующие.

1. Обеспечение  матерью предметной среды и  условий чувственно-практической, игровой  деятельности и общения, которые  способствуют образованию культурных  особенностей когнитивной сферы  и моторики.

2. Обеспечение  условий для формирования культурной  модели привязанности.

3. Обеспечение  условий для формирования культурных  особенностей социально-комфортной  среды.

4. Организация  условий (предметной, игровой среды,  общения) для формирования культурных  особенностей стиля мотивации  достижения.

5. Обеспечение  условий для формирования у  ребёнка основных культурных  моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства  и др.

Филиппова Г.Г. отмечает, что далеко не все эти функции  осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в  последние десятилетия, и, нет оснований  считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребёнка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребёнка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития.

Взгляд Филипповой Г.Г. относительно материнских функций  не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные  направления в психологии имеют  свой предмет исследования и в  зависимости от этого оценивает  и интерпретирует функции матери.

1.3Психологическая  готовность к материнству

Изучение готовности к материнству в последние  годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к  материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка  не проводилось. Поэтому вопрос о  ведущем факторе, обеспечивающем эту  связь, остаётся открытым.

При изучении психологической  готовности к материнству анализируются  изменения в жизни, ждущие женщину  с рождением ребёнка, которые  чрезвычайно глубоки.

Рождение ребёнка  принесёт много перемен, к которым  женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций.

Большинство авторов (Брутман В.И., Батуев А.С., Винникот Д.В., Минюрова С.А., Хамитова И.Ю), исследующих  проблему готовности к материнству, считают, что готовность к материнству  формируется на протяжении всей жизни. На процесс формирования влияют как  биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к  материнству имеет с одной  стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений  со своими родителями, сверстниками, мужем  и другими людьми.

Информация о работе Исторические аспекты становления родительства