Анализ туристского рынка Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Данная тема в настоящее время актуальна, т.к. туристский рынок становится все больше популярным и как следствие этому развивается. Находятся все новые маршруты и места для любого вида туризма, от познавательного до оздоровительного. Растет конкуренция. И для того чтобы фирма занимала одно из лидирующих мест необходимо изучать и анализировать туристских рынок, т.е. проводить маркетинговые исследования. А для этого надо знать все или практически все о своих конкурентах и местах, благоприятных для дальнейшего развития туризма и туристского рынка.
Предметом изучения данной курсовой работы является туристский рынок на примере Краснодарского края.
Цель данной курсовой работы:
Раскрыть инфраструктуру рынка Краснодарского края.
Задачи:
Дать понятие «туристский рынок»
Выявить сущность и состав туристского рынка
Проанализировать туристский рынок на примере Краснодарского края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Туристский рынок………………………………………………………………4
1.1 Сущность и специфика туристского рынка……………...…………...4
1.2 Инфраструктура туристского рынка………………………………….7
1.3 Основные участники туристского рынка….……………..………….11
1.4 Закономерности функционирования туристского рынка…………..15
1.5 Структура туристского рынка………………………………………..22
2 Туристский рынок Краснодарского края…………………………………….25
2.1 Динамика развития рынка туризма в крае………………………..…27
3 Перспективы развития туристского рынка в Краснодарском крае………...31
3.1 Стратегические действия и направления развития
Краснодарского края ………………………………………………….….40
Заключение ………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

     В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе размещаются преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников, имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы, проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения. Неорганизованные туристы - это главные потребители услуг общественного питания.

     Молодые люди и дети пытливы и подвижны, они чаще посещают концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных представлениях. Это категория туристов ориентирована на активные, познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.

     Полнота рыночных отношений характерна для  частного сектора, который в тенденциях увеличения потока туристов опережает  общественный сектор.

     3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

     Особенностью  современного этапа развития туризма  является формирование цивилизованных рыночных отношений в сфере туризма.

     Возрождается  внутренний туризм. Разрабатывается  новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

     На  развитие санаторно-курортного и туристского  комплекса края и на аналогичные  комплексы Российской Федерации в ближайшие годы будут влиять следующие факторы:

  1. структурные и качественные реформы, проводимые в экономике туризма: изменение форм собственности и смена собственников, дальнейшее сокращение числа государственных объектов санаторно-курортного и туристского назначения, изменение законодательной базы;
  2. значительное снижение уровня доходов населения, связанное с пиком платежей по государственному внешнему долгу, колебаниями валютных курсов и политическими и военными конфликтами;
  3. снижение загрузки большинства здравниц в результате резкого сокращения бюджетного финансирования социального туризма;
  4. снижение финансовой устойчивости, ценовой и сервисной конкурентоспособности организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края в связи с сокращением туристских потоков, ростом налогов, земельных и коммунальных платежей;
  5. несоответствие существующей материально-технической базы санаторно-курортного и туристского комплекса края требованиям платежеспособного клиента.

     В результате комплексного воздействия  этих и других факторов на финансово-хозяйственную  деятельность организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края уже сегодня резко снизилась их рентабельность, многие здравницы не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для реконструкции собственных основных фондов и внедрения инноваций.

     Прямые  и косвенные доходы от туризма  могут резко сократиться, что негативно скажется на финансовом положении как самого санаторно-курортного и туристского комплекса края, так и на экономике курортных городов и районов края.

     Главным направлением в развитии средств  размещения должна стать реконструкция  существующего фонда санаторно-курортного и туристского комплекса края с незначительным увеличением его вместимости и доведение его комфортности до среднеевропейского уровня.

     При этом финансирование строительства  новых средств размещения и реконструкция  действующих средств размещения должны вестись частными и корпоративными инвесторами.

     Весь  объем бюджетного финансирования санаторно-курортного и туристского комплекса края необходимо направить на реконструкцию  существующих и строительство новых  инженерных сетей, модернизацию городских коммуникаций (прежде всего очистных сооружений, водоводов, сети тепло- и энергоснабжения), развитие транспортной системы, пляжного хозяйства, инфраструктуры развлечений.

     Реализация  задач, стоящих перед санаторно-курортным  и туристским комплексом края, станет возможной только при наличии выверенной маркетинговой стратегии и тактики, включая коммуникационную составляющую по продвижению курортного и туристского продукта на внутреннем и международном рынках.

     Санаторно-курортный  и туристский комплекс края на сегодняшний день не является отраслью народного хозяйства. С введением в действие с 1 января 2003 года постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 года N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) организации, по своей сути составляющие единый санаторно-курортный комплекс, отнесены к различным разделам и подраздела ОКВЭД. Так, например, деятельность туроператоров, турагентов и экскурсионных бюро относится к разделу "Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность", деятельность санаториев и пансионатов с лечением - к подразделу "Деятельность лечебных учреждений" раздела "Здравоохранение", а деятельность гостиниц и прочих средств размещения - к разделу "Деятельность гостиниц и ресторанов".

     Единого федерального органа, осуществляющего  государственное регулирование  в области туризма и лечебного (рекреационного) туризма как его  части, в Российской Федерации не существует. Курортным делом занимается Министерство здравоохранения Российской Федерации, а туризмом - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Вследствие отсутствия связи между Минздравом России и Минэкономразвития России проводится несогласованная и разновекторная государственная политика, что, безусловно, отрицательно сказывается на развитии санаторно-курортного комплекса в целом.

     Минздрав  России в качестве стратегической цели государственной политики в сфере  восстановительной и курортной  медицины рассматривает обеспечение  доступной для всех слоев населения высокоэффективной оздоровительно-реабилитационной и санаторно-курортной помощи, основанной на крупномасштабном государственном финансировании. Но реализация стратегии, выдвинутой Минздравом России, возможна лишь при условии крупномасштабного государственного финансирования санаторно-курортного комплекса.

     Минэкономразвития России (Департамент туризма), напротив, придерживается рыночной стратегии, делая  основной упор на маркетинговую политику. Сложившаяся разновекторная государственная политика в области санаторно-курортного дела и туризма основывается на действующем в этой сфере законодательстве Российской Федерации, именно поэтому нормативно-правовое поле, регламентирующее деятельность санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, достаточно обширно (43 основных акта), но во многом противоречиво.

     Вышеуказанная противоречивость нормативных правовых актов затрудняет, а зачастую делает невозможным статистическое наблюдение за предприятиями санаторно-курортного и туристского комплекса края, не позволяет в полной мере использовать имеющийся арсенал средств, повышающих качество оказываемых услуг, вести учет налоговых и неналоговых поступлений.

     Несмотря  на то, что законодательство Российской Федерации и законодательство Краснодарского края, регламентирующие деятельность санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края, обширны, существует целый ряд причин, по которым они должны быть дополнены и переработаны. Среди этих причин можно назвать следующие:

  • слабое отражение в действующем законодательстве реалий рыночной экономики, в условиях которой функционируют санаторно-курортные и туристские организации; необходимость устранения существенных противоречий, имеющихся в действующем законодательстве;
  • необходимость научного обоснования и приведения в соответствие с современными требованиями существующих медицинских стандартов и критериев проведения лицензирования медицинской деятельности санаторно-курортных организаций, аттестации медицинских работников санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и сертификации оказываемых ими услуг.

     С целью преодоления этих негативных явлений Минздрав России и Минэкономразвития  России подготовили проекты новых  нормативных правовых актов.

     Так как проблема законодательно-нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса наиболее актуальна для края, необходимо воспользоваться правом законодательной инициативы, выйти с предложениями в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации о включении в разрабатываемые законодательные акты норм, регулирующих функционирование хозяйствующих субъектов, оказывающих санаторно-курортные и туристские услуги.

     Основными направлениями совершенствования  законодательства Российской Федерации  и законодательства Краснодарского края в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса края должны стать:

     1) включение вопросов развития  санаторно-курортного и туристского  комплекса края в долгосрочные  программы социально-экономического  развития Краснодарского края как приоритетного направления государственной политики;

     2) унификация понятийного аппарата  в сфере санаторно-курортного  и туристского комплекса в  соответствии с рекомендациями  Всемирной туристской организации  и Европейского союза, международными конвенциями и соглашениями, в том числе совершенствование общероссийских классификаторов в части вопросов, отнесенных к туризму и туристской деятельности;

     3) дальнейшее совершенствование норм, регламентирующих деятельность  санаторно-курортного и туристского комплекса, а также принятие подзаконных актов, направленных на конкретизацию таких норм. Разработка и принятие подзаконных актов, регулирующих предоставление услуг в различных сферах туристской деятельности (культурно-познавательный туризм, конгрессно-выставочный туризм, услуги частных гостиниц, а также туристское обслуживание неорганизованных отдыхающих, экскурсионные услуги), определение порядка осуществления деятельности по продаже прав на клубный отдых, чартерные перевозки воздушным транспортом, морские круизы;

     4) разработка и принятие нормативного  правового акта о системе туристских обозначений и знаков;

     5) разработка и принятие нормативных  документов о порядке ведения  краевого государственного статистического  учета и отчетности в сфере  санаторно-курортной и туристской деятельности;

     6) разработка и принятие подзаконных  нормативных актов о создании  и мерах государственной поддержки  туристских центров краевого  значения, включая вопросы планирования  и регулирования туристских потоков  на территории края с учетом интересов государства и местного населения;

     7) разработка новых стандартов, норм  и систем классификации всех  сегментов индустрии туризма,  отвечающих требованиям Всемирной  торговой организации, правилам  и стандартам Европейского Союза,  внедрение международной системы сертификации услуг в области туризма, в том числе услуг, предоставляемых частными гостиницами;

     8) разработка и принятие ряда  поправок в действующую законодательную  и нормативную базу, а также  внесение проектов новых нормативных  правовых актов, регламентирующих процесс вовлечения малых средств размещения в санаторно-курортный и туристский комплекс края;

     9) разработка нормативных правовых  актов о финансовых расчетах  в области туризма (дорожные  чеки, кредитные карты), выпуске и  обращении государственных (муниципальных) ценных бумаг (туристских облигаций), использование которых позволит создать дополнительные источники финансирования объектов индустрии туризма на курортах Краснодарского края.

     Реализация  поставленных задач в сфере туризма  и курортного дела возможна в рамках краевой целевой программы, предусматривающей совершенствование законодательного и нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.

     Стратегической  целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны. Предполагается, что данная Концепция станет основой для разработки краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2003 - 2010 годы. При этом отдельные ее направления (развитие инженерной инфраструктуры, экология, транспорт, связь, подготовка и повышение квалификации кадров) войдут в общую программу в виде самостоятельных подпрограмм.

     Основные  направления развития санаторно-курортного и туристского комплекса края сформированы в условиях незаконченного перехода экономической системы  страны от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике. Для устойчивого экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса края определены следующие приоритеты:

Информация о работе Анализ туристского рынка Краснодарского края