Анализ рынка туристских услуг города Костромы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Задачи конкурса:
стимулирование конкурентоспособности участников туристского рынка Костромской области;
повышение качества предоставления туристских услуг;
стимулирование развития культурно-познавательного, экологического, оздоровительного и других видов туризма в Костромской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………7
Теоретические аспекты исследования рынка туристских услуг……….9
Понятие рынка………………………………………………………...9
Основные параметры рынка………………………………………...11
Методы исследования рынка туристских услуг…………………...23

Исследование костромского рынка туристских услуг………………30
Разработка плана исследования……………………………………30
Реализация плана исследования – сбор и анализ данных…………34
Анализ спроса на туристском рынке Костромы…………………...41
Анализ предложения на туристском рынке Костромы……………45

Рекомендации по совершенствованию предложения на рынке туристских услуг Костромы……………………………………………..55
Рекомендации для турагентств……………………………………...56
Рекомендации для туроператоров…………………………………..61
Рекомендации для администрации Костромской области………..63

Аспекты сохранения экологической чистоты в местах проведения экологических туров……………………………………………………65
Понятие экологического туризма…………………………………65
Разнообразие экотуризма по своему содержанию…………………68
Основные принципы экотуризма…………………………………...70
Как в походе не навредить природе………………………………...75

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.…………

Работа содержит 1 файл

Диплом оригинал. (3).doc

— 1,006.00 Кб (Скачать)

     Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени [2.6, c. 48].

     Объем предложения – то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.        

 Зависимость  между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

     Факторы, оказывающие влияние на предложения:

  • изменение цен на факторы производства;
  • технический прогресс;
  • сезонные изменения;
  • налоги и субсидии;
  • ожидания производителей;
  • изменение цен на сопутствующие товары.

     Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а  изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.      

 При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

     При характеристике туристского рынка  необходимо учитывать ряд моментов: 
-  основным предметом купли-продажи являются услуги; 
-  кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;

- спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

     Туристское предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские ресурсы); высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность. 

     
    1. Основные  параметры рынка

     С точки зрения экономической и управленческой точек зрения, туристский рынок можно представить в виде двух относительно самостоятельных, с точки зрения маркетингового анализа, областей: рынка предложений и рынка спроса (рисунок 1). 

    Рисунок 1 – Структура туристского рынка [4.3] 

     В реальной практике оба рынка тесно  связаны между собой, взаимодействуя в резонансном режиме, порождая, стимулируя и определяя содержание и структуру, с одной стороны туристской индустрии, с другой – потребительского спроса.

     В связи с этим, как и всякий другой рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более  мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим  в маркетинге  туризма существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Наиболее важными типами туристского рынка являются:

     1. С точки зрения пространственных  характеристик выделяются рынки:

     - пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков и в выходные дни);

     - внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);

     - внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны);

     -международного туризма (поездки за пределы страны) 
2. С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:

     - целевой, то есть рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовать свои цели;

     - бесплодный, то есть рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;

     - дополнительный, то есть рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;

     - дополнительный, то есть рынок на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;

     - растущий, то есть рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;

     - прослоечный, то есть рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.

     Туристский  рынок имеет также различную качественную структуру (рисунок 2).  

     

     Рисунок 2 – Качественная структура рынка [4.3] 

     Потенциальный рынок составляет 10% жителей (страны, региона, области и т.п.). В его  состав входят покупатели, которые проявляют интерес к приобретению товара. Между тем, одного лишь желания мало. Необходимо располагать средствами для покупки. В завершение, нуждающиеся в товаре и платежеспособные покупатели должны иметь доступ к услугам, способным удовлетворить их потребности. Если все эти условия соблюдаются, то есть основание говорить о так называемом действительном рынке.  
Его следует уменьшить на количество покупателей, которые по тем или иным причинам (законодательные ограничения, здоровье и т.д.) не реализуют свою заинтересованность на квалифицированном рынке. Последний составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного [4.3].

     Предприятие активно обслуживает 10% покупателей  потенциального рынка, которые имеют  возможность  делать выбор из всего многообразия предлагаемых товаров, в том числе конкурирующих фирм. 
Освоенный рынок образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия. В данном случае они составляют лишь 5% потенциального рынка и 50% обслуживаемого рынка. 
Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Будучи неудовлетворенной размерами продаж фирма рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка и прежде всего за счет обслуживаемой его части.

     Помимо  этого, дополнительно к приведенным  признакам классификации рынков можно добавить еще ряд рынков,  которые являются характерными только для туристской деятельности и более конкретны  (таблица 1).

Таблица1 – Классификация рынков по видам и формам туризма

Признак Классификационные группировки 
Цель путешествия Рынок рекреационного туризма 
Рынок делового туризма 
Рынок научного туризма 
Продолжение таблицы 1
Использование транспортных средств  Рынок автомобильного туризма 
Рынок железнодорожного туризма 
Рынок авиационного туризма 
Вид путешествия Рынок индивидуального  туризма 
Рынок группового туризма 
 

     В целом, исследование рынка по любому из признаков осуществляется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров для данного момента  времени и получение прогнозных значений. В первую очередь оценивается текущая ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), а затем определяется емкость рынка.

     Общая цель исследования рынка состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в услугах и  создаются предпосылки для их эффективного сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего  состояния спроса и предложения та услуги, то есть конъюнктуры рынка.

     Конъюнктура – экономическая ситуация на рынке  в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на услуги, а также уровень и динамику цен на них [4.3].

     В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка, исследования должны быть ориентированы, прежде всего, на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия. Но изучение любого рынка нельзя проводить изолированно, вне связи с общехозяйственной конъюнктурой и общим положение дел в отрасли. 
Конъюнктура рынка формируется и развивается под влиянием многих факторов и поэтому основная сложность заключается в определении круга этих факторов. Основными показателями, характеризующими конъюнктуру туристского рынка, например, являются:

     - соотношение спроса и предложения туристских услуг;

     - уровень цен;

     - состояние конкуренции и барьеры для входа на рынок;

     - степень государственного регулирования данного рынка;

     - коммерческие условия реализации туристских услуг;

     - наличие сезонных колебаний спроса и другие параметры.

     Основные  методические требования к оценке конъюнктуры  состоят в следующем:

     - учет всеобщей взаимосвязи  явлений экономической жизни;

     - тенденции развития конъюнктуры на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные туристские рынки;

     - неустойчивость конъюнктуры, отсутствие стабильности на рынках вызывает необходимость обеспечения постоянного и непрерывного наблюдения за рынками;

     - изучение конъюнктуры туристского рынка  должно осуществляться в определенной последовательности.

     Этапы изучения конъюнктуры рынка:

     1. Подготовительный этап. На подготовительном  этапе определяется объект изучения, основные показатели конъюнктуры,  круг источников необходимой информации

     2. Текущее наблюдение за развитием  конъюнктуры предполагает сбор, хранение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную обработку получаемых данных о состоянии изучаемого рынка.

     3. Анализ конъюнктурной информации. Цель – выявление закономерностей и тенденций формирования конъюнктуры исследуемого рынка.

     4. Разработка конъюнктурного прогноза. При изучении конъюнктуры туристского рынка ставится задача не только определения его состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера дальнейшего его развития. Конъюнктурный прогноз дает оценку перспектив развития  рынка и является основой для выработки стратегий  и тактики деятельности предприятия. Качество прогноза определяется, главным образом, тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализ и оценка факторов формирования и развития конъюнктуры.

     Одной из основных  задач исследования выбранного рынка является определение его емкости. Данный показатель демонстрирует принципиальную возможность работы на конкретном рынке.

     Емкостью  рынка называют объем реализуемых  на нем услуг в течение определенного  промежутка времени (обычно за год) [4.3].

     Емкость рынка рассчитывается и в натуральном (количество потребителей) и денежном (объем денежных поступлений) выражении. 
Зная емкость ее рынка и тенденции ее изменения, фирма получает возможность оценивать перспективность того или иного рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться.

     Однако  не всегда наибольшая емкость рынка  означает наилучшие возможности для его освоения. На таком рынке может быть сильная конкуренция, высокая степень удовлетворенности потребителей услугами конкурентов и действовать другие факторы, которые следует учитывать при принятии решений о выборе того или иного рынка для последующей работы на нем.

Информация о работе Анализ рынка туристских услуг города Костромы