Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется следующими факторами. Нижегородская область, по оценкам международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных субъектов РФ, в которых туризм может стать одной из бюджетообразующих отраслей. Это связано с тем, что Нижегородский край перспективен для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового, событийного, сельского и др. Правительство Нижегородской области предпринимает всевозможные меры и разрабатывает программы развития въездного и внутреннего туризма.
Введение…………………………………………………………………………. 1
Глава 1. «Культурно-религиозный центр Дивеево в контексте религиозного туризма Нижегородской области»……………………………………………... 4
1.1 Особенности центра: прошлое и настоящее………………………………. 4
1.2 Сравнение с другими объектами религиозного туризма Нижегородской области……………………………………………………………………..... 6
1.2.1 Оранский монастырь – хранитель иконы Божьей матери…………..... 6
1.2.2 Макарьево-Желтоводский монастырь – жемчужина круизного туризма Поволжья.……………………………………………………..... 7
1.2.3 Старцев Угол – уголок святых источников.…………………………… 8
1.2.4 Лидирующее положение Дивеево – основа позиционирования туристской дестинации……………………………………………….... 10
1.3 Сегментация целевых аудиторий как основание выделения паломнических и религиозно-познавательных туров.…………………... 11
Глава 2. «Продвижение культурно-религиозного центра Дивеево»……….. 13
2.1 Рекламная программа как один из инструментов продвижения Дивеево…………………………………………………………………. 13
2.1.1 Определение рекламных целей – начальное звено рекламной программы………………………………………………………………. 13
2.1.2 Адресат - выбор и обоснование целевой аудитории………………….. 14
2.1.3 Лидеры общественного мнения как адресанты рекламной коммуникации………………………………………………………….. 15
2.1.4 Рекламный мотив как ключевой элемент сообщения………………... 16
2.1.5 Коды как основа рекламной коммуникации………………………….. 19
2.1.6 Каналы коммуникации: выбор канала……………………………….... 20
2.1.7 Рекламный контекст, его переменные……………………………….... 21
2.1.8 Шумы в рекламной коммуникации…………………………………..... 22
2.2 Модель Берельсона как основание замера эффективности проведенного мероприятия……………………………………………………………... 23
Заключение……………………………………………………………………... 25
Список литературы…………………………………………………………….. 27
Приложение…………………………………………………………………….. 29
Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева
Кафедра: связи с общественностью, маркетинг и коммуникации
Курсовая работа по ОТК
Тема: Информационно коммуникативные аспекты продвижения культурно-религиозного центра Дивеево как объекта религиозного туризма Нижегородской области.
Выполнил: студент группы 09-СиТ
Иванов Сергей
Проверила: Михайлова Т.Л.
Нижний Новгород
2011 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. «Культурно-религиозный центр Дивеево в контексте религиозного туризма Нижегородской области»……………………………………………... 4
1.1 Особенности центра: прошлое и настоящее………………………………. 4
1.2 Сравнение с другими объектами религиозного туризма Нижегородской области……………………………………………………………
1.2.1 Оранский монастырь – хранитель иконы Божьей матери…………..... 6
1.2.2 Макарьево-Желтоводский монастырь – жемчужина круизного туризма Поволжья.…………………………………………………….
1.2.3 Старцев Угол – уголок святых источников.…………………………… 8
1.2.4 Лидирующее положение Дивеево – основа позиционирования туристской дестинации………………………………………………..
1.3 Сегментация целевых аудиторий как основание выделения паломнических и религиозно-познавательных туров.…………………... 11
Глава 2. «Продвижение культурно-религиозного центра Дивеево»……….. 13
2.1 Рекламная программа как один из инструментов продвижения Дивеево……………………………………………………………
2.1.1 Определение рекламных целей – начальное звено рекламной программы………………………………………………………
2.1.2 Адресат - выбор и обоснование целевой аудитории………………….. 14
2.1.3 Лидеры общественного мнения как адресанты рекламной коммуникации………………………………………………
2.1.4 Рекламный мотив как ключевой элемент сообщения………………... 16
2.1.5 Коды как основа рекламной коммуникации………………………….. 19
2.1.6 Каналы коммуникации: выбор канала……………………………….... 20
2.1.7 Рекламный контекст, его переменные……………………………….... 21
2.1.8 Шумы в рекламной коммуникации…………………………………..... 22
2.2 Модель Берельсона как основание замера эффективности проведенного мероприятия…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа, неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы, и, следовательно, они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
Необходимо отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях – одним из важнейших [1].
В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и коммуникации. Это в значительной мере подстегнуло развитие всех направлений туризма, в том числе и религиозного. С появлением новых средств коммуникации появилось множество новых возможностей для развития и популяризации данного направления. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии.
Актуальность исследования объясняется следующими факторами. Нижегородская область, по оценкам международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных субъектов РФ, в которых туризм может стать одной из бюджетообразующих отраслей. Это связано с тем, что Нижегородский край перспективен для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового, событийного, сельского и др. Правительство Нижегородской области предпринимает всевозможные меры и разрабатывает программы развития въездного и внутреннего туризма [31].
Так программа на 2007-2011 гг. ставит задачу сделать регион туристской «Меккой». Для этого созданы все условия: во-первых, заложено финансирование, а во-вторых, в области есть эксклюзивные объекты. Кроме того, Нижегородская область сотрудничает с международными туроператорами, используя их богатый опыт в продвижении своих турпродуктов. В информационном обществе, в котором мы сегодня живем, развитие какой-либо сферы деятельности невозможно представить без использования различных информационно-коммуникативных методик и средств коммуникации, в качестве инструментов продвижения и рекламы. Значит развитие религиозного туризма неотъемлемая часть развития туристской инфраструктуры нашей области в целом. Условия для этого у нас есть, о чем говорит присутствие таких важнейшего православного культурно-исторического памятника всероссийского и даже мирового масштаба, как Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Также религиозный туризм одновременноявляется не только самой древней разновидностью туризма, но и интенсивно развивающейся в наше время. В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания.
Объект курсовой работы – исследование религиозного туризма Нижегородской области через исследование культурно-религиозного центра Дивеево.
Предмет данной работы – исследование возможностей информационно-коммуникативных технологий для продвижения культурно-религиозного центра Дивеево.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать возможности информационно-коммуникативных технологий для продвижения культурно-религиозного центра Дивеево как элемента инфраструктуры религиозного туризма Нижегородской области.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть культурно-исторические особенности центра;
Сравнить данный центр с другими привлекательными объектами религиозного туризма Нижегородской области;
Сегментировать целевые аудитории для определения основной целевой группыс целью разработки возможного рекламного мероприятия;
Исследовать возможности универсальной модели Кафтанджиева для продвижения дестинации;
Предложить модель Берельсона для будущего замера эффективности проведенного мероприятия, обосновать возможность ее применения.
В первой главе описывается религиозный центр Дивеево в контексте религиозного туризма Нижегородской области. Начинается глава с описания истории и характерных особенностей центра, а также состояния его инфраструктуры на сегодняшний день. Затем в следующем параграфе приведено сравнение интересующей нас дестинации с другими привлекательными объектами религиозного туризма Нижегородской области для определения будущего позиционирования религиозного центра Дивеево. В параграфе 1.3 произведена сегментация целевых аудиторий, для выделения самого слабого сегмента, на который впоследствии и будет направлена возможная рекламная акция. Во второй главе рассматривается продвижение культурно-религиозного центра Дивеево через применение универсальной модели рекламной коммуникации Х. Кафтанджиева, а также демонстрируются возможности для создания рекламного мероприятия с использованием подхода коммуникативного моделирования. В параграфе 2.1 описаны теоретические рекомендации для использования подхода моделирования коммуникативного пространства. В следующем параграфе приводится описание модели Берельсона, которая помогает замерить эффективность предстоящего мероприятия.
Методология данного исследования предполагает использование таких методов, как моделирование продвижения центра Дивеево на основе универсальной модели Кафтанджиева, историко-сравнительный метод, контент-анализ.
В процессе исследования использовалась различная литература. Отметим важнейшие источники. Для продвижения центра Дивеево использовалась модель Х. Кафтанджиева, которая представлена в его труде «Гармония в рекламной коммуникации». В нем реклама впервые рассмотрена с точки зрения самой универсальной модели коммуникации: адресат, адресант, канал коммуникации, код, сообщение, шум в цепочке, контекст. В обширной интернациональной библиотеке по общей теории рекламы не встретишь трудов со схожей структурой. Также для построения работы много информации было заимствовано из труда М. Б. Биржакова «Введение в туризм». В книге изложены основы теории туризма, приведено толкование основных терминов и понятий в аспектах международных конвенций и рекомендаций ВТО, национальных норм и законодательных актов, принципов и обычаев. Отдельно рассмотрены особенные вопросы туризма и специфика применения туристской терминологии в деловом обороте. Для поиска необходимой краеведческой информации способствовало документальное издание Карпушева В. И. «Православное Дивеево (Двадцатое столетие)». В нем излагается сложная судьба одного из крупнейших центров православия – Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
Глава 1.
Культурно-религиозный центр Дивеево в контексте религиозного туризма Нижегородской области.
1.1 Особенности центра: прошлое и настоящее.
В селе Дивеево находится православная святыня «четвертый и последний удел Божией Матери» - Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где покоятся мощи великого русского святого - Серафима Саровского.
Серафим Саровский - один из немногих святых, кто, пройдя через подвиги: отшельничество, столпничество, безмолвие и затвор, достиг наивысших высот духовного совершенства. Двенадцать раз являлась преподобному Серафиму Богородица.
В 1778 году Прохор Мошнин (в монашестве - Серафим) поступил в число послушников знаменитой в то время Саровской пустыни, расположенной в 15 км от села. Дивеево. Здесь проходили его духовные подвиги, здесь, после выхода из затвора в 1825 году, он принимал к себе всех страждущих духовной помощи, беря на себя еще один подвиг – старчества. В 1903 [26] году, Святой Синод, на основании многочисленных сведений об исцелениях по молитвам отца Серафима, принял решение о канонизации преподобного Серафима. В торжествах, посвященных причислению отца Серафима к лику святых и проходивших в Сарове и Серафимо-Дивеевском монастыре, принимал участие царь Николай II с императрицей в сопровождении многочисленной свиты. Есть предположение, что Николаю II было передано письмо Серафима, после прочтения которого, Николай II долго предавался скорби.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь был основан богатой дворянкой Агафией Семеновной Мельгуновой (принявшей постриг с именем – Александра). По преданию, матушка Александра, по воле и указанию Божией Матери, явившейся к ней в 1760 году в Киево-Флоровском монастыре, избрала окрестности села Дивеево для устройства женской общины. В 1767 г. [26] она приступила к строительству в Дивеево каменной церкви во имя иконы Казанской Божией Матери, и основала женскую общину. С приближением смерти матушка Александра попросила саровских старцев не оставлять сестер без духовного окормления. Попечение женской обители принял на себя отец Пахомий, а после его смерти – отец Серафим.
Под попечением отца Серафима в 1827 году к востоку от Казанской церкви была построена мельница и основана Мельничная община отдельно для девиц. По преданию, отцу Серафиму было явление Божией матери, которая освятила своим присутствием территорию обители. По велению отца Серафима девицы, по тропинке, где прошла Богородица, выкопали канавку. Серафим говорил о значении ее так: «Эту канавку сама Царица Небесная своим пояском измерила. Кто канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев» [8]. С того времени село Дивеево считается четвертым, а после выхода Украины из состава Российского государства, единственным в России уделом Божией Матери.
В 1927 году обитель была закрыта, монахини выселены, а храмы подверглись разрушению. Только весной 1990 года был вновь освящен главный храм монастыря – Троицкий собор и началось его возрождение. Летом 1991[27] года чудодейственные мощи преподобного Серафима Саровского, которые были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга, были перенесены в монастырь. Тысячи паломников со всего света идут и едут в Дивеево, чтобы поклониться святой Дивеевской земле, мощам великого старца Серафима Саровского. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы монастыря покоятся мощи преподобных жен дивеевских Александры, Марфы и Елены, причисленных к лику святых.
В Нижегородской области с благословения преподобного Серафима Саровского было основано 9 монастырей. Сегодня многие из них являются скитами Дивеевского монастыря, в том числе: Серафимо-Понетаевский (в 65 километрах от Дивеева), Кутузовский Богородицкий Ардатовского района, скит на источнике преподобного Серафима Саровского в поселке Хитрый и другие.
В настоящее время здесь созданы все условия, для комфортного пребывания туристов и паломников с любым уровнем доходов. На территории села Дивеево находится 18 (!) гостиниц, на любой вкус, плюс монастырская гостиница, где оплата производится путем послушания, работы в монастыре. Такой вид оплаты очень интересен паломникам и тем туристам, которые не хотят тратить много денег и желают поучаствовать в повседневной жизни монастыря. Также здесь присутствуют несколько точек общественного питания, среди которых стоит отметить монастырскую трапезную, где паломники могут поесть бесплатно.