Анализ туристского рынка Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Данная тема в настоящее время актуальна, т.к. туристский рынок становится все больше популярным и как следствие этому развивается. Находятся все новые маршруты и места для любого вида туризма, от познавательного до оздоровительного. Растет конкуренция. И для того чтобы фирма занимала одно из лидирующих мест необходимо изучать и анализировать туристских рынок, т.е. проводить маркетинговые исследования. А для этого надо знать все или практически все о своих конкурентах и местах, благоприятных для дальнейшего развития туризма и туристского рынка.
Предметом изучения данной курсовой работы является туристский рынок на примере Краснодарского края.
Цель данной курсовой работы:
Раскрыть инфраструктуру рынка Краснодарского края.
Задачи:
Дать понятие «туристский рынок»
Выявить сущность и состав туристского рынка
Проанализировать туристский рынок на примере Краснодарского края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Туристский рынок………………………………………………………………4
1.1 Сущность и специфика туристского рынка……………...…………...4
1.2 Инфраструктура туристского рынка………………………………….7
1.3 Основные участники туристского рынка….……………..………….11
1.4 Закономерности функционирования туристского рынка…………..15
1.5 Структура туристского рынка………………………………………..22
2 Туристский рынок Краснодарского края…………………………………….25
2.1 Динамика развития рынка туризма в крае………………………..…27
3 Перспективы развития туристского рынка в Краснодарском крае………...31
3.1 Стратегические действия и направления развития
Краснодарского края ………………………………………………….….40
Заключение ………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

     Туристский  рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.

     Туристский  рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

     Механизм  функционирования туристского рынка  это система действий экономических  рычагов для сбалансирования  спроса и предложения на туристский продукт, на обмен "деньги - туристский продукт", на денежные потоки и потоки туристского продукта.

     Функционирование  туристского рынка можно представить  схемой, приведенной на рисунке, которая  показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.

     Емкость туристского рынка - это его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта, т. е. возможный  объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного  назначения при существующих ценах  и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.

     На  туристском рынке сталкиваются спрос  на туристский продукт, который предъявляет  турист, и предложение туристского  продукта, которое предоставляет туристская фирма.

     Туристский  кругооборот - это система экономических  и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков  туристского продукта, инвестиций в  развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.  

  

     Туристский  кругооборот осуществляется по следующей схеме:

     1 - турист платит турфирме деньги за турпутевку;

     2 - турфирма выдает туристу турпутевку;

     3 - турист обменивает турпутевку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;

     4 - в процесс е реализации турпродукта  турист получает туристские впечатления,  т. е. происходит процесс косвенного  возврата туристу его денег;

     5 - турфирма производит инвестиции  в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов турпродукта;

     6 - турфирма получает новые виды турпродукта;

     7 - турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.

     Функционирование  туристского рынка и связанных  с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.

     К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся  природно-климатические.

     К Вторичным факторам относятся: 1) экономические  структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения; 2) наличие свободного времени; 3) демографические дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам; 4) психологические - традиции, вкусы, мода; 5) технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.

     Следовательно, в процессе анализа и планирования объема реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных  месяцев от среднегодовых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффициента сезонности, который представляет собой процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период:  

      где Кс - коэффициент сезонности, %;  
          У1 - средний уровень объема

      реализованных услуг отдельного                месяца, у. е.;

у - среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период, у. е.

     Расчеты следует производить за ряд лет, не менее трех последних.

     Сезонность  туризма влияет на структуру занятости  работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

     1) значительный удельный вес неполной занятости;

     2) сезонные колебания объема занятости  и трудовой нагрузки;

     3) низкий удельный вес квалифицированного персонала;

     4) ограниченные роста; 

     5) значительный удельный вес женского труда.

     Для успешного ведения туристской деятельности фирмам нецелесообразно распылять  свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться  на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т. е. разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей.

     Разделение  рынка на сегменты должно производиться  по определенным критериям. Наиболее соответствует  современным задачам развития туристской индустрии метод сегментации, который  базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических.

     Туристский  рынок имеет свои специфические  особенности:

  • Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке.
  • При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
  • На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов.
  • Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.
  • На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

     Как и все другие рынки, туристский рынок  функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.

     Туристский  спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

     Спрос на туристский продукт, обеспеченный денежными средствами, в первую очередь отражает уровень экономического и социального  развития этой страны. Кроме этого на потребительский спрос оказывают влияние следующие факторы:

  • Демографический;
  • Географические и климатические условия;
  • Политическая и экономическая стабильность государства;
  • Психологические факторы, прочие случайные воздействия.

     Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители.

     В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме – разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

     Между спросом и предложением наблюдается  тесная взаимосвязь: спрос не только порождает отношение, но и предложение  определенным образом влияет на спрос.

     На  туристском рынке происходит обмен  денежных средств туриста на услуги. При сбалансированном обмене, с одной стороны происходит удовлетворение интересов производителя туристского продукта  и его потребителя,  а с другой стороны – создаются условия для поступательного развития туристской индустрии. 

     1.5 Структура туристского рынка 

     Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

     По  структуре рынки можно подразделить по следующим критериям.

     По  экономическому назначению рынка: рынки благ и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы, жилья и т.д.

     По  товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки факторов производства.

     По  пространственному признаку: внутрирегиональные; республиканские; межреспубликанские; международные.

     По  степени ограничения конкуренции: монопольные; олигапольные; свободные; смешанные; межотраслевые рынки.

     По  характеру продаж: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; рынки госзакупок сельскохозяйственных продуктов.

     По  соблюдению законности: легальные, официальные; нелегальные, «теневые», «черные» рынки.

     Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.

     При характеристике рынка туризма учитывается следующее:

  • возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения.
  • Туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные  ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги), высокая фондоемкость туристской индустрии, низкая эластичность, комплектность.

     Для более четкого понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т.п.) необходимо принимать во внимание отношение субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем больше число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других.

     Рынок туризма неоднороден. В его структуре  выделяются более мелкие по своим  масштабам рынки. В связи с  этим существуют различные способы  классификации туристского рынка.

     По  отношению к определенному району (региону, стране) выделяют следующие  рынки:

Информация о работе Анализ туристского рынка Краснодарского края