Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:42, дипломная работа
Автомобили КамАЗ выпускает Камский автомобильный завод, одно из крупнейших предприятий страны.
Конструкторскую документацию на эти автомобили разработал Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева совместно с КамАЗ.
Грузовые автомобили КамАЗ по мере развития их выпуска играют все более важную роль в народном хозяйстве нашей страны. Знание их характеристик, устройства и работы основных агрегатов и систем, содержания технического обслуживания позволит водителям, работникам автомобильного транспорта более полно использовать технические возможности машин в процессе их эксплуатации.
|Введение……………………………………………………………..………… |стр. |
|Глава I. Устройство сцепления…………………………………………….. |стр. |
|Механизм сцепления…………………………………………...…... |стр. |
|Привод управления механизмом сцепления……………………… |стр. |
|Глава II. Работа и техническое обслуживание сцепления……………... |стр. |
|Глава III. Возможные неисправности в сцеплении и методы их | |
|устранения………………………………………………………... |стр. |
|Глава IV. Техника безопасности и производственная санитария……... |стр. |
|Заключение.....………………………………………………………………... |стр. |
|Экономическая часть……………………………..…………………………. |стр. |
|Список литературы……………………………………………...…………... |стр. |
|Приложение 1……………………………………………………………..…... |стр. |
Фрикционный элемент уменьшает амплитуды вынужденных колебаний,
преобразуя энергию колебаний в тепло, и состоит из двух обойм, двух дисков,
двух фрикционных колец.
К фланцу ступицы с обеих сторон приклепаны диски демпфера и обоймы.
К ведомому диску с обеих сторон приклепаны фрикционные кольца.
Фрикционные кольца и диски демпфера также имеют по восемь окон, окна для
пружин совпадают с окнами в ведомом диске и фланце ступицы. В окнах
устанавливаются восемь цилиндрических пружин.
Таким образом, между ведомым диском и его ступицей нет жесткой связи –
они связаны только через восемь пружин. Диски демпфера выполнены в виде
тарельчатых пружин и постоянно
прижимаются к фрикционным
При возникновении крутильных колебаний ступица ведомого диска
проворачивается относительно самого диска; пружины демпфера, сжимаясь,
изменяют частоту колебаний, обеспечивая несовпадение частот собственных
колебаний трансмиссии и вынужденных крутильных колебаний, т. е.
предотвращают явление резонанса.
При повороте ступицы диски демпфера скользят по фрикционным кольцам, и
за счет трения энергия колебаний превращается в тепло.
Нажимное устройство (см. рис. 1.2) состоит из двенадцати пружин.
Пружины опираются на бобышки нажимного диска через шайбы из
термоизоляционного материала. Суммарное усилие пружин равно 10500...12200Н
(1050...1220 кгс).
Механизм выключения состоит из четырех оттяжных рычагов, упорного
кольца, муфты выключения сцепления с выжимным подшипником, вилки выключения
сцепления с валом, двух оттяжных пружин.
Четыре оттяжных
рычага устанавливаются на
с кожухом с помощью вилок. Оттяжные рычаги соединяются с нажимным диском и
вилками-пальцами. Пальцы установлены в диске и вилках на игольчатых
подшипниках.
На оси рычага
в вилке устанавливается
одним усиком упирается в кожух, а другим через петлю постоянно прижимает
упорное кольцо к оттяжным рычагам. Упорное кольцо предохраняет оттяжные
рычаги от износа.
Для выключения сцепления на крышку первичного вала коробки передач
установлена муфта выключения сцепления с подшипником в сборе. Муфта под
действием пружин постоянно прижимается запрессованными в нее сухарями к
лапкам вилки выключения сцепления.
Для смазки муфты и подшипника установлены шланг подачи смазки и
масленка на картере сцепления.
Вилка выключения сцепления установлена на валу привода, который, в
свою очередь, установлен на втулках в расточках картера сцепления. На
наружный конец вала установлен рычаг вала вилки.
1.2. ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ СЦЕПЛЕНИЯ
Привод дистанционный, гидравлический, с пневмоусилителем, предназначен
для выключения сцепления.
Емкость его гидросистемы 0,38 л.
Применяемая жидкость ГТЖ-22М или «Нева», «Томь».
Он состоит (рис. 1.4) из педали сцепления с оттяжной пружиной,
главного цилиндра, пневмогидравлического усилителя, рычага вала вилки
выключения сцепления с
Рис. 1.4. Привод механизма сцепления:
1-педаль; 2- упор нижний; 3-кронштейн; 4- упор верхний; 5- рычаг; 6-палец
эксцентриковый; 7- толкатель поршня; 8- пружина оттяжная; 9- цилиндр
главный; 10-трубопровод гидравлический;
11-усилитель
/2-пробка; 13-клапан перепускной; 14-трубопровод пневматический; 15-чехол
защитный; 16-толкатель поршня;
17-гайка сферическая
бачок компенсационный; а-
При нажатии на
педаль при выключении
через рычаг и шток передается к главному цилиндру, откуда жидкость под
давлением по трубопроводу поступает в корпус следящего устройства, которое
при этом обеспечивает пропуск сжатого воздуха, поступающего по
воздухопроводу через
Одновременно от
главного цилиндра жидкость
гидравлический цилиндр усилителя. Суммарное усилие давления воздуха в
цилиндре пневмоусилителя и давление жидкости в гидравлическом цилиндре
передается на шток пневмоусилителя. Шток перемещает рычаг вала вилки
выключения сцепления, которая, поворачиваясь, выключает сцепление.
Педаль сцепления установлена на оси кронштейна. Она передает усилие на
толкатель поршня главного цилиндра с помощью рычага и эксцентрикового
пальца.
Главный цилиндр (рис. 1.5) установлен на кронштейне педали сцепления.
Рис. 1.5. Главный цилиндр:
1-толкатель (шток) поршня; 2-корпус; 3-поршень; 4-корпус бачка; 5-зазор
свободного хода главного
А- зазор свободного хода
Состоит из корпуса цилиндра, защитного чехла, штока, поршня, торцевой
уплотнительной манжеты, пружины, пробки цилиндра, корпуса бачка.
В корпусе главного цилиндра образованы две полости, разделенные
перегородкой. Верхняя полость совместно с бачком предназначена для заправки
гидропривода рабочей жидкостью и хранения необходимого запаса рабочей
жидкости.
Нижняя полость
выполняет функции рабочей
которой устанавливается поршень с манжетой и пружиной.
Пневмогидравлический усилитель привода сцепления служит для создания
дополнительного усилия с целью облегчения управления сцеплением. Он
крепится двумя болтами к фланцу картера сцепления с правой стороны.
Усилитель (рис. 1.6) состоит из переднего 35 и заднего 44 корпусов,
поршня выключения сцепления 43 с толкателем 3, пневматического поршня 31,
следящего устройства.
Рис. 1.6. Пневмогидравлический усилитель привода сцепления:
а- подвод тормозной жидкости; б-подвод воздуха; 1-сферическая гайка; 2-
контргайка; 3-толкатель поршня выключения сцепления; 4-защитный чехол; 5-
стопорное кольцо; 6-корпус уплотнения поршня; 7-уплотнительное кольцо; 8-
манжет следящего поршня; 9-следящий поршень; 10-корпус следящего поршня;
11-перепускной клапан; 12-колпачок; 13-уплотнитель выпускного
отверстия;14-крышка
диафрагма следящего устройства; 17-седло диафрагмы; 18-уплотнительное
кольцо; 19-пружина диафрагмы; 20-пробка; 21-пружина возвратная; 22-седло
впускного клапана; 23-впускной клапан; 24-стержень клапанов; 25-крышка
подвода воздуха; 26-выпускной клапан; 27-регулировочные прокладки; 28-
гайка; 29-шайба диафрагмы; 30-кольцо упорное; 31-пневматический поршень; 32-
прокладка; 33-пробка; 34-манжета поршня; 35-передний корпус; 36-пружина
поршня; 37-шайба; 38-манжета уплотнителя; 39-распорная втулка; 40-распорная
пружина; 41-упорная втулка; 42-манжета поршня; 43поршень выключения
сцепления; 44-задний корпус
Передний корпус отлит из алюминиевого сплава. В нем расточены
отверстие (вверху) и сверление (внизу). Сверление предназначено для
установки пневматического поршня.
Верхнее ступенчатое отверстие предназначено для установки впускного
клапана с седлом следящего устройства.
Полости клапана в верхнем отверстии и надпоршневом пространстве
нижнего сверления соединены между собой каналом. В стенке корпуса имеется
пробка 33 для удаления конденсата.
В цилиндре переднего
корпуса расположен
манжетой и возвратной пружиной. Поршень напрессован на толкатель,
выполненный как одно целое с гидравлическим поршнем. Толкатель
гидравлического поршня имеет сферическую гайку 1 и контргайку 2. Усилия от
пневматического и гидравлического рабочих поршней суммируются и передаются
через толкатель и его сферическую гайку на рычаг вала вилки выключения
сцепления.
В заднем чугунном корпусе 44 расточены отверстие (внизу) и сверление
(вверху). Отверстие выполняет роль цилиндра гидравлического поршня
выключения сцепления.
Со стороны переднего
корпуса в отверстие
уплотнение поршня.
Верхнее сверление предназначено для установки корпуса поршня следящего
устройства.
Рабочая жидкость из главного цилиндра поступает в полость
гидравлического поршня через отверстие а в корпусе.
Сжатый воздух в верхнюю полость переднего корпуса подводится через
отверстие в крышке корпуса.
Следящее устройство предназначено для автоматического изменения
давления воздуха в силовом пневмоцилиндре за поршнем пропорционально усилию
на педали сцепления. Оно состоит из следящего поршня с манжетой 8, корпуса
следящего поршня 10, диафрагмы с седлом выпускного клапана и пружиной,
выпускного и впускного
В корпусе установлен следящий поршень с манжетой. Ход поршня
ограничивается упорным
Диафрагма зажата между корпусами; в ней при помощи гайки закрепляются
седло выпускного клапана и две тарелки пружины диафрагмы.
Конические выпускной и впускной клапаны собраны на общем стержне.
Пружина клапанов прижимает впускной клапан к седлу, закрепленному в корпусе
при помощи крышки подвода воздуха.
Канал б для подвода сжатого воздуха в цилиндр пневматического поршня
соединяется с полостью перед диафрагмой калиброванным отверстием.
Воздух из цилиндра пневматического поршня выпускается через выпускной
клапан, внутреннюю полость седла выпускного клапана и отверстие, закрытое
уплотнителем с крышкой.
Глава II. РАБОТА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
РАБОТА СЦЕПЛЕНИЯ
Исходное положение. Педаль привода сцепления находится в исходном
положении, шток главного цилиндра – в верхнем положении. Поршень под
действием пружины прижат к перегородке корпуса. Между штоком и поршнем
имеется зазор, полости главного цилиндра сообщаются между собой. В
трубопроводе, соединяющем главный цилиндр с гидроусилителем, давление
отсутствует.
Толкатель гидравлического поршня гидроусилителя под действием
возвратной пружины рычага вала вилки прижимается к гидравлическому поршню,
который через другой толкатель удерживает пневматический поршень в исходном
положении.
Нажимной диск 4 (см. рис. 1.2) сцепления под действием нажимных пружин
16 прижимает ведомые диски к среднему ведущему диску 2 и маховику 21. Муфта
выключения сцепления под
3,2...4мм, обеспечивая тем самым полноту включения сцепления.
Крутящий момент, развиваемый двигателем, от коленчатого вала
передается на маховик, средний ведущий и нажимной диски и далее за счет
трения на ведомые диски. От ведомых дисков крутящий момент через демпфер
передается на ступицы ведомых дисков и далее на первичный вал 23 коробки
передач.
Выключение сцепления. При нажатой педали привода сцепления толкатель 1
главного цилиндра (см. рис. 1.5) закрывает отверстие в поршне 3,
предотвращая перетекание
поршень, сжимая пружину. При перемещении поршня в цилиндре повышается
давление, которое передается по шлангам и трубопроводам к входному
отверстию пневмогидроусилителя.
Рабочая жидкость под давлением поступает в полость цилиндра
гидравлического поршня усилителя (рис. 1.6) и далее по каналу в заднем
корпусе подводится к следящему поршню 9.
Следящий поршень начинает перемещаться, сжимая при этом пружину
диафрагмы и перемещая седло выпускного клапана. Седло, перемещаясь,
закрывает выпускной клапан, сжимая при этом пружину клапанов, и открывает
впускной клапан. Сжатый воздух поступает в надпоршневое пространство
пневматического поршня 31. Поршень начинает перемещаться, сжимая пружину, и
перемещает через толкатель гидравлический поршень, а он через свой
толкатель 3 поворачивает рычаг вала 15 вилки 13 (см. рис. 1.2), который, в
свою очередь, поворачивает вал и связанную с ним вилку выключения
сцепления. Вилка своими лапками нажимает на сухари муфты выключения
Информация о работе Устройство, работа, неисправности, ремонт сцепления автомобиля КамАЗ