Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:42, дипломная работа
Автомобили КамАЗ выпускает Камский автомобильный завод, одно из крупнейших предприятий страны.
Конструкторскую документацию на эти автомобили разработал Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева совместно с КамАЗ.
Грузовые автомобили КамАЗ по мере развития их выпуска играют все более важную роль в народном хозяйстве нашей страны. Знание их характеристик, устройства и работы основных агрегатов и систем, содержания технического обслуживания позволит водителям, работникам автомобильного транспорта более полно использовать технические возможности машин в процессе их эксплуатации.
|Введение……………………………………………………………..………… |стр. |
|Глава I. Устройство сцепления…………………………………………….. |стр. |
|Механизм сцепления…………………………………………...…... |стр. |
|Привод управления механизмом сцепления……………………… |стр. |
|Глава II. Работа и техническое обслуживание сцепления……………... |стр. |
|Глава III. Возможные неисправности в сцеплении и методы их | |
|устранения………………………………………………………... |стр. |
|Глава IV. Техника безопасности и производственная санитария……... |стр. |
|Заключение.....………………………………………………………………... |стр. |
|Экономическая часть……………………………..…………………………. |стр. |
|Список литературы……………………………………………...…………... |стр. |
|Приложение 1……………………………………………………………..…... |стр. |
или проходят более чем через одно отверстие под болты крепления. Трещины на
картере сцепления заваривают. Сколы, захватывающие отверстие, наплавляют
или приваривают отколотую часть детали. При срыве резьбы до двух ниток ее
восстанавливают прогонкой метчиком. Если резьба имеет срыв более двух ниток
или изношена, то ее восстанавливают путем нарезания резьбы увеличенного
ремонтного размера, постановкой ввертыша или заваркой с последующим
нарезанием резьбы номинального размера.
Изношенные более предельного размера отверстия под направляющий штифт
крепления стартера, крепления двигателя к раме восстанавливают постановкой
дополнительной детали – втулки. После запрессовки отверстие втулок
обрабатывают под номинальный размер.
Изношенные опорные
плоскости лап крепления
обрабатывают на фрезерном станке до устранения следов износа. При
значительном износе осуществляют приварку шайб. Перед приваркой поверхность
лапы фрезеруют, а отверстия зенкуют для установки шайб. Затем шайбы
приваривают к картеру сцепления сплошным швом электродуговой сваркой.
Завершают обработку зенковкой торцов лап заподлицо с основным металлом.
Основными дефектами нажимного и ведомого дисков сцепления являются
трещины на поверхности нажимного диска или фрикционных накладок ведомого
диска, износ фрикционных накладок, коробление или погнутость диска,
ослабление заклепок крепления накладок или ступицы, износ и задиры рабочих
поверхностей нажимного и
трещинами бракуют. Изношенные фрикционные накладки заменяют новыми. Для
этого удаляют старые заклепки. Правят ведомый диск, предварительно зачистив
забоины и заусенцы на ступице. Коробление устанавливают на поверочной плите
с помощью щупа. Щуп толщиной 0,3 мм не должен проходить между торцовой
поверхностью диска и плитой. Приклепывание фрикционных накладок производят
под прессом, применяя штамп. Вместо заклепок для соединения фрикционных
накладок с диском применяют также клей.
Коробление плоскости касания нажимного диска с ведомым диском не более
0,15мм или погнутость ведомого диска больше указанной в технических
условиях величины устраняют правкой. Нажимный диск правят на прессе,
устанавливая на кольцо, расположенное на столе пресса, плоскостью касания к
ведомому диску вниз. Правку ведомого диска осуществляют на плите или в
приспособлении с помощью специальной оправки. Накладки бракуют, если
ослаблены заклепки крепления их к ведомым дискам. При ослаблении более
четырех заклепок крепления ступицы ведомого диска производят замену
заклепок. Для этого изношенные отверстия в ступице и диске рассверливают
под увеличенный ремонтный размер или сверлят новые отверстия между
имеющимися. Отремонтированный ведомый диск в сборке с накладками должен
быть отбалансирован. Допустимый дисбаланс устанавливается техническими
условиями. Износ и задиры рабочей поверхности нажимного и среднего дисков
устраняют обработкой на шлифовальном или токарном станке. При этом
минимальная толщина диска должна быть не менее указанной в технических
условиях величины.
После сборки сцепления устанавливают на двигатель и проверяют его
работу в выключенном и
Для обеспечения
свободного хода муфты
изнашивания накладок ведомых дисков возникает необходимость в регулировке
привода сцепления. Привод включения сцепления у автомобилей КамАЗ –
гидравлический. Регулировка привода механизма выключения сцепления КамАЗа
заключается в проверке и регулировке свободного хода педали сцепления,
свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя
пневмоусилителя.
Для определения
свободного хода муфты
вилки выключения сцепления от сферической поверхности гайки 18 толкателя 17
(см. рис. 3.2, а) пневмоусилителя
при отсоединенном положении
пружины сцепления от рычага. Если
свободный ход оттяжного
измеренный на радиусе 90мм, окажется меньше 3 мм, то его регулируют гайкой
18 до значения 3,7...4,6мм. Это соответствует свободному ходу муфты
выключения сцепления 3,2...4м.
Свободный ход педали сцепления автомобилей КамАЗ измеряют в средней
части площадки педали сцепления 1 (рис. 3.2, а). Он должен составлять
6...12мм. Свободный ход регулируют изменением зазора между поршнем и
толкателем поршня главного цилиндра 9 эксцентриковым пальцем 6, соединяющим
верхнюю проушину толкателя 7 с рычагом 5 педали. Операцию выполняют при
прижатой педали сцепления к верхнему упору 4 оттяжной пружиной 8. Вращением
эксцентрикового пальца добиваются требуемого перемещения педали от верхнего
упора до момента касания толкателем поршня. Затем затягивают и
зашплинтовывают гайку.
Рис. 3.2. Привод механизма выключения сцепления:
а – гидравлический
1-педаль сцепления; 2-нижний упор: 3-кронштейн; 4-верхний упор; 5-рычаг; 6-
эксцентриковый палец; 7-толкатель поршня; 8 и 23-оттяжные пружины; 9-
главный цилиндр; 10- гидролиния (шланг); 11-передний корпус
пневмоусилителя; 12-задний корпус пневмоусилителя; 13-пробка; 14-
перепускной клапан; 15-пневмолиния; 16-защитный чехол; 17- толкатель
поршня пневмоусилителя;
18-сферическая регулировочная
редукционный клапан; 20-тяга вилки с пружиной; 21-регулировочная гайка; 22-
рычаг вилки; 24-вилка выключения сцепления; 25-муфта выключения сцепления с
выжимным подшипником; 26-возвратная пружина
При регулировке свободного хода педали сцепления с механическим
приводом (рис. 3.2, б) отворачивают на несколько оборотов контргайку гайки
21, вращают гайку 21, изменяя длину тяги 20. Для увеличения свободного хода
гайки 21 отвертывают, а для уменьшения – завертывают. После регулировки,
удерживая гайку 21 неподвижной, затягивают до отказа контргайку.
Полный ход толкателя
пневмоусилителя проверяют
сцепления до упора. Для автомобилей КамАЗ он должен быть не менее 25мм. При
меньшем ходе не обеспечивается полное выключение сцепления. При
недостаточном перемещении толкателя
пневмоусилителя проверяют
педали сцепления, объем жидкости в главном цилиндре привода сцепления и при
необходимости прокачивают гидросистему привода сцепления.
Уровень жидкости «Нева» в бачке главного цилиндра привода механизма
выключения сцепления автомобилей КамАЗ проверяют с помощью щупа из
комплекта инструмента водителя. Нормальный уровень жидкости в гидроцилиндре
соответствует 40мм длины смоченной поверхности щупа, допустимый – 10мм.
Полный объем жидкости в гидроприводе сцепления составляет 280см3. Один раз
в три года осенью заменяют жидкость в системе гидропривода сцепления.
Прокачку гидросистемы
привода сцепления
после устранения негерметичности гидропривода в такой последовательности:
1) очищают от пыли и грязи резиновый защитный колпачок перепускного
клапана 14 (см. рис. 3.2, а) и снимают его. Надевают на головку клапана
резиновый шланг, прилагаемый к автомобилю. Свободный конец шланга помещают
в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью;
2) резко нажимают на педаль сцепления 3-4 раза. При нажатой педали
отвертывают на 0,5-1 оборот клапан выпуска воздуха. Через шланг выйдет
часть жидкости и содержащийся в ней в виде пузырьков воздух;
3) после прекращения выхода жидкости при нажатой педали сцепления
заворачивают перепускной
4) операции 2 и 3 повторяют до тех пор, пока полностью не прекратится
выделение воздуха из гидросистемы через шланг. Во избежание попадания в
систему воздуха в процессе ее прокачки в систему периодически добавляют
жидкость. Ее уровень в компенсационной полости главного цилиндра не должен
снизиться более чем на 2/3 высоты от отметки нормального уровня;
5) по окончании прокачки при нажатой педали полностью заворачивают
перепускной клапан, снимают с его головки шланг и устанавливают защитный
колпачок на головку клапана;
6) доливают жидкость
в главный цилиндр до
Качество прокачки определяют по полному ходу толкателя пневмоусилителя
привода сцепления.
Контроль и слив
конденсата в гидроцилиндре
КамАЗ осуществляют после отвертывания пробки 13 (см. рис. 3.2, а) в
переднем корпусе
продувают легким нажатием на педаль сцепления.
Смазывание сцепления и промывку гидросистемы привода рассмотрим на
примере сцепления автомобилей КамАЗ. Втулки вала выключения сцепления
смазывают через две пресс-масленки 3 (рис. 3.3), а подшипник муфты
выключения сцепления – через пресс-масленку 2 шприцем. Во избежание
попадания смазочного материала в картер сцепления число качков шприцем не
должно превышать трех.
Рис. 3.3. Точки смазывания сцепления и коробки передач с делителем
автомобилей КамАЗ:
1-сапун; 2-пресс-масленка выжимного подшипника; 3-пресс-масленка опоры; 4 и
5-сливные пробки с магнитом; 6-пробка заливного отверстия с указателем
уровня; 7-пробка сливного отверстия
Промывают гидросистему
привода сцепления
чистой тормозной жидкостью с периодичностью не реже одного раза в три года.
При этом полностью разбирают главный цилиндр и пневмоусилитель.
Трубопроводы после промывки продувают сжатым воздухом, предварительно
отсоединив их с обоих концов. Затвердевшие, изношенные или с повреждениями
рабочих кромок манжеты заменяют новыми. Перед сборкой поршни и манжеты
смазывают тормозной жидкостью. После заполнения гидросистемы привода
сцепления свежей тормозной жидкостью ее прокачивают для удаления
появившегося воздуха.
Для замены пневмоусилителя гидропривода сцепления автомобилей КамАЗ
необходимо выполнить
системы через клапан на воздушном баллоне; снять оттяжную пружину 8 (см.
рис. 3.2) рычага 5 вала вилки выключения сцепления; отсоединить пневмолинию
15 пневмоусилителя и гидролинию 10; слить жидкость из системы гидропривода;
отвернуть два болта крепления пневмоусилителя и снять его вместе с
толкателем 17.
Устанавливают пневмоусилитель в такой последовательности: закрепляют
усилитель на картере сцепления (делителя) двумя болтами с пружинными
шайбами; присоединяют гидролинию 10 пневмоусилителя и пневмолинию 15;
устанавливают оттяжную пружину 8 вала вилки выключения сцепления; наливают
тормозную жидкость в компенсационную полость главного цилиндра через
верхнее отверстие при снятом защитном чехле; прокачивают систему
гидропривода; проверяют герметичность соединении трубопроводов; устраняют
подтекание тормозной жидкости подтяжкой или заменой отдельных деталей;
проверяют и при необходимости регулируют зазор между торцом крышки и
ограничителем хода штока включения делителя передач.
Неисправности сцепления
|Неисправность |Признак |Причина |Способ устранения|
| |неисправности |неисправности | |
|Сцепление |Автомобиль
|Нет зазора между |
|«буксует» |медленно
набирает|упорным кольцом и|
|(неполное |скорость или |выжимным |(свободный ход |
|включение) |медленно теряет |подшипником |муфты) |
| |скорость на |(отсутствует | |
| |подъеме. |свободный ход | |
| | |муфты) | |
| | | | |
| |В кабине |Попадание смазки |Снять сцепление и|
| |ощущается |на поверхность |промыть |
Информация о работе Устройство, работа, неисправности, ремонт сцепления автомобиля КамАЗ