Анализ туристского рынка Краснодарского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Данная тема в настоящее время актуальна, т.к. туристский рынок становится все больше популярным и как следствие этому развивается. Находятся все новые маршруты и места для любого вида туризма, от познавательного до оздоровительного. Растет конкуренция. И для того чтобы фирма занимала одно из лидирующих мест необходимо изучать и анализировать туристских рынок, т.е. проводить маркетинговые исследования. А для этого надо знать все или практически все о своих конкурентах и местах, благоприятных для дальнейшего развития туризма и туристского рынка.
Предметом изучения данной курсовой работы является туристский рынок на примере Краснодарского края.
Цель данной курсовой работы:
Раскрыть инфраструктуру рынка Краснодарского края.
Задачи:
Дать понятие «туристский рынок»
Выявить сущность и состав туристского рынка
Проанализировать туристский рынок на примере Краснодарского края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Туристский рынок………………………………………………………………4
1.1 Сущность и специфика туристского рынка……………...…………...4
1.2 Инфраструктура туристского рынка………………………………….7
1.3 Основные участники туристского рынка….……………..………….11
1.4 Закономерности функционирования туристского рынка…………..15
1.5 Структура туристского рынка………………………………………..22
2 Туристский рынок Краснодарского края…………………………………….25
2.1 Динамика развития рынка туризма в крае………………………..…27
3 Перспективы развития туристского рынка в Краснодарском крае………...31
3.1 Стратегические действия и направления развития
Краснодарского края ………………………………………………….….40
Заключение ………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 301.50 Кб (Скачать)
  • Рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;
  • Рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;
  • Рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.

     В зависимости от цели путешествия  выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.

     В зависимости от характера организации  путешествия  различают рынки организованного и неорганизованного туризма.

     По  числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.

     В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.

     В связи с особенностями и содержанием  маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:

  • Целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовать свои цели;
  • Основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
  • Дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
  • Растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.

       Туристский рынок имеет различную  качественную структуру.

а)                                                                б)

 
100%      
 
Численность

Населения 
 
 
 

Потенциальный

рынок

100% Потенциальный рынок
40% Действительный  рынок
20% Квалифицированный рынок
 
10%
10% Обслуживаемый рынок
5% Освоенный рынок

     Рис. 1 Качественная структура туристского  рынка

     а – весь рынок; б – потенциальный  рынок

     Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т.п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно – необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основания говорить о так называемом действительном рынке.

     Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.

     Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, который имеет  возможность делать выбор из всего  многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами и образует обслуживаемый рынок.

     Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. Они  составляют лишь 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.

     Подобная  классификация позволяет углубить характер исследования того или иного туристского рынка и определить особенности работы на нем различных туристских предприятий. 

2 ТУРИСТСКИЙ РЫНОК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

     Краснодарский край - субъект Российской Федерации. Территория составляет 76 тыс. квадратных километров с населением - более 5 млн. человек. Уникально географическое положение края: два моря (Черное и Азовское), горы, равнины, леса.

     Краснодарский край - развитый регион России. Ведущие  отрасли: сельское хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Край обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты.

     Климат  Черноморского побережья Краснодарского края различен. От Адлера до Туапсе сформировался  уникальный, единственный в России уголок влажных субтропиков. Это самый северный район этой климатической зоны. Климат побережья от Туапсе до Анапы средиземноморский. Он отличается от сочинского несколько более низкими зимними температурами и меньшим количеством осадков. Климат Азовского побережья умеренно континентальный с чертами морского.

     Климатические особенности курортов Краснодарского края характеризуются таким набором  средних многолетних параметров и их сочетанием, которые считаются  наиболее комфортными, создают наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышают эффективность санаторно-курортного лечения.

     Наличие большого количества гор в непосредственной близости от хорошо освоенного в рекреационном  отношении побережья предоставляет широчайшие возможности для развития в регионе пешеходного туризма, альпинизма, скалолазания, спелеотуризма, различных видов экстремального туризма.

     Геологические ресурсы поселка Красная Поляна, наличие высоких гор и соответствующих  склонов стали основой для развития здесь в зимний период горнолыжного спорта, а в летний период - различных видов горного туризма.

     Природные лечебные ресурсы Краснодарского края - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, пляжи водных объектов, ландшафтно-климатические и другие условия, используемые для санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний, отдыха и туризма.

     Уникальность  курортам Краснодарского края придает  богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями.

     На  территории края прошли государственную  экспертизу 45 месторождений минеральных  вод, еще 173 участка являются перспективными для изучения и дальнейшей разработки.

     Перспектива развития Краснодарского края как курорта во многом зависит от качества и разнообразия его уникальных природных лечебных ресурсов. Развитие же туризма неизбежно влечет за собой как позитивные, так и негативные для окружающей среды последствия. 

     2.1 Динамика развития рынка туризма в крае 

     Санаторно-курортный  и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и состоит из 1 030 средних  и крупных средств размещения, представленных 839 санаторно-курортными организациями и организациями  отдыха с числом мест 198,3 тыс. единиц, 191 гостиницей с числом мест 21,4 тыс. единиц.

     Санаторно-курортный  и туристский комплекс Азово-Черноморского  побережья Краснодарского края занимает в крае ведущее место по числу  санаторно-курортных организаций  и их вместимости: его доля по числу санаторно-курортных и туристских организаций составляет 75,6 %, по числу мест в них - 97,2 %, по числу отдохнувших в них - 95,0 %. Доля предприятий гостиничного сектора составляет лишь 30,9 %, по числу мест в них - 67,4 %.

     В настоящее время в Краснодарском крае широкое распространение получили средства размещения вместимостью от 5 до 30 номеров, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и предназначенные для проживания туристов (неорганизованных отдыхающих). Большинство таких объектов строится и вводится в эксплуатацию как индивидуальные жилые дома. Число мест в таких средствах размещения практически сравнялось с коечной емкостью всего санаторно-курортного и туристского комплекса края и в несколько раз превышает номерной фонд традиционных гостиниц.

     Малые средства размещения, принося минимальные  налоговые доходы в бюджеты всех уровней (около 3 %), не восполняют в полном объеме финансовые расходы от использования ими водоснабжения, канализации и т.д.

     Необходимо  оперативное решение этой проблемы с целью полноценного вовлечения малых средств размещения в санаторно-курортный и туристский комплекс края на общих правах с другими организациями.

     Основными препятствиями для получения  достоверных стоимостных оценок масштабов санаторно-курортного и  туристского комплекса края и его влияния на экономику Краснодарского края являются отсутствие необходимой государственной статистической информации о деятельности санаторно-курортного и туристического комплекса и слабая экономико-статистическая изученность туристской деятельности как на уровне края в целом, так и на уровне муниципальных образований.

     Курортно-туристский комплекс является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Краснодарского края. Объем  услуг курортно-туристской отрасли  составляет третью часть от общего объема платных услуг населению в крае. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края - это 1040 здравниц и более 400 туристских предприятий. Здравницы в период максимального развертывания могут принимать 220 тысяч отдыхающих (это треть емкости всех курортов России). Частный сектор в летнее время может принять около 200 тысяч неорганизованных (без путевок) отдыхающих.

     В 2006 году в налоговых органах края зарегистрировано почти 22 000 частных квартиросдатчиков.

     Развитие  курортно-туристского комплекса  является одним из приоритетных направлений  развития края: создание условий для  эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов края, расширение материально-технического потенциала курортно-туристских предприятий

     Черноморское  побережье Краснодарского края является одним из главных курортных районов  России. Крупные курорты: Сочи, Анапа, Геленджик, имеются бальнеологические  курорты Ейск на Азовском море, Горячий Ключ в предгорьях Западного Кавказа, а также горноклиматическая станция Красная Поляна. Вдоль побережья Чёрного моря и в прилегающих горных районах Западного Кавказа (в том числе по Кавказскому заповеднику) проходят всероссийские туристские маршруты.

     На  курортах Краснодарского края побывали в 2006 году почти 9 млн. человек, что составило прирост на 16% по сравнению с 2005 годом. Из них 3,4 млн. организованные туристы. В период с мая по октябрь здравницы были заполнены на 85%. Среди курортных регионов особенно отличилась Анапа, где отдохнуло более 2 миллионов человек. Те самые 2 миллиона россиян, которым так гордится Турция, считая это достижением своей рекламной стратегии, а российский рынок - вторым по значимости приложения усилий. Турки пока не видят в российской ривьере конкурента. А в ряде других стран Средиземноморья уверены, что через несколько лет побережье Черного моря составит весьма ощутимую конкуренцию раскрученным европейским курортам. У Кубани есть все - великолепная природа, замечательные лечебные факторы, понимание значимости отрасли на административном уровне и развивающаяся инфраструктура.

     В числе позитивных факторов является рекламная стратегия руководства  края. Определив для себя целевые  рынки - Москва с областью и субъекты ЮФАО и вложив деньги в интегрированную рекламу, Краснодарский край и получил свой прирост турпотока.

     В 2006 на приобретение путевок и на здравницы выделено 8 миллиардов 640 миллионов рублей. Кроме того, государственную дотацию получает город Сочи. Но при этом хватает и проблем. Введение в стране единого социального налога привело к тому, что сотни тысяч российских граждан лишились возможности получать санаторные путевки за счет общественных фондов потребления.

     Рекреационные ресурсы включают: субтропический климат, горячее солнце, теплое море, горно-морской воздух, разнообразную живописную растительность, гидроминеральные и лечебные источники и грязи.

     Туристические ресурсы - это объекты культурного, исторического, археологического и  этнического показа, а также ландшафтные памятники природы.

     Все это - главные ресурсы развития туризма  как базового сектора экономики  курорта, который привлекает в настоящее  время на лечение и отдых свыше 3 млн. туристов в год.

Информация о работе Анализ туристского рынка Краснодарского края