Анализ рынка туристских услуг города Костромы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Задачи конкурса:
стимулирование конкурентоспособности участников туристского рынка Костромской области;
повышение качества предоставления туристских услуг;
стимулирование развития культурно-познавательного, экологического, оздоровительного и других видов туризма в Костромской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………7
Теоретические аспекты исследования рынка туристских услуг……….9
Понятие рынка………………………………………………………...9
Основные параметры рынка………………………………………...11
Методы исследования рынка туристских услуг…………………...23

Исследование костромского рынка туристских услуг………………30
Разработка плана исследования……………………………………30
Реализация плана исследования – сбор и анализ данных…………34
Анализ спроса на туристском рынке Костромы…………………...41
Анализ предложения на туристском рынке Костромы……………45

Рекомендации по совершенствованию предложения на рынке туристских услуг Костромы……………………………………………..55
Рекомендации для турагентств……………………………………...56
Рекомендации для туроператоров…………………………………..61
Рекомендации для администрации Костромской области………..63

Аспекты сохранения экологической чистоты в местах проведения экологических туров……………………………………………………65
Понятие экологического туризма…………………………………65
Разнообразие экотуризма по своему содержанию…………………68
Основные принципы экотуризма…………………………………...70
Как в походе не навредить природе………………………………...75

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.…………

Работа содержит 1 файл

Диплом оригинал. (3).doc

— 1,006.00 Кб (Скачать)

     По  данным таблицы 8 видно, что стоимость реализованных населению туристских путевок растет год от года, что может говорить о повышении платежеспособности населения костромской области, увеличении спроса на туристский продукт и, соответственно, об увеличении емкости туристского рынка.

     Соотношение стоимости реализованных путевок по территории России и зарубежным странам наглядно представлено на рисунке 4.

     

     Рисунок 4 – Соотношение стоимости путевок по странам

     Очевидно, что к 2009 году спрос на зарубежный отдых становится в разы больше, чем на отдых по территории России, что, по нашему мнению, объясняется более высоким сервисом на зарубежных курортах, а также более приемлемым сочетанием «цена – качество» отдыха, особенно после выбора в 2007 году города Сочи столицей двадцать вторых зимних олимпийских игр. Цены на отдых в Краснодарском крае взлетели в 2 раза, а качество до сегодняшнего дня оставляет желать лучшего.

     С увеличением стоимости реализованных  турпакетов растут и суммы обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, что видно по рисунку 5.

     

     Рисунок 5 – Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды

     С увеличением стоимости реализованных  путевок растет и сумма агентского вознаграждения:

     

     Рисунок 6 – Финансовые результаты деятельности турфирм

     Относительно  турпотока информация в Костромастате  достаточно спорная, так как во многих СМИ прошла информация о том, что в 2009 году Костромскую область посетило более миллиона туристов. На этом фоне официальные статистические данные выглядят достаточно скромно:

Таблица 9 – Турпоток по странам за 2006-2009гг.

Показатели 2006 2007 2008 2009
Количество  туристов, посетивших Костромскую область, человек   24691 12035 9477
Количество  туристов, отправленных на отдых из Костромской области, человек 33352 31443 21027 21095
в том числе по странам:        
Российская  Федерация 26910 21590 9721 8188
Австрия 2 8 21 47
Болгария 68 157 68 81
Великобритания 4 2 6 3
Германия 40 56 22 94
Испания 211 345 272 342
Италия 221 279 341 341
Норвегия 3 4 7 7
Польша 12 2 3 8
Страны  СНГ 128 212 316 160
Страны  Прибалтики 13 9 57 315
Финляндия 60 118 110 170
Франция 93 164 158 161
Хорватия 54 111 159 119
Чехия 126 272 262 235
Швеция 2 11 22 9
Другие  страны Европы 59 169 224 267
Продолжение таблицы 9
Израиль 8 64 58 126
Кипр 73 123 115 160
Китай 37 49 76 23
ОАЭ 182 173 165 183
Тайланд 146 301 371 535
Турция 2993 4422 4835 3998
Япония   1 3 1
Другие  страны Азии 28 23 142 126
Египет 1641 2348 3101 5024
Тунис 108 154 138 214
Другие  страны Африки 6 62 3 14
США, включая Гавайские острова 3 26 18 31
Другие  страны Америки 17 37 39 15
Австралия и Океания     12 3
Комплексные туры 104 151 182 95
 

     Соотношение числа туристов, посетивших Костромскую область и отправленных на отдых из Костромской области представлено на рисунке 7.

     

     Рисунок 7 – Соотношение числа туристов

     По  рисунку видно, что число туристов, как посетивших костромскую область, так и отправленных на отдых из нее, год от года уменьшается, поэтому, в свете увеличения стоимости реализованных туров, можно говорить об удорожании отдыха в связи с инфляцией или повышении требований к качеству отдыха и, соответственно, цене на него.

     Рейтинг предпочтительных направлений отдыха возглавляет Российская Федерация, на втором месте идет Египет, на третьем  – Турция, на четвертом – Тайланд, далее Испания и Италия. Общей тенденцией по всем странам является спад турпотока в посткризисном 2009 году. Самую яркую динамику по увеличению турпотока показывает Египет – за 4 года число туристов из Костромской области увеличилось почти в 4 раза. Однако в свете политических событий февраля 2011 года, а также нападения акул на туристов в ноябре-декабре 2010 года, этой африканской стране придется вновь привлекать туристов на свои курорты.

     На  фоне революции в Египте и Тунисе Турция на сезон 2011 года резко взвинтила  цены, поэтому, на наш взгляд, в предстоящем летнем сезоне большим спросом будут пользоваться европейские страны, пережившие дефолт, такие как: Греция, Испания, Португалия, второй год предлагающие минимальные цены на отдых при высоком уровне сервиса.

 

     2.3 Анализ спроса  на туристском рынке Костромы

     В целях исследования спроса на костромском  туристском рынке были опрошены потенциальные клиенты. Всего было опрошено 15 человек из них – 6 мужчин и 9 женщин. Сфера деятельности респондентов: студентка, частные предприниматели, работники банковской сферы, строитель, рабочий, торговые работники, руководитель отдела, системный администратор.

     Возрастной  состав респондентов представлен на рисунке 8.

     

     Рисунок 8 – Возрастной состав респондентов

     По  рисунку 8 видно, что основную массу респондентов составляют потенциальные клиенты в возрасте от 31 года до 40 лет – наиболее экономически эффективное население. Предпочтения вида отдыха представлены в таблице 10 и наглядно на рисунке 9.

Таблица 10 – Предпочтения вида отдыха

Вид отдыха Число потребителей
пляжный за границей 6
пляжный в России 6
экскурсионный за границей 3
экскурсионный по России 5
конные  туры 2
сплавы  по рекам 2
походы  в горы 2
речные, морские круизы 1
отдых в костромской области 8
автотуры 1
 

Рисунок 9 – Предпочтения вида отдыха

     Таким образом, в большей степени пользуется спросом отдых в Костромской области, пляжный отдых в России и за границей, а также экскурсионный отдых по России.

     Согласно  опросу, большинство респондентов (13 человек) путешествуют не более одного раза в год. Организацию своего отдыха в основном доверяют турагентству или организуют его самостоятельно.

     

     Рисунок 10 – Предпочтения по организации отдыха

     При выборе турагентства потребители в первую очередь руководствуются рекомендациями родственников и знакомых, что хорошо видно по рисунку 11.

     

     Рисунок 11 – Источник информации о турагентстве

     Рейтинг турагентств города представлен  в таблице 11 и на рисунке 12.

Таблица 11 – Рейтинг турагентств Костромы

Агентство Количество  голосов Удельный  вес, %
"1001 тур" 6 40,00
"Атлас-К" 4 26,67
"Фортуна" 2 13,33
"Sun Travel" 5 33,33
"Пора  отдыхать" 2 13,33
"Турне" 4 26,67
"Саквояж" 4 26,67
"Витрина  мира" 4 26,67
"Колумбия" 2 13,33
"Куда.ру" 1 6,67
"Тез  Тур" 2 13,33
"Вояж" 1 6,67
"Starttravel" 1 6,67
"Интер" 1 6,67
"Магеллан" 1 6,67
 

Рисунок 12 – Рейтинг турагентств Костромы

     Таким образом, первое место в рейтинге занимает турагентство «1001 тур», на втором месте идет «Sun Travel» и на третьем месте находится несколько агентств, таких как: «Атлас-К», «Витрина мира», «Саквояж» и «Турне». Интересен тот факт, что ни один из респондентов не назвал крупнейшее агентство в городе – «Турсервис», а сравнительно молодое агентство «Sun Travel» заняло второе место в рейтинге.

 

     2.4 Анализ предложения  на туристском  рынке Костромы

     В проведенном опросе упомянуты всего  пятнадцать турагентств города, тогда  как на самом деле их немного больше 50. В ходе исследования было опрошено 18 туристских компаний города с целью изучения предложения на туррынке.

     Как видно по рисунку 13, треть агентств занимается  как туроператорской так и турагентской деятельностью.

     

     Рисунок 13 – Распределение туркомпаний  по видам деятельности

     Турагентской  деятельностью занимаются все организации, даже если основной миссией компании является продвижение на рынок туристско-рекреационных ресурсов Костромской области. Посредническая деятельность не предполагает больших затрат, а доход при этом приносит существенный.

     С целью определения опыта работы компании на туристском рынке Костромы был задан вопрос: как давно существует фирма на рынке? Количество туристских организаций, созданных в разное время, представлено на рисунке 14.

     

     Рисунок 14 – Количество турфирм, созданных в разное время

     Рисунок 14 дает наглядное представление  о том, что большинство турфирм было создано в период с 2001 по 2005 год, и совсем не возникали туркомпании в период с 1996 по 2000 годы. На наш взгляд, это связано в первую очередь с массовым выпуском профессиональных кадров для туризма Костромским государственным технологическим университетом, начиная с 2001 года. На рынке появилось много специалистов, образование и опыт работы которых позволили многим предпринимателям получить лицензию на ведение турагентской и туроператорской деятельности.

     В 2007 году лицензирование туристской деятельности было отменено, и поток желающих открыть свою турфирму увеличился. По нашему мнению, это был опрометчивый шаг, поскольку были сняты все барьеры вхождения в туристскую отрасль для турагентств, которые стали открывать все, кому не лень. Емкость туристского рынка Костромы не увеличилась, соответственно, на долю каждого агентства стало приходиться все меньше клиентов.

     Не  улучшила замена лицензирования на финансовые гарантии  и положение туроператоров. Теперь для того, чтобы заниматься операторской деятельностью по внутреннему туризму необходимо иметь на счете 500 тысяч рублей в год, либо застраховать на эту сумму свою ответственность перед туристами. Кроме того, изменениями в законодательстве индивидуальные предприниматели, имеющие на тот момент лицензию на операторскую деятельность, были лишены возможности ее осуществлять. Им пришлось менять организационно-правовую форму предприятия, а это связано с изменением всех реквизитов, договоров компании, что принесло множество неудобств в работе.

     Следующим вопросом анкеты для турфирм был вопрос о том, какой рекламе фирма отдает предпочтение. Результаты ответов представлены на рисунке 15.

     

     Рисунок 15 – Предпочтения туркомпаний в  выборе вида рекламы

     Таким образом, наибольшую популярность среди  рекламодателей имеет Интернет-реклама, благодаря ее относительной дешевизне и большому охвату аудитории потенциальных клиентов. Интернет-реклама представляет собой в первую очередь использование Web-сайта компании, а также рекламную информацию о компании на справочных сайтах, таких например, как www.kostroma.com.

     Следующей по популярности идет печатная реклама – это и рекламные модули в прессе, и листовки, и буклеты, и визитные карточки турфирм. Популярность печатной рекламы объясняется ее низкой стоимостью, простотой изготовления, большой вторичной аудиторией, способностью долго храниться. Минусом печатной рекламы, особенно это касается листовок, буклетов и т.д., является образ макулатурности и проблема засорения подъездов домов.

     Третьей по популярности является наружная реклама, включающая в себя: вывески, переносные штендеры, световые табло. Это объясняется тем, что любой фирме необходима ее идентификация с местом расположения, чтобы клиенты могли быстро найти интересующую их компанию.

     Наименьшее  количество голосов набрали такие  виды рекламы, как теле- и радио-реклама. В первую очередь это связано  с дороговизной данных медианосителей. Кроме того, теле- и радио-реклама имеют такое свойство, как мимолетность – короткие ролики не запоминаются. В ходе исследования выяснилось, что позволить себе данные виды рекламы могут в основном более крупные и известные на рынке турфирмы.

Информация о работе Анализ рынка туристских услуг города Костромы