Инновационные процессы в развитии туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение понятия инновационных процессов и их роль в деятельности туристского предприятия. Также целью является определение основных направлений совершенствования инновационной деятельности на туристическом предприятии.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
изучение теоретических основ инновационной деятельности в туризме;
оценка влияния различных факторов на инновационные процессы в сфере туризма;
оценка эффективности инновационных процессов на предприятии;
разработка направлений по совершенствованию инновационной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА……………………………………………………………………….…..5
1.1 Инновационные процессы в продвижении туристского продукта……………………………………………………….5
1.2 Влияние политических, экономических и социальных сфер на инновационные процессы в туризме…………………………7
1.3 Законы, регулирующие право в области информации и применении новейших технологий………………………….10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………..14
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧУП «Гулливер-тур»………………………………………………14
2.2 Статистические методы оценки эффективности……………17
2.3 Динамические методы оценки эффективности………………22
2.4 Исследование инновационной деятельности ЧУП «Гулливер-тур»…………………………………………………………….26
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «ГУЛЛИВЕР-ТУР»…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 102.79 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА……………………………………………………………………….…..5

        1.1 Инновационные процессы в продвижении туристского продукта……………………………………………………….5

        1.2  Влияние политических, экономических и социальных сфер на инновационные процессы в туризме…………………………7

        1.3 Законы, регулирующие право в области информации и применении новейших технологий………………………….10

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………..14

        2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧУП «Гулливер-тур»………………………………………………14

        2.2 Статистические методы оценки эффективности……………17

        2.3 Динамические методы оценки эффективности………………22

        2.4  Исследование инновационной деятельности ЧУП «Гулливер-тур»…………………………………………………………….26

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «ГУЛЛИВЕР-ТУР»…………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….35

 

ВВЕДЕНИЕ

     В Республике Беларусь предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инновационных процессов в области науки и техники, материального производства и менеджмента. Инновации — это ничто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

     Нововведения  характерны для различных сфер человеческой деятельности. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям экономического развития. Это касается и сферы туризма. Более того, туризм является частью социально-экономической системы общества, и не случайно в некоторых странах индустрию туризма включают в производственную деятельность.[13, с. 19]

     Там, где люди создают продукт, информацию, преобразуют их своим трудом, существует производство в различных формах. Авиакомпании используют самолеты, топливо, компьютерные системы бронирования билетов и предоставляют своим пассажирам возможность быстрого перемещения из одного конца страны в другой. Туристские фирмы обеспечивают знакомство с культурными ценностями и природными красотами, размещение и питание людей, дают им возможность отдохнуть и восстановить свои силы — все это тоже производство.

     Развитие  туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.[12, с.21]

     Инновационные процессы в туристском бизнесе могут выступать в самых различных формах, они имеют свои особенности, оказывающие влияние на его развитие.

     Целью написания данной работы является изучение понятия инновационных процессов и их роль в деятельности туристского предприятия.  Также  целью является определение основных направлений совершенствования инновационной деятельности на туристическом предприятии.

     Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:

  • изучение теоретических основ инновационной деятельности в туризме;
  • оценка влияния различных факторов на инновационные процессы в сфере туризма;
  • оценка эффективности инновационных процессов на предприятии;
  • разработка направлений по совершенствованию инновационной деятельности.

     Объектом  изучения в данной работе выступает  туристское предприятие

     Предметом изучения выступает инновационная деятельность в Республике Беларусь.

      Основным  источником практического материала, использованного при написании  курсовой работы, являются отчетные, статистические и оперативные данные организации.

 

ГЛАВА 1.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

    1. Инновационные процессы в продвижении туристского продукта

     Туристский  бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Поэтому надо сначала изучить опыт прошлого, соотнести его с настоящим, стать экспертом в своей области и лишь затем приступать к воплощению новых идей и внедрению инноваций.

     Одним из признаков успеха на рынке является увеличение рыночной доли. Исследования показывают, что не реклама и не активное продвижение продукта обеспечивают устойчивый рост доли рынка, а инновации  во всех направлениях туристской деятельности. Инновационные процессы проходят в межгосударственных и национальных системах управления туристской деятельностью; освоении новых технологий (электронная торговля, создание виртуальных туристских фирм); формах маркетинга, создании туристского продукта.[11, с.46]

     Внедрение электронного бизнеса позволяет:

    • использовать более экономичные каналы связи с компаниями и целевыми рынками;
    • потребителям проще и быстрее приобретать туристский продукт, что приводит к увеличению оборота и объема расходов;
    • обеспечивать более высокий уровень обслуживания и удержания потребителя;
    • сокращать расходы благодаря большей эффективности внутренних операций и упрощению процедуры торговых сделок.[11, с.48]

     Важнейшим аспектом электронного бизнеса и маркетинга является управление взаимоотношениями с потребителем через потребительский маркетинг (Customer Relationship Management — CRM).

     CRM включает накопление детальной информации о потребителях. Информация охватывает социально-демографическую характеристику, интересы, вид деятельности и запросы потребителей.

     Электронная торговля представляет собой новую форму рыночных отношений и основывается на применении новейших телекоммуникационных технологий, и прежде всего Интернета. Система торговли в сети Интернет подходит как покупателю, так и продавцам. Если в 1997 г. объем глобального электронного рынка оценивался в 10 млрд долл., то в 2005 г. — уже более 350 млрд долл. США. [18, с.78]

     Туризм  имеет важное преимущество перед  другими секторами электронной  торговли — его потребитель получает приобретенный продукт непосредственно в месте его производства, в туристском центре (нет необходимости доставлять продукт потребителю по различным адресам).

     В 1990-х гг. в Италии для создания имиджа страны, привлекательной для туризма, была разработана целевая стратегия — маркетинг для продукта. Его цель состоит в том, чтобы создавать и продвигать туристский продукт, выражающий и отражающий территориальные особенности и сочетающий ценности окружающей среды со специфическими местными условиями приема, обслуживания туристов. [17, с.31]

     Разработка  стратегии маркетинга для продукта привела к созданию объединений (ассоциаций), получивших название «клуб продукта».

     Это добровольные группы различных профессионально действующих участников рынка и территориальных сообществ, целью которых является продвижение специфического туристского продукта (оздоровление, отдых в горах, на озерах, море, знакомство с культурно-историческими ценностями, гастрономическими изысками и др.). [25]

     Национальное  агентство Италии по туризму (ЭНИТ) создавало «клубы продукта» исходя из постулата, что каждый сегмент рынка должен иметь особую мотивацию для осуществления поездки. Для каждого из клубов были разработаны целевые программы, которые определяют, какие услуги, какой категории туристов и на рынках каких стран предлагать. [17, с.33]

     Тенденция создания клубов коснулась и Беларуси, однако несколько в другом ракурсе: объединились фирмы, которые направляют туристов в конкретные страны: клубы Венгрии, Мальты, Чехии, российско-вьетнамский клуб и др. 

     
    1. Влияние политических, экономических  и социальных сфер на инновационные  процессы в туризме

     Резервом  активного развития туризма стали непрерывные инновационные процессы.

     Стимулирующее воздействие на инновационные процессы в туризме оказывают разнообразные  факторы:

  1. новые направления развития науки и техники, появление новых технологий;
  2. экономическая и политическая ситуация в отдельных регионах мира и странах;
  3. нововведения, осуществляемые международными организациями, правила экономических взаимоотношений, устанавливаемые Всемирной торговой организацией, новые формы сотрудничества, внедряемые Всемирной туристской организацией, решения, принимаемые международными или региональными туристскими организациями, ассоциациями; получение новых знаний о туристских ресурсах в различных регионах земного шара и информации о дополнительных возможностях туристских поездок;
  4. государственные законы, а также другие правовые акты, определяющие экономические и политические принципы функционирования туристских предприятий, включая разработку государственной концепции развития туризма, принятие новых нормативно-правовых актов по социально-экономическим вопросам;
  5. изменение ситуации на рынках: появление новых туристских направлений, несоответствие предлагаемых услуг потребностям путешественников, изменение структуры спроса, появление новых требований со стороны потребителей к качеству туристского продукта;
  6. внедрение новшеств в деятельность производственных отраслей, тесно связанных с туристским бизнесом (транспортные компании, гостиницы, оздоровительные учреждения, средства связи и др.);
  7. стремление компаний укрепить позиционирование на рынке или борьба за выживание;
  8. неожиданные события, не зависящие от воли людей: экологические и техногенные катастрофы, террористические акты и другие. [21, с.75]

     Признанием  туризма в качестве важного направления политики стран Европейского Союза стала декларация его Совета от 10 октября 1984 г. «О туристской политике Сообщества». В дальнейшем был принят целый ряд юридических, организационных и финансовых документов, которые определяют туристскую политику Европейского Союза. 13 июня 1990 г. была принята Директива Совета ЕЭС 90/314 «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все»; одобрена Программа исследований и обучения в области туризма; принята декларация Европарламента о единой туристской политике и другие специальные программы для туристского сектора, которые предусматривали выделение средств на инвестиции в сфере туризма. [17, с.49]

     Инновации в туризме стимулируются и  в отдельных странах ЕС. Так, в  Италии был принят закон «О реформе  национального законодательства о  туризме».

     Этим  законом туристские предприятия приравнены к промышленным, на них распространяются льготы, отчисления, субвенции, стимулы и преимущества любого вида, которые предусмотрены действующими законодательными нормами для промышленной отрасли, естественно, в рамках финансовых возможностей на эти цели.

     Закон направлен на усиление взаимного сотрудничества различных структур и учреждений с целью проведения единой национальной политики в области туризма, а также на полное использование возможностей предпринимательства в туристской деятельности.

     Важным  новшеством в законодательстве стало выделение местных туристских систем, под которыми «понимают общность однородных или интегрированных условий туризма, включающих даже территориальные зоны, расположенные в разных областях, которые характеризуются комплексным предложением культурных и природных благ и туристской привлекательностью, включая типичные сельскохозяйственные продукты и изделия местных ремесленников или широким присутствием отдельных или ассоциированных предприятий». [4, с.23]

     Новая законодательная норма направлена на стимулирование туристской отрасли  и системный подход к управлению территорией и ее ресурсами. Местные туристские системы должны организовываться и управляться с учетом самобытности территорий, т.е. образа жизни, народных традиций и ремесел, географических и природных условий.

     Законодательно  закрепив местные туристские системы, государство обеспечило все условия, предусмотрев и финансовую поддержку, чтобы способствовать самостоятельной работе коммун и провинций по созданию проектов туристского развития и их реализации.

Информация о работе Инновационные процессы в развитии туризма